Файл: Правовое регулирование приватизации государственных и муниципальных предприятий..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В современном мире процесс приватизации очень важен для общества. Это так же одно из направлений формирования рыночной экономики.[1] Когда Россия перешла на многоуровневую экономику, государству потребовалось проанализировать процессы приватизации, ее проблемы и допущенные ошибки.

Но всему приходит конец, и процесс приватизации требует подведения итогов экономико-политического процесса за последние десятилетия. Однако время идет, законы меняются, и приватизация становится бессрочной.

Цель данной работы:

  • познакомить людей с приватизацией государственных и муниципальных имуществ,
  • узнать, как происходит данный процесс,
  • проследить за этапами развития приватизации,
  • вычислить объекты и субъекты приватизации.
  • рассмотрение общих вопросов Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества»[2]
  • понятие о сервитутах
  • знакомство с аукционом
  • почему люди выбирают аренду, чем приватизацию.
  • особенности приватизации

Предметом работы является экономические, правовые, организационные аспекты, приватизации государственного и муниципального имущества.[3]

1 Понятие приватизации государственного и муниципального имущества

1.1 Значение и цели приватизации

Приватизация – переход недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в индивидуальную собственность граждан или определенных юридических лиц[4] в порядке, установленном специальным законодательством, а также переход в указанном порядке к названным лицам принадлежащих публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ.

Приватизация предприятий и другого имущества — проводилась и проводится на возмездной основе (хотя частенько и за символическую плату).[5] В качестве получателей имущества бывают не только люди, но и организации (например, разнообразные АООТ, АОЗТ и другие предприятия, возникавшие на базе приватизируемых совхозов и заводов)[6].


По тому, кому принадлежало имущество сначала, можно выделить приватизацию муниципального имущества или государственного.

С правовой точки зрения специальной разницы между ними нет, единственное отличие состоит в отношении муниципальной собственности, процесс может дополнительно контролироваться местными нормативными актами. Все же содержание таких актов, по большому счету, в различных регионах и муниципальных округах не очень отличается друг от друга.

В качестве общих признаков приватизации используются следующие:

  1. переход прав собственности государства в пользу частных лиц;

2) делегирование[7] государственному предприятию права распоряжаться имуществом;

3) полная продажа государственного предприятия частным лицам;

4) продажа части ценных бумаг.

Приватизацию можно изучать во многих аспектах: организационно-техническом, экономическом, юридическом и др.

В качестве специальной формы управленческой деятельности она является системой взаимосвязанных и целенаправленных действий субъектов приватизации по передаче объектов государственной и муниципальной собственности в частную. К тому же эта деятельность проводится по разрешению и при непосредственном участии специальных органов государства и муниципальных образований в установленных порядке и формах. Как управленческая деятельность приватизация структурно состоит из двух частей: объектов и субъектов приватизации.

Экономический аспект приватизации связан с классом «собственность». С учетом экономической теории собственность — это взаимоотношения[8] между людьми из-за вещи.

Оценить экономическое содержание собственности можно через анализ всей системы производственных отношений этого общества. Совокупность обхватывает отношения производства, обмена, распределения, потребления. Приватизация- это средство распределения или перераспределения материальных и нематериальных благ.[9]

Правовой аспект приватизации находит отклик в следующих моментах.

На первом месте право регулирует организацию и проведение работ по приватизации.

В правовых актах выясняются основные цели и принципы приватизации, порядок ее проведения, права, обязанности и ответственность участников приватизации и т. д.

На втором месте ГК РФ рассматривает приватизацию как производный способ приобретения права собственности.[10] Переход права собственности объектов приватизации определяется договором купли-продажи.


Иными словами, приватизация – это производный способ приобретения права собственности; договор о продаже приватизированного имущества — юридический пример возникновения, изменения и прекращения, гражданских прав.[11]

Кажется что, термины «способ» и «основания» — не синонимы. К производным средствам приобретения права собственности относятся передача, изъятие, выкуп. Основными принципами передачи являются: договоры об отчуждении вещи; наследование имущества и примеры правопреемства при реорганизации юридического лица; переход по наследству выморочного имущества.

Результат об условиях приватизации, принимаемый уполномоченным органом, первично в составе юридических фактов.

За результатом идет заключение и исполнение договора купли-продажи объекта приватизации.

Общее правило о начале возникновения права собственности у приобретателя по договору содержится в ГК РФ.[12]

Когда отчуждение имущества[13] подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента этой регистрации, если другое не установлено законом.

В силу Закона о приватизации право собственности на приватизируемое недвижимое имущество переходит к покупателю со момента государственной регистрации перехода права собственности на это имущество.[14] Основные положения государственной регистрации этого имущества — договор купли-продажи недвижимого имущества, и передаточный акт или акт приема-передачи имущества.

В настоящее время государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется в соответствии с Законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Заключаемые в ходе приватизации сделки по приобретению в частную собственность приватизированной недвижимости являются гражданско-правовыми договорами (договорами купли-продажи[15]), а потому попадают под действие общих норм гражданского права, хотя содержание, а также порядок заключения и исполнения в изъятие из принципа свободы договоров во многом определены законом безапелляционно. Определение о приватизации определенного объекта (недвижимости) следует рассматривать как один из моментов осуществления публичным собственником своего правомочия, по распоряжению принадлежащим ему имуществом.

Отчуждателем приватизируемого имущества должен выступать публичный собственник.


По ранее действовавшему закону отчуждателем приватизируемой недвижимости могло быть только соответствующее публично-правовое образование в лице комитета по управлению федеральным, иным государственным или муниципальным имуществом.

Он принимал решение о приватизации конкретного объекта, который выступал в роли отчуждателя в гражданско-правовой сделке по продаже конкретной недвижимости.

Согласно с п. 2 ст. 7[16] и ст. 10 Закона о приватизации[17] отчуждателем федерального имущества теперь выступает "подготовленное учреждение, которому федеральным правительством предоставлены права на осуществление такой продажи" и "назначенные им представители". А в качестве продавцов государственного или муниципального имущества - "юридические лица, которым в порядке, определенном органами государственной власти субъектов РФ, предоставлены права на организацию и осуществление такой продажи" либо любые отчуждатели, "назначенные" органами местного самоуправления[18].

Продавцы приватизируемого имущества могут выступать как органы публичной власти, так и выбранные ими юридические лица, в том числе негосударственные организации. Такое положение не соответствует существу отношений приватизации и порождает опору для новых преступлений.

В роли приобретателей приватизируемого имущества согласно п. 1 ст. 9 Закона о приватизации могут выступать любые индивиды гражданского права, за исключением юридических лиц, в уставном капитале которых доля публичной собственности превышает 25%.

По ранее действовавшему закону круг покупателей приватизируемого имущества был более ограниченным.

В него входили лишь граждане, включая индивидуальных предпринимателей, акционерные и другие хозяйственные организации,[19] в уставном капитале которых доля участия публично-правовых образований не превышала 25%; иностранные инвесторы (в число которых входят как физические, так и юридические лица, указанные в ст. 37 Закона об иностранных инвестициях). Движимое имущество переходит из публичной в частную собственность в результате обычных сделок купли-продажи (например, поставки продукции государственных и муниципальных предприятий) или иных гражданско-правовых сделок по отчуждению, а не в порядке приватизации.

Что касается приватизации принадлежащих публично-правовым образованиям акций, то отчуждение этих ценных бумаг свидетельствует о переходе корпоративных или обязательственных, но не вещных прав (тем более что и сами эти акции, как правило, существуют в бездокументарной форме, представляя собой объект не вещных, а обязательственных прав).


Оно должно производиться в специальном порядке, установленном для уступки удостоверенных таким способом прав. Приватизация осуществляется только лишь предусмотренными в законе способами.[20]

К их числу согласно Закону о приватизации относятся:[21] при приватизации предприятий и других имущественных комплексов –

1) реформирование[22] крупных государственных и муниципальных предприятий в открытые акционерные общества с последующей продажей их акций либо с сохранением за публичным собственником 100% их ценных бумаг (т.е. создание "компаний одного лица");

2) продажа мелких имущественных комплексов или отдельных объектов недвижимости по конкурсу или на аукционе;

3) занесение относящегося к публичной собственности имущества в качестве вклада в уставные капиталы хозяйственных обществ.

При приватизации жилых помещений - их бесплатная передача в собственность проживающих в них граждан;

при приватизации земли - возмездная или безвозмездная передача в собственность граждан либо юридических лиц земельных участков установленного размера;

при приватизации акций открытых акционерных обществ -

1) продажа на специальных государственных аукционах;

2) продажа ценных бумаг или их конкретной части работникам приватизируемых предприятий;

3) отчуждение владельцам особых государственных или муниципальных ценных бумаг, удостоверяющих право приобретения данных акций (типа именных "опционных документов на покупку акций", являющихся образованные ценными бумагами), согласно с правилами Закона о приватизации.[23]

Приватизацию можно определить как переход недвижимого имущества из государственной или муниципальной собственности в частную собственность граждан или некоторых юридических лиц в порядке, определенным специальным законодательством.[24]

Также переход в указанном порядке к названным лицам относившихся публично-правовым образованиям акций открытых акционерных обществ[25] или удостоверенных ими прав.

Приватизацию следует различать не только от других (общегражданских) способов отбора находящегося в публичной собственности имущества, но и от более узкого понятия денационализации[26].

Последнее обычно связывается с переходом имущества государственных (или муниципальных) предприятий в собственность созданных их трудовыми коллективами юридических лиц.