Файл: Понятие наведения справок как оперативно розыскное мероприятие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2) направление запроса, как право, документального, в ту или другую инстанцию.

Формы проведения: этого оперативно розыскного мероприятия исполняется как негласно, так и гласно. Место и время наведения справок ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» не условленны[53].

При этом учитывается, что наведение справок — это, как правило, длительное оперативно-розыскное мероприятие, то есть его исполнение сопряжено со следующим длительным исполнением адресатом необходимых обязанностей.

Используемые средства: при наведении справок согласно ч. 3. ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» его субъекты имеют право использовать технические и другие средства. Субъект наведения справок - простой:

• основной — оперативник или по его запросу специалист или другое лицо, помогающее исполнению оперативно-розыскного действия;

• дополнительный — специалист специального отдела право­охранительного органа или спецслужбы, осуществляющий это оперативно-розыскное мероприятие по задаче сотрудника.

Функциональность особенностей ограничительного состава наведения справок. В оперативно-розыскном законодательстве известны некоторые особенности ограничительного состава этого оперативно-розыскного мероприятия. Очень, специфичны требования наведения справок в отношении деятельности:

• судьи, когда это оперативно-розыскное мероприятие связанно с ограничением его прав или с нарушением его неприкосновенности.[54]

• адвоката, когда это оперативно-розыскное мероприятие связанно с ограничением адвокатской тайны.[55]

Субъект проведения сложный: кроме оперативника обязательно за­действованы руководитель оперативно-розыскного органа и судья, которые санкционируют проведение оперативно-розыскного мероприятия, в отношении судьи или коллегия судей[56].

К тому же, в оперативно-розыскной теории предполагают еще два вида ограничительного состава наведения справок:

  1. объединенный с ограничением конституционных прав гражданина;

2) объединенный с ограничением отдельных видов профессиональной тайны.

Основные правила производства наведения справок.. К тому же на практике следует учитывать следующее.

Во-первых, непосредственное приобщение оперативника с документами в гласной форме только при условии добровольного согласия лица, владеющего этими документами. Во-вторых, в отдельных случаях при обращении к собственникам тайны с просьбой сообщить данные, составляющие определенную тайну, необходимо соблюдать условия, предъявляемые к режиму сохранения подобной тайны. Одним из таких является направление запроса исключительно в письменной форме, в виде документа с соответствующим реквизитами[57].


Нужно учитывать, что Российским законодательством предусмотрена система защитных нормативно-правовых мер, направленных на не разглашения различных групп тайны, включая профессиональную.

В частности, законом защищается информация, содержащая тайну: государ­ственную (см. ст. 29 Конституции[58]).

Закон о государственной тайне, ст. 283 и 284 УК, Перечень сведений, составляющих государственную тайну, утвержденный Указом Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90[59], служебную (см. ст. 139 ГК РФ, ст. 183 УК) и коммерческую.[60]

К тому же, федеральным законодательством защищаются данные, ие

• конфиденциальную информацию (см. ст. 727, 771 и 1032 ГК РФ, ст. 10 TK РФ);

• налоговую тайну (см. ст, 102 НК РФ);

• банковскую тайну и тайну денежных вкладов (см. ст. 183 УК, сг. 26 Федерального закона от 3 февраля 1996 г. № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности»., сг. 857 ГК РФ);

• нотариальную тайну (см. ст. 137 УК, ч. 2 ст. 16 Основ законодательства РФ о нотариате);

• врачебную тайну (см, ст. 137 УК, ч. 3 ст. 35 и ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, ст. 9 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», ст. 14 Закона РФ «О трансплантации органов и (или) тканей человека»);

• тайну почтовой связи;[61]

• тайну страхования (см. ст. 137 УК, ст. 946 ГК РФ);

• тайну усыновления (см. ст. 155 УК, ст. 139 Семейного кодекса РФ);

• адвокатскую тайну (см. ст. 8 Федерального закона об адвокатуре, ст, 137 УК, ч. 7 ст. 51 УПК);

• тайну предварительного следствия (см. ст. 310 УК, ст. 139 УПК);

• сведения о нормах по безопасности судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов (см. ст. 311 и 320 УК, Федеральный закон о государственной защите потерпевших, свидетелей);

• сведения о нормах по безопасности потерпевших, свидетелей и других участников уголовного процесса;[62]

• журналистскую или редакционную тайну[63]

• и другие данные служебного характера.

Обращаясь при наведении справок к должностному лицу или гражда­нину о передачи информации, учитывается, что на других лицах нет обязанности, хранить в тайне доверенную им чужую информацию. Опера­тивникам обязательно нужно объяснить, что их ознакомление с конфиденциальными сведениями о частной жизни человека допустимо на основании ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Причем их разглашения не станет, так как изменится, степень хранения данных: сведения трансформируются в служебную тайну, которую оперативник обязан хранить.


Эти данные регистрируют в виде справки-меморандума,[64] акта оперативника, который осуществлял это оперативно-розыскное мероприятие, и др.

Дела никогда нельзя завести и сдать в суд на пустых доводах пострадавших. Эти слова нужно проверить и подкрепить справками или какими-нибудь другими носителями информации, чтобы судья мог полностью ознакомиться с делом, оценить ситуацию и справедливо вынести решение суда.

Основания применения оперативно-розыскных мероприятий

Для принятия решения об исполнении оперативно-розыскного мероприятия обязаны быть причина и основания. Тем временем, следует подчеркнуть, гражданство, национальность, пол, место жительства, имущественное, должностное и социальное положение, особенность к общественным группам, расположение к религии и политические убеждения индивидуальных лиц не представляется препятствием для исполнения в отношении их оперативно-розыскное мероприятие на территории РФ, если другое не представлено ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» ст. 8.[65]

Причиной является прибывшая к оперативному специалисту информация о признаках противоправного действия, которые входят в область оперативно-розыскных отношений. Данные поступают в письменной форме[66].

Причиной для исполнения оперативно-розыскного мероприятия, как уже говорилось, считаются фактическая информация о непосредственных свойствах противоправности действия или угрозы социальной безопасности, призывающие к реагированию оперативно-розыскных органов.

Все причины исполнения оперативно-розыскного мероприятия, возможно, разделить на две группы:[67]

  1. обнаружение, предупреждение остановка и раскрытие преступлений, розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания и без вести пропавших;
  2. сбор сведений, важных для принятия решения о допуске отдельных лиц к сведениям, составляющим государственную тайну, разным видам деятельности, а также для обеспечения безопасности органов, осуществляющих оперативно-розыскные действия.

К первой группе ч. 1 ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[68] относит шесть причин проведения оперативно-розыскного мероприятия, которые нужно рассмотреть более детально.

Первая значимая причина для начала проведения оперативно-розыскного мероприятия — существования возбужденного уголовного дела по определенному факту. В тоже время не имеет роли, кем возбуждено уголовное дело — органом дознания, следователем или судом и в чьем производстве дело находится.


Возбуждение уголовного дела[69] оказывается не начальной степенью уголовного процесса, а одним из актов, завершающих степень разрешения заявления и сообщения о преступлении. Орган дознания пусть даже без установления виновного лица, совершившего преступление, по многим находящимся в его производстве делам имеет право проводить оперативно-розыскное мероприятие без всяких ограничений. Вместе с тем в соответствии с условиями ч. 2 ст. 41 УПК РФ запрещается перекладывание полномочий [70]по исполнению дознания на лицо, которое проводило или проводит поданному уголовному делу оперативно-розыскное мероприятие.

В соответствии с ч. 4 ст. 157 УПК РФ после направления уголовного дела прокурору орган дознания имеет право проводить по нему важные следственные действия[71] и оперативно-розыскные мероприятия исключительно по поручению следователя. Если не найдено лицо, совершившее преступление, орган дознания принимает розыскные и оперативно-розыскные меры для установления лица, совершившего преступление, докладывая следователю об их результатах.

При дефиците[72] отдельного поручения следователя оперативный специалист имеет право по своему усмотрению принимать решение о производстве необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

В случае о ходе и результатах своей деятельности он по собственной инициативе докладывает следователю.

Его активность и целеустремленность в борьбе с преступностью не обязаны сковываться отсутствием документа, подписанного следователем, и все это зависит от квалификации оперативного сотрудника, его знаний всего арсенала негласных средств и методов раскрытия преступлений.

Вторая причина проведения оперативно-розыскного мероприятия — информация, ставшая известной органам, осуществляющим оперативно-розыскные действия.

Данные о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, производство предварительного следствия по которому в обязательном порядке, могут быть получены путем анализа и оценки оперативной обстановки, изучения образа жизни подозреваемого, его связей с криминогенной средой[73] и др.

Под подготавливаемым, совершаемым или совершенным противоправным деянием понимается совершение преступления на разных стадиях: неоконченной (приготовление и покушение) и оконченной (ст. 29,[74] 30 УК РФ)[75].


Данные сведения содержаться в письмах, заявлениях граждан, сообщениях должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, СМИ, а также в конфиденциальных сообщениях. Как правило, это, первоначальные данные об основаниях преступления, которые не содержат достаточных признаков для возбуждения уголовного дела и нуждаются в проверке оперативно-розыскным путем. Решения по ним воспринимаются, в большинстве случаев, в условиях дефицита времени, противоречивости и ограниченности информации.

Кроме того, в ОВД поступают сообщения из лечебных учреждений о доставлении или обращении граждан с признаками травм криминального характера, охранной сигнализации, оформляются и проверяются, в том числе оперативно-розыскным путем.

Сведения о событиях или действиях (бездействии)[76], создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ. Данные могут не иметь криминальный характер, а создавать угрозу безопасности и протекать независимо от воли людей.

Под влиянием лица законодательство считает общественно опасное, активное поведение человека, которое само не содержит какой-нибудь угрозы, но в комплексе с другими событиями вызывает ее.

Примеры можно привести: нарушение эксплуатации[77] ядерных объектов или установок в химических отраслях промышленности, нарушение техники безопасности при производстве взрывных технических работ, выбросы ядовитых веществ в очистные объекты и сооружения и др.