Файл: Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Путем составления и представления письменного заключения о состоянии учета, отчетности и внутреннего контроля в проверяемых ими организациях оформляются результаты проведения внешнего аудита аудиторами или аудиторскими фирмами. Заказчику внешнего аудита могут быть оформлены и представлены также различные проекты, схемы, бизнес-планы, справки и т.п. экономического субъекта, в зависимости от поставленной цели в предмете договора на проведение аудиторской (обязательной или инициативной) проверки. Организации самостоятельно выбирают аудитора или аудиторскую фирму для проведения проверки.

В таблице 2.1. представлена сравнительная характеристика внутреннего внешнего аудита.

Таблица 2.1.

Сравнительная характеристика внутреннего и внешнего аудита

Элемент

Внутренний аудит

Внешний аудит

1

2

3

Постановка задач

Определяются руководством, исходя из потребностей управления предприятием и его подразделениями

Определяется договором между независимыми сторонами: предприятием и аудиторской фирмой

Объект

Решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия

Система учета и отчетности предприятия. Могут быть и другие объекты в зависимости от вида услуг

Цель

Определяется руководством предприятия

Определяются законодательством: оценка достоверности финансовой отчетности и подтверждение соблюдения действующего законодательства

Средства

Выбираются самостоятельно (либо определяются стандартами внутреннего аудита)

Определяются аудиторскими стандартами

Продолжение таблицы 2.1.

1

2

3

Взаимоотношения аудитора и руководства ПЭС

Подчиненность руководству, зависимость от него

Равноправное партнерство, независимость

Субъекты

Сотрудники, состоящие в штате предприятия и подчиненные руководству

Независимые эксперты, имеющие квалификационные аттестаты и лицензию

Квалификация

Определяется по усмотрению руководства предприятия

Регламентируется государством и аттестационными стандартами

Оплата

Начисление заработной платы

Оплата услуг по договору

Ответственность

Перед руководством за выполнение обязанностей

Перед клиентом и перед третьими лицами, установленная нормативными документами

Методы

Могут быть одинаковыми при решении одинаковых задач. Имеются различия в степени точности и детальности

Отчетность

Перед руководством

Аудиторское заключение может быть опубликовано, отчет передается клиенту


По отношению к требованиям законодательства различают обязательный и инициативный аудит. Аудит распространяется на все экономические субъекты, включая органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления.

Обязательный аудит регламентируется государством. Обязательный аудит, в соответствии с законом об аудиторской деятельности в Российской Федерации – это ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя. Обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.

При проведении обязательного аудита в организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%, заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться по итогам проведения открытого конкурса. Порядок проведения таких конкурсов утверждается Правительством Российской Федерации.

В таблице 2.2. представлены основные критерии обязательного аудита.

Таблица 2.2

Основные критерии обязательного аудита

Критерий и основание

ФЗ « Об аудиторской деятельности» № 307-ФЗ

1 Организационно-правовая форма экономического субъекта (аудируемого лица)

Открытые акционерные общества (ГК РФ ст.97 п.1 и ст.103 п.5)

Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества (Ст.7п.1.п.п.1)

Государственные унитарные предприятия

Организация является основанным на праве хозяйственного ведения государственным унитарным предприятием, муниципальным унитарным предприятием. Финансовые показатели для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации могут быть понижены (Ст.7п.1п.п.4).

2.Вид деятельности

Организация является кредитной организацией, страховой организацией или обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, инвестиционным фондом, государственным внебюджетным фондом, источником образования средств которого являются предусмотренные законодательством Российской Федерации обязательные отчисления, которые производят физические и юридические лица, фонды, источниками образования средств которого являются добровольные отчисления, которые совершают физические и юридические лица

3.Финансовые показатели деятельности

Организации; индивидуальные предприниматели; основанные на праве хозяйственного ведения государственные муниципальные унитарные предприятия, при наличии хотя бы одного из cледующих финансовых показателей:- объем выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за год - более 500 тыс. размеров МРОТ - сумма активов баланса на конец отчетного года – более 200 тыс. размеров МРОТ

Эти показатели для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта РФ могут быть понижены


Любой экономический субъект, вправе по собственной инициативе пригласить аудиторов. Проводимый по инициативе экономического субъекта (его руководства, собственников, акционеров и т.п.) аудит, считается инициативным (добровольным); его характер и масштабы определяет заказчик.

По объектам аудита различают:

- банковский аудит;

- аудит бирж;

- аудит страховых организаций;

- инвестиционных институтов и внебюджетных фондов;

- общий аудит;

- государственный аудит.

На все эти виды аудита, кроме государственного аудита, аудиторам необходимо иметь соответствующие аттестаты.

В зависимости от назначения аудит делится на несколько видов.

Аудит финансовой отчетности представляет собой проверку отчетности субъекта для того, чтобы вынести заключение о соответствии ее установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета. Этот аудит проводится сторонними аудиторами, которые приглашены компанией, отчеты которой проверяются. Результаты аудита финансовой отчетности публикуются компанией и рассылаются широкому кругу пользователей, среди которых владельцы акций, кредиторы, органы государственного регулирования и др.

Налоговый аудит является аудиторской проверкой правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Аудит на соответствие требованиям – это анализ определенной финансовой или хозяйственной деятельности субъекта в целях определения ее соответствия предписанным условиям, правилам или законам. Если такие условия (например, внутренние правила контроля) установлены администрацией, то этот вид аудита осуществляют сотрудники предприятия, выполняющие функцию внутренних аудиторов. Если же условия установлены кредиторами (например, требование поддержания определенного соотношения между оборотным капиталом и краткосрочными обязательствами), то, поскольку выполнение этих условий часто находит отражение в финансовых отчетах компании, этот вид аудита проводится вместе с аудитом финансовых отчетов, либо как специальный аудит.

Ценовой аудит является проверкой обоснованности установления цены на заказ. Применяется при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на конкретный оборонный заказ).

Управленческий (производственный) аудит определяется как проверка и совершенствование организации и управления предприятием, качественных сторон производственной деятельности, оценка эффективности производства и финансовых вложений, производительности, рациональности использования средств, их экономии. Управленческий аудит, который выполняется независимыми аудиторами, является одним из видов консультационных услуг, который предоставляется клиенту для повышения эффективности использования его мощностей и ресурсов.


Аудит хозяйственной деятельности довольно близок к управленческому аудиту и представляет собой систематический анализ хозяйственной деятельности организации, который проводится для определенных целей. Этот вид аудита иногда называют аудитом эффективности работы или административного управления организации. Он преследует следующие цели:

- оценку эффективности управления;

- выявление возможностей улучшения хозяйственной деятельности;

- внесение рекомендаций относительно улучшения деятельности или дальнейших действий.

Аудит хозяйственной деятельности может быть проведен как по заказу администрации, так и по требованию третьей стороны, в том числе и государственных органов.

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) как проверка конкретных аспектов деятельности хозяйствующего субъекта, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится обычно с целью подтверждения законности, эффективности и добросовестности деятельности управляющих, правильности составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

По времени осуществления различают первоначальный, согласованный (повторяющийся) и оперативный аудит.

Первоначальный аудит проводится аудитором (аудиторской фирмой) впервые для данного клиента. В связи с тем, что аудиторы не располагают необходимой информацией об особенностях деятельности клиента, его системе внутреннего контроля, увеличивается риск и трудоемкость аудита.

Согласованный (повторяющийся) аудит осуществляется аудитором (аудиторской фирмой) повторно или регулярно, и основан, поэтому, на знании специфики клиента, его положительных и отрицательных сторон в организации бухгалтерского учета, результатах длительного сотрудничества с клиентом (консультирование, помощь в организации системы внутреннего контроля).

Практика работы аудиторских фирм свидетельствует о том, что согласованный (повторяющийся) аудит предпочтителен и для аудиторов, которые в течение многих лет основательно изучают деятельность клиента, и для клиента, который получает высококвалифицированные, всесторонние, основанные на многолетнем длительном сотрудничестве помощь и оценку. Более того, смена клиента аудиторской фирмы зачастую вызывает настороженность, как у потребителей информации, так и у новых аудиторов.

Отрицательной стороной повторяющегося аудита является постепенная утрата независимости аудиторов от клиента. Международная федерация бухгалтеров (МФБ, или IFAC) рассматривает вопрос об ограничении срока повторяющегося аудита 3–5 годами.


Согласно п.4 ст. 8 аудит не может проводиться аудиторскими организациями, которые оказывали в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц.

Оперативный аудит является кратковременной аудиторской проверкой для вынесения общей оценки состояния учета, отчетности, соблюдения законодательства, эффективности внутреннего контроля, оценки деятельности.

По характеру проверки различают:

- подтверждающий аудит, при котором происходит проверка и подтверждение достоверности бухгалтерских документов и отчетности;

- системно ориентированный аудит, это аудиторская экспертиза, которая основана на анализе системы внутреннего контроля. Если система внутреннего контроля эффективна и вероятность ошибок незначительна, то необходимость в слишком детальной проверке отпадает. Если система внутреннего контроля неэффективна, то клиенту даются рекомендации по ее улучшению;

- аудит, базирующийся на риске - это концентрация аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что приводит к значительному упрощению аудита в областях с низким риском.

2.3. Понятие и классификация сопутствующих аудиту услуг

В настоящее время аудиторская деятельность включает в себя два компонента: собственно аудит и сопутствующие аудиту услуги. В настоящее время сопутствующие аудиту услуги начинают занимать все больший удельный вес по количеству, видам и объемам продаж в аудиторских организациях, так как там работают наиболее квалифицированные специалисты в области бухгалтерского учета, права, налогообложения, финансов.

В Федеральном законе «Об аудиторской деятельности» зафиксировано, что наряду с аудиторской деятельностью могут оказывать связанные с аудиторской деятельностью услуги, такие как:

1) постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, бухгалтерское консультирование;

2) налоговое консультирование, постановка, восстановление и ведение налогового учета, составление налоговых расчетов и деклараций;

3) управленческое консультирование, связанное с финансово-хозяйственной деятельностью, в том числе по вопросам реорганизации организаций или их приватизации;