Файл: Нормативно-правовое обеспечение аудиторской деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 46

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аудит всех видов, в особенности аудит бухгалтерской отчетности, базируется на необходимости снижения информационного риска.

Бухгалтерская отчетность экономических субъектов (хозяйственных систем) будет необходима пользователям для различных целей. Следовательно, более эффективен вариант, когда один аудитор выполняет аудит и делает заключение, на которое могут положиться все пользователи, которые желают снизить уровень информационного риска, когда каждый пользователь проводит свой собственный аудит.

Аудит можно классифицировать и по таким признакам:

1) в зависимости от положения аудитора к клиенту. Тогда можно выделить внутренний и внешний аудит.

Внутренний аудит является неотъемлемой частью управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям.

Под внешним аудитом понимают независимую экспертизу и анализ публикуемой финансовой отчетности хозяйственного субъекта для определения ее достоверности, полноты и соответствия законодательству, а также консультирование по учетным, налоговым, финансовым, организационным и другим вопросам. Внешний аудит осуществляется внешними, независимыми аудиторами, аудиторскими фирмами на основе заказов (договоров) с организациями.

2) с точки зрения эволюции выделяют подтверждающий, системно – ориентированный и аудит, базирующийся на риске.

Подтверждающий аудит проводится с целью проверки и подтверждения достоверности отчетов.

Системно - ориентированный аудит заключается в экспертизе на основе оценки системы внутреннего контроля. Если система внутреннего контроля работает эффективно, то нет необходимости проводить детальную проверку, потому что аудитор может (в той или иной степени) доверять системе внутреннего контроля в раскрытии ошибок и нарушений.

Аудит, базирующийся на риске состоит в концентрации аудиторской работы в областях с более высоким возможным риском, что значительно упрощает аудит в областях с низким риском.

3) с позиции требования законодательства различают обязательный и инициативный аудит.

Обязательный аудит предусмотрен законодательством, что обязывает предприятие приглашать аудиторов для проверки финансово- хозяйственной деятельности.

Инициативный (добровольный) аудит, проводится по инициативе собственников предприятия либо других лиц (субъектов), когда законодательство прямо не предусматривает обязательность аудита. Характер и масштабы такой проверки зависят от желания клиента.


4) В зависимости от повторяемости аудиторских проверок выделяют первоначальный и повторяющийся аудит.

Первоначальный аудит осуществляется аудитором или аудиторской фирмой впервые.

Повторяющийся аудит проводится при длительном сотрудничестве с одной аудиторской фирмой.

5) По назначению выделяют налоговый, ценовой, специальный аудит.

Налоговый аудит – это аудиторская проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов, соблюдения налоговой политики.

Ценовой аудит – это проверка обоснованности установления цены на заказ. Применяется при проверке обоснованности бюджетных ассигнований (например, расходов на оборонный заказ).

Специальный аудит (экологический, операционный и др.) является проверкой конкретных аспектов, соблюдения определенных процедур, норм и правил, проводится с целью подтверждения законности, добросовестности и эффективности деятельности управляющих, правильности составления налоговой отчетности, использования социальных фондов и др.

2.2. Характеристика видов аудита

Внутренний аудит является системой контроля соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета, и надежности функционирования системы внутреннего контроля, организуется на экономическом субъекте в интересах его собственников и регламентируется его внутренними документами. Внутренний аудит является одним из способов контроля эффективности деятельности звеньев структуры, экономического субъекта.

Основными объектами внутреннего аудита являются решение отдельных функциональных задач управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. В зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства, объекты внутреннего аудита могут быть различными.

Основная цель внутреннего аудита заключается в обеспечении эффективности функционирования всех видов деятельности на всех уровнях управления, а также в защите законных имущественных интересов организации, и ее собственников (акционеров). Некоторые виды внутреннего аудита называются управленческим аудитом. Управленческий аудит - это изучение деловых операций с целью выработки рекомендаций по экономическому и эффективному использованию ресурсов, достижению конечного результата и выработке политики организации. Он должен помогать руководителям и приводить к повышению прибыльности организации.


Внутренний аудит в организациях может решать следующие задачи:

- проверка соответствия системы организационных регламентов действующим нормативным актам и учредительным документам;

- проверка правильности составления и условий выполнения хозяйственных договоров;

- проверка наличия, состояния, правильности оценки имущества, эффективности использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов, соблюдения действующего порядка установления и применения цен, тарифов, а также расчетно-платежной дисциплины, своевременности внесения в бюджет налогов и платежей во внебюджетные фонды;

- экспертиза бухгалтерских балансов и отчетов, правильности организации, методологии и техники ведения бухгалтерского учета;

- экспертиза достоверности учета затрат на производство, полноты отражения выручки от реализации продукции (работ, услуг), точности формирования финансовых результатов, объективности использования прибыли и создания фондов (накопления капитала);

- оценка экономичности и эффективности операций организации;

- разработка и представление обоснованных предложений по улучшению организации системы контроля, бухгалтерского учета и расчетной дисциплины, повышению эффективности программ развития, изменению структуры производства и видов деятельности;

- консультирование учредителей, руководителей подразделений, специалистов и работников аппарата управления по вопросам организации и управления, права, анализу хозяйственной деятельности и другим проблем;

- организация подготовки к проверкам (экспертизам) внешнего аудита, налоговой инспекции и других органов внешнего контроля.

Как правило, к функциям внутреннего аудита относятся:

- проверка систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработка рекомендаций, по улучшению этих систем;

- проверка бухгалтерской и оперативной информации, которая включает экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, которое включает детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;

- проверка соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников;

- проверка деятельности различных звеньев управления;

- оценка эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценка контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта;


- проверка наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта;

- работа над специальными проектами и контроль отдельных элементов структуры внутреннего контроля;

- оценка программного обеспечения, которое использует экономический субъект;

- специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях;

- разработка и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления.

Функции внутреннего аудита, как правило, выполняют специальные службы или отдельные аудиторы, которые состоят в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры), которые привлекаются для целей внутреннего аудита, сторонние организации и (или) внешние аудиторы. Функции внутренних аудиторов, в определенной мере, выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, которые подчинены главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов гораздо шире.

Внутренний аудит дает информацию о деятельности самой организации, а так же подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия, если использует информацию внутреннего аудита,

Внутренний аудит осуществляется работниками самого предприятия и предназначен для внутрихозяйственного контроля финансового состояния, источников затрат, диагностирования системы управления, выявления резервов и обеспечения администрации рекомендациями по повышению эффективности экономики предприятия.

Таким образом, в рамках внутреннего аудита осуществляется не только детальный контроль сохранности активов, но и контроль политики и качества менеджмента.

Внутренний и внешний аудит во многом дополняют друг друга. Многие функции внутренних аудиторов могут быть выполнены приглашенными независимыми аудиторами; при решении многих задач внешние и внутренние аудиторы могут использовать одинаковые методы - разница заключается лишь в степени точности и детальности применения этих методов.

Внешний аудит проводится с целью установления состояния финансово-хозяйственной деятельности и выражения мнения о достоверности годовой финансовой отчетности проверяемого экономического субъекта.

Основная цель аудита может дополняться обусловленными договором с клиентом задачами выявления резервов лучшего использования финансовых ресурсов, анализом правильности исчисления налогов, разработкой мероприятий по улучшению финансового положения, оптимизации затрат и результатов деятельности, доходов и расходов.


Внешний аудит традиционно ориентируется на подтверждение достоверности финансовой отчетности компании и концентрируется на операциях и событиях, которые могут оказать материальное воздействие на отчетность компании. Этот аудит направлен на оценку системы контроля компании и эффективности ее различных подразделений, которые существуют на предприятии, таких как производство, маркетинг, продажи, финансы и т.д.

Внешний аудит, в первую очередь, служит поставщикам, потребителям, кредиторам, налоговым органам, то есть интересам клиентов компании в широком понимании этого термина. Внутренний аудит служит интересам менеджеров компании. Эффективная система внутреннего аудита может снизить затраты компаний на аудит внешний, хотя и не может полностью его заменить.

Отличительной особенностью внешнего аудита является то, что аудиторы, проводящие проверку, являются независимыми по отношению к экономическому субъекту, то есть не имеют на проверяемом экономическом субъекте никаких интересов, а именно: не являются учредителями, собственниками, акционерами, руководителями и иными должностными лицами проверяемого экономического субъекта, а также не состоят в родстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери) с руководством организации и не связаны с ним служебными отношениями.

Внешний аудит направлен:

- на проверку и выражение мнения о достоверности показателей бухгалтерских отчетов или констатацию их недостоверности;

- на контроль соблюдения законодательства и нормативных документов, которые регулируют правила ведения учета и составления отчетности, методологию оценки активов, обязательств и собственного капитала;

- на проверку полноты, достоверности и точности отражения в учете и отчетности затрат, доходов и финансовых результатов деятельности организации за проверяемый период;

- на выявление резервов лучшего использования собственных основных и оборотных средств, финансовых резервов и заемных ресурсов.

В ходе аудиторской проверки устанавливаются правильность составления баланса, отчета о прибылях и убытках, достоверность данных пояснительной записки. Проверка баланса возможна при составлении альтернативного баланса на основе счетов Главной книги, что позволяет аудитору констатировать возможные искажения и установить:

- полноту отражения в отчетности активов и пассивов;

- полноту использования в отчете документов;

- отклонение фактической методики оценки имущества от принятой при определении учетной политики организации.