Файл: Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Актуальность настоящего исследования обусловлена, прежде всего тем, что вопросы зарождения и становления фундаментальных институтов гражданского права всегда находятся в центре внимания современных историков и правоведов. Проблемы, с которыми сталкивается сегодня право интеллектуальной собственности, носят системный характер, а несоответствие между экономической и правовой реальностями обусловлено не только развитием информационных технологий как внешней причиной, но и правовым мировоззрением, профессиональным взглядом на происходящее, заведомо ограничивающим спектр приемлемых решений. В трудах зарубежных и российских авторов критически оцениваются исторические и современные тенденции развития права интеллектуальной собственности. Поскольку в современном регулировании интеллектуальной собственности все больший вес приобретает регулирование интеллектуальной собственности на международном уровне, то неудивительно, что среди авторов можно найти представителей правовой науки самых разных стран, однако в первую очередь речь идет об исследователях из европейских стран, США, Канады и Австралии. Очевидно, меньшая опора на работы российских ученых обусловлена тем незначительным местом, которое занимает в отечественной науке права тема обоснования и возможных путей развития права интеллектуальной собственности в информационном обществе.

Для лучшего понимания тенденций развития интеллектуальной собственности на современном этапе развития общества важно исследовать исторические этапы зарождения и становления интеллектуальной собственности как самостоятельного института гражданского права.

Право интеллектуальной собственности как система правового регулирования сформировалось относительно недавно. Еще в конце XIX в. классики российской цивилистики указывали, что авторское право, в смысле исключительного права воспроизведения своего сочинения, является продуктом новейших технических и экономических условий общественной жизни и было чуждо древнему миру.

В отношении патентного права античный мир практически не знал ничего аналогичного с современными привилегиями на изобретения, а появление первых привилегий в конце Средних веков было вызвано, с одной стороны, изменением отношения к ручному труду, а с другой - монополией цеховой организации промыслов, которая вынудила государства защищать права индивидуальных изобретателей правовыми средствами.


Вместе с тем, с экономической точки зрения уже в эпоху Античности имелись достаточные предпосылки для возникновения как авторского, так и патентного права. Хотя печатать книги еще не умели, тем не менее их переписка была поставлена на промышленную основу и, в отличие от Средневековья, когда книги могли стоить целые состояния, в Древнем Риме приобрести книгу можно было по вполне доступной цене.

Предметом исследования является выявление исторических тенденций развития институту интеллектуальной собственности в России и за рубежом

Объектом исследования являются нормы права , которыми регулировалось право интеллектуальной собственности на различных этапах развития человеческого общества.

Целью настоящей работы является изучение истории возникновения права интеллектуальной собственности в России и за рубежом.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

  • Изучено понятие «авторского патроната» в римском праве и определено место статута королевы Анны в развитие авторского прав
  • Изучена Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г.
  • Изучена Парижская конвенция по охране промышленной собственности 1883 г. . 
  • Проанализировано развитие института интеллектуальной собственности в Российской империи до 1917 года и в советский период. 
  • Проанализировано становление института интеллектуальной собственности в современной России

Степень научной проработанности темы. Вопросы, связанные с темой настоящего исследования изучались в трудах таких авторов как: Алехина Л.А. , Мерзликина Р.А. , Антимонов Б.С., Флейшиц Б.С., Афанасьева В.И., Боденхаузен Г. и др

Структура работы состоит из введения , двух глав, четырех параграфов , заключения и списка использованной литературы

Глава 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ИНСТИТУТА ИНТЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ .

Понятие «авторского патронажа» в римском праве . Статут королевы Анны.

В эпоху Античности уже имелись достаточные предпосылки для возникновения как авторского, так и патентного права. Хотя печатать книги еще не умели, их переписка была поставлена на промышленную основу и, в отличие, например, от Средневековья, когда книги могли стоить целые состояния, в Древнем Риме приобрести книгу можно было по вполне доступной цене. При этом, автор либо вообще не зарабатывал на публикации, получая жалованье от патрона, либо получал щедрое вознаграждение тогда, когда впервые отдавал свой труд для переписки. Точно так же можно сказать, что процветание ремесел в Древней Греции и Древнем Риме создавало благоприятную почву для развития специального правового режима, защищающего права изобретателей.


Из истории известно, что идея, близкая к патентному праву, была предложена еще архитектором Гипподамом (498 год до н.э. - ок. 408 года до н.э.), который считал необходимым на уровне закона ввести обязательные почести для тех, кто изобрел нечто полезное для государства. В Древнем Риме представители отдельных видов ремесел (например, изготовители повозок) освобождались от государственных сборов. Однако идею Гипподама Аристотель оценил крайне отрицательно: "Такого рода предложения лишь на вид очень красивы, а в действительности могут повести к ложным доносам и даже, смотря по обстоятельствам, к потрясениям государственного строя"[1]. Если не видеть в Древней Греции начало рыночной экономики, то такая отрицательная оценка вовсе не покажется странной. Греческое слово metadosis, которое на современные языки, включая русский, переводят как "обмен", в действительности означало "уделение", "пособие"[2] . Карл Поланьи, обвиняя переводчиков Аристотеля в "прорыночном уклоне", обращает внимание на то, что коммерческая торговля была для греческого мыслителя неестественной, тогда как "естественная торговля была неприбыльной, поскольку она всего-навсего поддерживала самодостаточность"[3]. Точно так же неестественным должно было рассматриваться и какое-то дополнительное, особое вознаграждение за творческий труд изобретателя.

Для авторов литературных произведений, и для ремесленников-изобретателей речь не шла о предоставлении им какого либо монопольного права. Поощряя творческий труд, государство учитывало прежде всего свои собственные интересы (общественные и экономические), и именно поэтому ни о каком естественном и неограниченном праве на продукты творчества речи просто не могло быть. Излюбленный пример с Марциалом, который сравнил Фиденция, читающего его стихи от своего имени, с тем, кто ворует детей (plagiarius), и от которого мы получили в наследство термин "плагиат", свидетельствует об уважении, которого требовали к себе авторы.

В Античности достоинство и права автора ограничивались главным образом именем и целостностью произведения, т.е. неимущественными правами, при отсутствии всяких имущественных прав.

В Древнем Риме эквивалентом системы вознаграждения авторов в современном смысле был институт патронажа. Такой патронаж предполагал взаимный обмен товарами и услугами. Кроме того, в отличие от коммерческой сделки на рынке, отношения должны быть личными и достаточно продолжительными. Такие отношения должны быть асимметричными в том смысле, что обе стороны не равны по статусу и предоставляют в обмен различные виды товаров и услуг - это то качество, которое отделяет патронаж от дружбы между равными.


Отношения между патроном и его клиентом нельзя свести к чисто коммерческим, или иначе - такие отношения свидетельствуют об ином понимании экономики.

Изобретение в 1448 году Иоанном Гуттенбергом, золотых дел мастером из немецкого города Майнца, печатного станка, послужило началом формирования авторского права. С этого момента началась новая информационная эпоха. Известно, что Мартин Лютер назвал изобретение книгопечатания вторым избавлением рода человеческого от умственной тьмы. Абрахам Линкольн в своей лекции об открытиях и изобретениях (1859) именовал изобретение печатного станка "четвертым великим шагом человечества" от первобытного состояния к современным технологиям.

Знание стало дешевле, доступнее, а значит, могло распространяться в массы. Линкольн считал, что "эмансипация ума - вот та великая задача, ради которой книгопечатание пришло в мир" . Новая технология позволила распространять знания, долгое время являвшиеся монополией небольшой касты, "далеко за пределы узкого круга лиц, которые могли позволить себе дорогостоящие рукописные издания. Отныне доступ к знаниям стал дешевле для сотен и тысяч людей". В.А. Афанасьева отмечает, что "после изобретения печатного станка любая рукопись, а затем и иной материальный носитель произведения могли быть быстро и относительно дешево размножены, а технические новинки стали приносить ощутимые преимущества перед конкурентами и внедряться в производство значительно быстрее"[4] . Именно изобретение Гуттенберговского станка стало предпосылкой появления первых правовых актов, регулировавших сферу отношений, традиционно относимых к предмету авторского права.

Первые источники авторского права появились в XV - XVI веках в итальянских государствах, когда отдельным издателям и авторам власть стала раздавать привилегии на осуществление печатания книг. По свидетельству К.П. Победоносцева, "вначале исключительное право автора на свое произведение представлялось исключением, основанным на привилегии, защищавшей от перепечатки, так что последняя оказывалась настолько противозаконной, насколько нарушала эту привилегию"[5]. К эпохе Высокого Средневековья относятся привилегии Венецианской республики, Флоренции, Франции, княжества Вюрцбург, городов Страсбург, Майнц, Базель и др.

Путем дарования монополий на произведения в основном защищались имущественные интересы издателей (точнее, книгопечатников, поскольку в то время не существовало издателей в нынешнем понимании). Как отмечает Л.А. Алехина, "без какой-либо формы охраны от конкуренции путем продажи незаконных копий инвестирование в печатание и продажу книг было опасным и рискованным предприятием, многие разорялись. Усиливался нажим в пользу обеспечения какой-то формы охраны, и она появилась в виде привилегий, предоставляемых различными властями"[6]. Для ранних привилегий вообще нехарактерно их дарование автору. Например, книгопечатная привилегия князя-епископа Вюрцбургского (1479) была дарована просто "самым опытным мастерам в этом ремесле" для того, чтобы "печатать богослужебные книги в точности и наилучшим образом. Поэтому привилегии имели в большей степени технологическое значение. И хотя в некоторых источниках, например, Имперской привилегии Арнольта Шлика на его книгу "Зерцало изготовителей органов и органистов" 1511 года и в Патенте Оттавиано Петруччи "на печатание полифонической музыки для голосов, органа и лютни" 1498 года , прослеживается идея охраны "труда и таланта" автора от различных "похитителей", перепечатки и даже переработки (перевода), предоставление правовой охраны, очевидно, связано с тем, что они самостоятельно занимались коммерциализацией своих прав на произведения. Таким образом, подтверждается исторически, что целью предоставления привилегий изначально было далеко не поощрение творческой активности неординарных личностей.


Со временем дарование привилегий стало еще и важным инструментом цензуры. Как пишет Ф. Ридо, первоначально "критерий для предоставления королевской охраны был по большей части экономическим, хотя мы должны также принять во внимание, что присуждение привилегии могло быть обусловлено характером книги. В эти первые десятилетия XVI века привилегия, в основном экономическое приспособление, еще не использовалось королевской властью в негативном аспекте - с параллельной целью усилить цензуру". Однако ситуация быстро изменилась. Из привилегии Вюрцбургского князя это следует явным образом. Главная задача предпринятой князем систематизации молитвенника состояла в том, чтобы избавиться от "неподходящих и неполезных", а на самом деле нежелательных текстов. Князь "использовал довольно продвинутые методы "информационного контроля" и стратегию в отношении печати, так что они служили его политическим и религиозным целям".

Новая технология позволила в сравнительно короткие сроки издать значительное количество книг и контролировать их содержание, а значительно более низкая по сравнению с рукописными книгами цена содействовала распространению идеологически выверенной литературы в более широкие массы.

Так зарождалось авторское право. При этом правовое регулирование, основанное на привилегиях, полностью отвечало современным ему социально-экономическим потребностям. Так, самая ранняя из сохранившихся венецианская привилегия Ионна из Спейера 1469 года была предоставлена на основании "смиренной просьбы" самого мастера Иоанна. В этой связи Дж. Костило указывает, что "просьба Иоанна не выглядела чем-то новым или неизвестным для экономической жизни Венеции XV века. Обращения того же типа были довольно обычным делом" <2>. На этом основании исследователи отмечают, что для системы средневековых привилегий были характерны два принципа: принцип пермиссивности и принцип факультативности. Р.А. Мерзликина, соглашаясь с А.А. Пиленко, отмечает, что "принцип пермиссивности следует понимать как разрешение фабрикации изобретения, и при этом не было надобности еще и запрещать подражание, так как самим фактом разрешения достигалась монополия"[7]. Факультативность предполагала, что привилегии предоставляются по благоусмотрению монарха. Это его право, а не обязанность. В.И. Афанасьева мотивирует это тем, что "никто не вправе требовать от него (правительства), чтобы данному индивиду выдали привилегию. Можно только просить короля об оказании ему милости, даже если на свое изобретение индивид потратил несколько лет жизни и находится в весьма затруднительном материальном положении"[8].