Файл: Понятие налоговой системы: основы и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Этические принципы, принципы справедливости:

- Всеобщность обложения.

- Равномерность.

4. Административно – технические принципы налогового управления:

- Определенность обложения.

- Удобство уплаты налога.

- Максимального уменьшение издержек взимания.

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

Принципы налогообложения, предложенные классиками экономической теории и их последователи, совершенствуются и дополняются в соответствии с объективными обстоятельствами. В соответствии с признаками функциональности можно выделить экономические, юридические и организационные принципы налогообложения.

1) Экономические принципы – представляют собой базисные положения, характеризующие процесс налогообложения как экономического влияния. К ним относятся:

- Принцип справедливости – предполагает социально справедливые налоговые отношения в стране, т.е. налоги должны взиматься в строгом соответствии с материальными возможностями налогоплательщика.

- Принцип соразмерности – предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип включает в себя следующие требования:

1. Пропорциональности – при установлении налогов учитывается способность налогоплательщиков к уплате налогов.

2. Обоснованности – налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными.

3. Допустимости – недопустимы налоги и сборы, которые способствуют препятствию реализации гражданами своих конституционных прав.

- Принцип учета интересов налогоплательщиков – основаны на определенности налогового платежа и удобстве исчисления и уплаты для налогоплательщика.

- Принцип экономичности – реализован на производительности организации работы налоговых органов, собственно, что в конечном результате измеряется соответствием итогов среднесписочные налогового инспектора по стране к расходам на его оглавление. Суть этого принципа в том, что суммы поступлений по отдельному налогу должны существенно превышать затраты на его обслуживание.

2) Юридические принципы – представляют собой основные начала, определяющие формирование налогового права и правоприменительной практики. К ним относятся:


- Принцип нейтральности - предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенства налогоплательщиков перед налоговым законом, а также предполагает, что налоги и сборы не могут иметь дискриминирующий характера различно применяться исходя из социальных, национальных, расовых и иных критерий, а также в зависимости от формы собственности, организационно – правовой формы предпринимательства. Этот принцип реализован в ст. 3 НК РФ.

- Принцип законности налогообложения – означает, что любой налог должен быть установлен только путем принятия по данному налогу законодательного акта, принимаемого представительной (законодательной) властью страны. В ст. 3 НК РФ сказано, что каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги и ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.

- Принцип отрицания обратной силы налогового закона – основан на том, что вновь принятый закон, приводящий к изменению размеров налоговых платежей в страну ухудшения положения налогоплательщиков, не распространяется на отношения, возникающие до его принятия. Данный принцип осуществлен в ст. 5 НК РФ.

- Принцип сочетания интересов государства и других субъектов налоговых отношений – имеет место в любой системе налогового законодательства и предполагает неравенства сторон при применении налогового законодательства.

- Принцип приоритета налогового закона над неналоговым – означает, что если в неналоговых законах есть нормы, касающиеся налоговой сферы, то применять их можно только при соответствии нормам налогового законодательства. В случаи противостояния норм применяются положения налогового законодательства. Данный принцип осуществлен в ст. 4 и 6 НК РФ.

3) Организационные принципы – определяют основные идеи, согласно которым осуществляются построения, структурное взаимодействие и развитие налоговой системы. К ним относятся:

- Принцип подвижности (эластичности) - заключается в том, что в целях приведения в согласовании с беспристрастными делами страны налоговые дела имеют все шансы быть изменены. Этот принцип указан в ст. 5 НК РФ.

- Принцип единства – означает, что должны быть единая закономерность и нормативно – правовая база системы налогообложения на всем экономическом пространстве государства. Этот принцип представлен в ст. 3 НК РФ.

- Принцип стабильности – основа на том, что несмотря на определенную подвижность, налоговая система должна быть достаточно стабильной, чтобы эта система мало подвергалась каким – либо изменениям и дополнениям.


- Принцип множественности налогов – обоснован необходимостью перераспределения налогового давления по их плательщикам. Множество налогов выгодно государству, поскольку обеспечивают: более широкий круг налогоплательщиков; больший круг денежных источников, т.е. широкую налоговую базу.

- Принцип исчерпывающего перечня налогов – заключается в необходимости законодательного управления определенного количества налогов, взимаемых как с юридических, так и физических лиц, как для федерального, так и для местного уровня государственного управления.

- Принцип налогового федерализма – основной организационный принцип функционирования налоговой системы страны, который наделяет различные уровни государственной власти налоговыми полномочиями и ответственностью. Данный принцип указан в ряде статей НК РФ.

- Принцип гармонизации налогообложения – основан на необходимости строительства налоговой системы стран с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

Совокупность представленной системы принципов налогообложения неокончательная и небесспорная. На сегодняшний день экономическая наука не определила окончательной системы принципов налогообложения и не выработала единообразного подхода. [10]

Функционирование налоговой системы направлено на устранение противоречий между частными и общественными интересами. Ввиду того, что общественные затраты многократно превышают частные затраты, государство должно через налоги включать разумную часть общественных затрат в себестоимость товаров, работ и услуг.

Глава 2 Особенности функционирования и развития налоговой системы РФ

2.1. Налоговая система РФ. Структура, роль в экономике и законодательная база

Налоговая система России как современного демократического государства складывалась под воздействием множества факторов: исторических, политических, экономических и социальных. Переход к рыночной экономике и появление новых реформ собственности потребовали создания новой налоговой системы. В истории развития налоговой политики современно России можно выделить шесть этапов.


1) Начало 90-х годов (с 1990-1993 г.) государство, на период резкого перехода к новым экономическим, политическим и социальным условиями жизни общества, вело фискальную политику по принципу «взять все, что можно взять». При этом государство практически попала в «налоговую ловушку», когда повышение налоговой нагрузки вело к снижению государственных доходов.

2) Второй этап (с 1994-по 1998) снизил ставки налога на прибыль и НДС с 28% до 20% и 10% и характеризуется глубокими кризисами в экономике и в бюджетно-финансовой системе, падением собираемости налогов, нарастанием огромной задолженности. За период с 1991-1999 г.г. в России было принято множество нормативных правовых документов, в которых содержались некие противоречия. В связи с этим необходимо было принять единый кодифицированный акт – Налоговый кодекс РФ.

3) Третий этап формируется налоговой политики России (с января 1999 по 2001 годы) принял первую часть НК РФ, которая характеризуется периодом осознания обществом необходимости и неизбежности налогообложения и принятия со стороны государства ряда практических мер по формированию устойчивой, долговременной и понятной налоговой системы.

4) Четвертый этап 2002-2006 г.г., характеризуется усилением сложности и разно стильности налоговой системы, связанной с экономическим кризисом: упрощен режим налогообложения малого бизнеса; снижены налоговые ставки по НДФЛ и усовершенствована система налоговых вычетов по нему; удалось обеспечить более – менее равномерное распределение налоговой нагрузки среди налогоплательщиков, в том числе за счет отмены неэффективных налоговых льгот.

5) Пятый этап 2007-2015 г.г. еще более усилил негативную тенденцию предыдущего периода. На этом этапе налоговая политика государства связана с международными экономическими кризисами.

6) Шестой этап, начиная с 2015 года по настоящее время, принятое новое налоговое законодательство, учитывает: пресечение налогового произвола властей, особенно на местных; упорядочение количества налогов; понижение ставок подоходных налогов физических и юридических лиц, совершенствование системы налогового администрирования, воспитание налогового правосознания граждан и укрепления гарантий соблюдения налоговой законности. [13, 7-12 с.]

Наиболее значительное обратное влияние на законодательную базу оказывает налоговое администрирование, которое в процессе функционирования выявляет несоответствия и нестыковки налогового законодательства. Налоговая система подвержена постоянному изменению под действием как внутри, так и внешне системных факторов (воздействий), т. е., она является не статической, а динамической системой. Налоговая система РФ строится по территориальному принципу и состоит из трех уровней в зависимости от уровня управления процессом налогообложения: федеральный (на уровне РФ), региональный (на уровне республик в составе РФ, краев, областей, городов федерального значения) и местный (на уровне муниципальных образований).По своей общей структуре, принципам построения и перечню налоговых платежей российская налоговая система в основном соответствует системам налогообложения юридических и физических лиц, действующим в странах с рыночной экономикой.


В существующих сегодня экономических системах роль налогов значительно велика. Они являются основным каналом доходной части бюджета и, кроме этого, включены во все звенья финансовой системы государства с юридическими и физическими лицами. От продуманности и адекватности налоговой системы современным экономическим условиям, принципами национальной экономики; зависит эффективность деятельности главных звеньев экономики, развитие предпринимательской инициативы и удовлетворение основных потребностей государства. Поэтому закономерно: в российских условиях налоговая политика стала важнейшим объектом и направлением рыночных реформ. В настоящих условиях рыночной экономики значимость налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальны процессов, которыми располагает государство. Налоговая политика – это совокупность принятых управленческих решений и мероприятий, осуществляемых органами государственной власти и органами управления в области налогообложения, с учетом интересов и целей государства на определенном историческом этапе его развития. Налоговая политика относиться к сфере государственного управления, в которой, объективно существуют конфликт и государственные интересы, в виду «вторжения» в частную собственность с целью изъятия и дальнейшего перераспределения ее части. На сегодняшний день налоговая политика, являясь неотъемлемой частью финансовой политики государства, представляет собой совокупность экономических, правовых, организационных мероприятий в налоговой сфере, которые направлены на достижение обеспечения ресурсами выполнения общегосударственных задач. Она содержит стратегические и тактические цели.

Налоговая политика должна проводиться в рамках единой согласованной финансовой политики, т.к. оказывают весомое влияние на экономику. При этом налоговую стратегию государства можно определить, как совокупность ключевых целей и основных способов их достижения на перспективу, а налоговая тактика государства в свою очередь позволяет своевременно решать конкретные текущие задачи и детализирует стратегию. От налоговой стратегии тактика отличается гибкостью, оперативностью, незамедлительной реакцией на изменение, происходящие в стране и во всем мире. Отсюда следует, что с помощью налоговой политики, государство:

- Проводит протекционистские или ограничивающие меры по отношению к отдельным сферам деятельности, регионам, отраслям;