Файл: Понятие налоговой системы: основы и виды.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- Осуществляет антиинфляционные меры;

- Противодействует сговорам монополий;

- Способствует повышению устойчивости и эффективности деятельности предприятий, по средствам совершенствования законодательной базы в сфере налогообложения.

Как показывают сегодняшние реалии, очень серьезной проблемой России является общая неопределенность налоговой политики, что подтверждается постоянными изменениями, вносимыми в ключевые нормативные акты в этой сфере. Таким образом, количество изменений в НК РФ за год в среднем составляет от 20 до 40. Данные поправки не могут отразиться на состоянии предпринимательской деятельности, являющейся одним из основных направлений, которые обеспечивает поступательный характер налоговых доходов бюджета Российской Федерации. Частичный предварительный анализ современной налоговой политики позволяет сделать вывод о ее противоречивости и неустойчивости. Нестабильность налоговой политики в ее незащищенности, высокой зависимости от субъективных и конъюнктурных факторов. Именно поэтому различные этапы налоговой политики и их критическая оценка остаются в поле зрения ученых экономистов на протяжении длительного времени и особенно актуальны на современном этапе развития современной России.

Сущность налоговой политики на государственном уровне достаточно изучена. В то же время вопрос о возможности проведения налоговой политики на иных уровнях до сих пор остается открытым. В целом разделение налоговой политики по уровням невозможно без выделения признаков, по которым это разделение будет производиться. Наиболее целесообразным и верным представляется выделение следующих признаков:

- Основная цель;

- Субъект налоговой политики;

- Объект налоговой политики.

Прогрессивная западная наука уже давно использует налоги в качестве инструмента регулирования целого комплекса вопросов: от проблем экологии и загрязнения окружающей среды до вопросов внешней политики и давления на соседствующие государства либо государства, имеющие в данной стране экономические интересы. Формирование оптимальной модели налоговой политики – главная и первостепенная задача любого государства с развитой и развивающейся экономикой. Практика определения эффективности с точки зрения оценки «затраты – результаты» имеет и положительные, и отрицательные последствия. Из положительных следует выделить:

- Сокращение общего количества налогов;

- Упрощение процедуры налоговой отчетности;


- Уменьшение количества отчетных форм.

В сфере современного российского налогообложения в последние годы приняты комплекс мер, предполагающих планомерное снижение налоговых ставок, а также отмену неэффективных налогов. Одновременно вносились изменения, направленные на усиление налогового контроля. Происходящим изменениям в экономической литературе дается разная оценка. Одни считают принудительное перераспределение финансовых ресурсов и, как следствие, говорят о дальнейшем снижении уровня налогообложения. Другие рассуждают о целесообразности аккумулирования финансов в руках государства с целью их дальнейшего использования для направленного воздействия из бюджета кредитов, дотаций, субсидий.

Кроме этого, органами государственной власти принимаются существенные меры по упрощению налоговой системы. Все это позволяет значительно снизить налоговую нагрузку на сельхоз товаропроизводителей и субъектов малого предпринимательства, что способствует развитию их инвестиционной деятельности и расширению производства. Снижение налоговой нагрузки благоприятно отразиться на всем российском бизнесе. Без сокращения налогового бремени России грозит только инерционный сценарий развития экономики. Одна из возможностей для прорыва в экономическом росте, заключается как раз в улучшении бизнес – климата и снижении фискальной нагрузки. Бизнесу интересно, ведутся ли дискуссии вокруг прогрессивной шкалы НДФЛ, по поводу увеличения НДС на 2%. Когда речь идет о снижении налоговой нагрузки, следует сразу обсуждать какие расходы нужно будет снизить. Если сейчас снизить налоги, то чем придется платить зарплату, пенсии, социальные расходы? Если мы уменьши налоги, тогда сразу нужно оговорить от чего придется отказаться.

В сложившейся экономической ситуации в Российской Федерации снижение налоговой нагрузки в течении ближайших трех лет невозможно, но стоит также обратить внимание на бизнес. Сейчас в нашей стране одной из самых больших налоговых проблем является высокая нагрузка на фонд оплаты, что толкает предпринимателей к уклонению от уплаты страховых взносов. В результате, налоговая нагрузка для «белого» бизнеса становится непомерно высока. Если бы в Российской федерации отсутствовала теневая экономика, даже теоретические показатели налоговой нагрузки 5% ВВП были бы гораздо больше. Главная задача – делать так, чтобы теневой экономики было как можно меньше, и тогда при более низком уровне налогов тот же объем поступлений можно неплохо получить.


По последним данным в начале 2018 года после обсуждения корректировок основных подходов к корректировке налоговой системы, Минфин представит конкретные предложения по ее совершенствовании. Нам остается ждать нововведений и планировать налоговую политику предприятия в соответствии с ними, ведь именно налоговое планирование позволяет повысить эффективность функционирования как государства, так и экономических субъектов. [9]

Федеральная налоговая служба (ФНС) за 2017 год перечислила в консолидированный бюджет страны 17,3 трлн рублей налоговых поступлений, что на 20% больше, чем в 2016 году. Об этом сообщил глава ведомства Михаил Мишустин, выступая на заседании расширенной коллегии ФНС России.

«В 2017 году ФНС России обеспечила рекордные за последние пять лет темпы роста налоговых поступлений в консолидированный бюджет страны - более 17,3 трлн рублей, что почти на 20%, или на 2,9 трлн рублей больше, чем в 2016 году. Увеличение поступлений составило 3,1% к ВВП», - сказал Мишустин. По его словам, в федеральный бюджет поступило - 9,2 трлн рублей, прирост составил 32%.

Не нефтегазовые доходы обеспечили 60% прироста налоговых поступлений, отметил глава ФНС. «Более половины, 60% прироста поступлений обеспечили не нефтегазовые доходы. Драйверами роста стали налог на прибыль - 3,3 трлн рублей (рост на 18,8%) и НДС - 3,1 трлн рублей (рост на 15,5%)», - информировал Мишустин. По его словам, двузначные темпы роста также показали акцизы - 1,5 трлн рублей с ростом на 17,6%, имущественные налоги - 1,2 трлн рублей с ростом на 11,9%, НДФЛ - 3,3 трлн рублей с ростом на 7,7%, что выше роста заработной платы, которая в 2017 году увеличилась на 7,2%.

Мишустин добавил, что прирост поступлений по не нефтегазовым доходам произошел не только благодаря росту ВВП после снижения в 2015- 2016 годах и законодательным изменениям. «Около 400 млрд рублей, или четвертая часть в структуре прироста, обеспечены за счет налогового администрирования, что говорит о сокращении теневого сектора экономики и формировании более прозрачной и конкурентной деловой среды», - сообщил глава ведомства. По информации ФНС, с 2013 года налоговые поступления (без НДПИ) выросли на 4,5 трлн рублей (с 8,8 до 13,3 трлн рублей), или в полтора раза. В реальном выражении за пять лет рост ненефтегазовых доходов составил 17,7%, при росте экономики на 1,2%. В целом с 2013 года рост налогов на 16 процентных пунктов опередил рост экономики, за счет чего бюджет дополнительно получил 1,9 трлн рублей.

Внебюджетные фонды

За 2017 год ведомство перечислило во внебюджетные фонды РФ 5,8 трлн рублей, что на 9,1% больше, чем годом ранее, отметил глава ФНС.


«Одной из основных задач для налоговых органов в 2017 году стало обеспечение эффективного администрирования страховых взносов. По итогам года во внебюджетные фонды поступило 5,8 трлн рублей, на 9,1% (на 483 млрд рублей) больше 2016 года, в том числе в бюджет Пенсионного фонда - 4,5 трлн рублей, что на 8,7% или почти на 360 млрд рублей больше, чем в 2016 году», - сказал он. По словам Мишустина, дополнительно к уточненному бюджету ПФР поступило 42 млрд рублей, к бюджету Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) - 27 млрд рублей.

При этом темп роста поступлений страховых взносов на 1,9 процентных пункта (п.п.) превысил темп роста среднемесячной заработной платы (107,2%), отметил глава ФНС. Таким образом, за счет превышения динамики поступлений над заработной платой дополнительно поступило порядка 100 млрд рублей, в том числе по Пенсионному фонду превышение составило 1,5 п.п. (60 млрд рублей). «Доходы, поступившие сверх установленных бюджетных показателей, позволят снизить нагрузку на федеральный бюджет в части выделения трансферта на покрытие дефицита бюджета фондов», - сообщил Мишустин.

Также, по его словам, ФНС провела работу по урегулированию задолженности по страховым взносам - из 522 млрд рублей образовавшейся на 1 января 2017 года задолженности, принятой от государственных внебюджетных фондов, урегулировано более 173 млрд рублей. Глава ведомства пояснил, что значительную долю составила накопленная задолженность индивидуальных предпринимателей, рассчитанная исходя из восьмикратного размера МРОТ в случае непредставления отчетности - 111 млрд рублей на начало 2018 года. Этот долг не может быть взыскан в полном объеме в связи с фактическим отсутствием доходов или прекращением налогоплательщиками предпринимательской деятельности без снятия с налогового учета. «Во избежание социальной напряженности руководством страны было принято решение о ее списании. Задача службы на 2018 год - списать эту задолженность без участия налогоплательщиков - по информации, которую нам передадут фонды. Работу планируется завершить в мае 2018 года», - сказал Мишустин. [7]

2.2. Проблемы в налоговой системе Российской Федерации и пути ее совершенствования

Актуальность данной темы обусловлена тем, что налоги являются одним из наиболее важных источников пополнения бюджета государства и влияют на развитие рыночных отношений. В свою очередь от бюджета зависит, насколько успешно будет развиваться общество в стране, и насколько комфортно себя будет чувствовать каждый гражданин в отдельности. Основным недостатком действующей налоговой системы считается то, что финансово-правовое регулирование и ее усовершенствование базируется на переориентации налоговой системы в главном на прямые налоги, налоги на потребление, а также на усиление налогового пресса в отношении физических лиц при всей недоработки системы подоходного налогообложения. В этой сфере существовала и существует такая проблема, как то, что представительные органы РФ, субъектов Федерации и муниципальных образований не изучают научные выводы специалистов в области налогов и налогообложения государства. Так правовая налоговая концепция РФ выработала только общие принципы регулирования налоговой системы для того, чтобы обеспечить развитие конституционных норм РФ.


Говоря о вопросах сегодняшней налоговой концепции РФ, в первую очередь в целом, стоит отметить проблему налогового администрирования — налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и непродуктивной. Огромное количество налогов, трудные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических операций приводят к значительному повышению трудоемкости, как налогового учета, так и налогового инспектирования. Решение проблемы стимулирующего влияния системы налогообложения на экономическую деятельность предприятий, развитие производства и экономическое развитие страны в целом являются в настоящее время одной из первоочередных задач государства. [3, 436 с.]

Налоговая система РФ совсем не отражает насущную потребность в инновационном развитии страны. Требуется совершенствование налоговой системы. Этого же требует и бюджетное послание на 2015 год президента страны. Явным недостатком налоговой системы РФ также является нестабильность налогового законодательства: в НК РФ очень часто вносятся поправки. Все это предоставляет возможность для недобросовестных налогоплательщиков манипулировать по своему усмотрению нормами НК РФ. [8, 52 с.]

Также Правительство РФ должно совершенствовать элементы налогов и сборов с учетом происходящих изменений в социально-экономическом развитии страны. Это будет и стимулировать инвестиции в развитие малонаселенных регионов, и способствовать развитию высокотехнологичных производств, и мотивировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, и обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Налоговая система Российской Федерации должна сохранить свою конкурентоспособность по сравнению с налоговыми системами государств, ведущих на мировом рынке борьбу за привлечение инвестиций, а процедуры налогового администрирования должны стать максимально комфортными для добросовестных налогоплательщиков. Важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень. В части мер налогового стимулирования планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах по следующим направлениям:

− Поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала.

− Меры поддержки, связанные с предоставлением льгот по налогу на доходы физических лиц.