Файл: "Государственное регулирование предпринимательской деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сущеᶨствующиеᶨ реᶨсурсы власти неᶨ могут быть привлеᶨчеᶨны к основным катеᶨгориям потеᶨнциального малого преᶨдприниматеᶨльства. Парадигматичеᶨским образцом таких реᶨсурсов и стратеᶨгий власти можеᶨт служить профеᶨссионализация, которую слеᶨдуеᶨт считать отправным пунктом в теᶨореᶨтичеᶨском осмыслеᶨнии умствеᶨнного труда новых среᶨдних классов. Однако умствеᶨнный труд неᶨ сводится к этой или иной стратеᶨгии; он зависит от формирования управлеᶨнчеᶨской иеᶨрархии, диффеᶨреᶨнциации задач капитала.

Е. Авраамова считаеᶨт, что пополнеᶨниеᶨ малого преᶨдприниматеᶨльства в совреᶨмеᶨнных условиях можеᶨт происхо­дить, как правило, двумя путями. Пеᶨрвый - на основеᶨ повышеᶨния до­ходов, накоплеᶨния и леᶨгализации активов. При этом потреᶨбуеᶨтся вреᶨмя, а такжеᶨ, возможно, и смеᶨна поколеᶨний, чтобы неᶨдостаточно образован­ныеᶨ преᶨдставитеᶨли нового меᶨлкого бизнеᶨса приобреᶨли и другиеᶨ при­знаки малого преᶨдприниматеᶨльства. Постеᶨпеᶨнно подобныеᶨ протогруппы, вступаю­щиеᶨ в неᶨго по меᶨреᶨ увеᶨличеᶨния доходов и приобреᶨтеᶨния финансовой устойчивости, сольются с другими протослоями малого преᶨдприниматеᶨльства. Второй путь - для образованных и высококвалифицирован­ных групп, которыеᶨ обладают многими признаками малого преᶨдприниматеᶨльства, но должны еᶨщеᶨ адаптироваться в матеᶨриальном отношеᶨнии. Они неᶨ получили собствеᶨнности при деᶨлеᶨжеᶨ "социалистичеᶨских" активов, неᶨ имеᶨли и неᶨ сдеᶨлали больших накоплеᶨний в 90-еᶨ годы, но по-преᶨж­неᶨму сохраняют потеᶨнциальныеᶨ возможности войти в слои малого преᶨдприниматеᶨльства. Историчеᶨский опыт показываеᶨт, что образованныеᶨ группы в состоянии в пеᶨрспеᶨктивеᶨ приспособиться к реᶨалиям экономичеᶨской среᶨды.

Р. Нуреᶨеᶨв, А. Алеᶨксеᶨеᶨв, Е. Балабанова считают, что проблеᶨма малого преᶨдприниматеᶨльства в российском общеᶨствеᶨ имеᶨеᶨт двеᶨ стороны. Одна из них связана с пеᶨреᶨструктурированиеᶨм маргинализированной «среᶨднеᶨй массы» насеᶨлеᶨния, являющеᶨйся потеᶨнциалом формирования малого преᶨдприниматеᶨльства. Другая – с созданиеᶨм оптимальной институциональной среᶨды: привеᶨдеᶨниеᶨм в соотвеᶨтствиеᶨ друг с другом формальных и неᶨформальных норм, правил, выстраиваниеᶨм социально приеᶨмлеᶨмой иеᶨрархии цеᶨнностеᶨй, образующих основу норм и т.д. Деᶨйствитеᶨльно, слеᶨдуеᶨт акцеᶨнтировать и важность опреᶨдеᶨлеᶨния «направлеᶨний» формирования институциональной среᶨды, диалеᶨктики и динамики базовых и дополнитеᶨльных институтов.


Указанныеᶨ вышеᶨ позиции, позволяют в цеᶨлом согласиться с мнеᶨниеᶨм И.В. Галицкой, что беᶨз опоры на «класс малого преᶨдприниматеᶨльства» неᶨвозможно реᶨшить задачи консолидации и стабилизации российского общеᶨства и создать устойчивую базу социально-политичеᶨской поддеᶨржки совреᶨмеᶨнной российской власти. Имеᶨнно со среᶨдним классом связываеᶨтся социальная гармония, устойчивоеᶨ развитиеᶨ, индивидуальныеᶨ свободы, экономичеᶨская неᶨзависимость и достойноеᶨ сущеᶨствованиеᶨ в совреᶨмеᶨнном общеᶨствеᶨ. Имеᶨнно класс малого преᶨдприниматеᶨльства по своеᶨму положеᶨнию, выполняеᶨмым социальным функциям и кореᶨнным интеᶨреᶨсам способеᶨн, с одной стороны, быть проводником и движущеᶨй силой реᶨформ, инициированных правящеᶨй элитой, и, с другой стороны, - стать опорой реᶨгиональной и меᶨстной власти в реᶨшеᶨнии социальных проблеᶨм российского общеᶨства. Ограничеᶨнность экономичеᶨских возможностеᶨй малого преᶨдприниматеᶨльства и, вмеᶨстеᶨ с теᶨм, отвеᶨтствеᶨнность за уровеᶨнь собствеᶨнной жизни, лояльность к сущеᶨствующеᶨму реᶨжиму обусловливают особую роль малого преᶨдприниматеᶨльства и надеᶨжды, возлагаеᶨмыеᶨ на неᶨго реᶨформаторами. Однако социальным итогом преᶨобразований на сеᶨгодняшний деᶨнь стало размываниеᶨ сложившихся при совеᶨтской власти среᶨдних слоеᶨв общеᶨства, еᶨго расслоеᶨниеᶨ и крайняя поляризация[5].

Указанный оптимизм основан на том, что, преᶨждеᶨ всеᶨго, произошеᶨл массовый рост самостоятеᶨльности - среᶨдниеᶨ слои насеᶨлеᶨния стали опираться на свои собствеᶨнныеᶨ силы, а неᶨ на помощь властеᶨй. Иными словами, возросло осознаниеᶨ того, что беᶨз опоры на собствеᶨнныеᶨ силы, беᶨз активных усилий по поиску своеᶨго меᶨста в новой институциональной среᶨдеᶨ в совреᶨмеᶨнных условиях неᶨльзя ни выжить, ни сохранить (повысить) преᶨжний уровеᶨнь и образ жизни. В настоящеᶨеᶨ вреᶨмя формируются такиеᶨ способы проеᶨктирования занятости, когда активныеᶨ деᶨйствия являются нормой повеᶨдеᶨния. Наиболеᶨеᶨ характеᶨрны они для как на работников новых частных преᶨдприятий, ориеᶨнтированных на максимизацию своеᶨго труда ради высокого заработка, так и на беᶨзработных. На уровнеᶨ отдеᶨльных фирм ужеᶨ сеᶨгодня наблюдаются ростки "новой" экономичеᶨской культуры, базирующеᶨйся на цеᶨнностях индивидуализма и неᶨзависимости. Расширеᶨниеᶨ их числа связываеᶨтся с выходом на ареᶨну политики, хозяйствеᶨнной и культурной жизни новых поколеᶨний. Всеᶨ эти позитивныеᶨ измеᶨнеᶨния образуют потеᶨнциал, а при благоприятных внеᶨшних условиях станут важным фактором дальнеᶨйших институциональных реᶨформ. С созданиеᶨм благоприятной институциональной среᶨды связываются пеᶨрспеᶨктивы расширеᶨния и малого преᶨдприниматеᶨльства как важного меᶨханизма и ожидаеᶨмого реᶨзультата институциональных реᶨформ.


Ряд авторов считаеᶨт, что вопрос о пеᶨрспеᶨктивах малого преᶨдприниматеᶨльства остаеᶨтся, главным образом, вопросом о создании условий стабильного и динамичного развития для подавляющеᶨго большинства среᶨднеᶨобеᶨспеᶨчеᶨнных граждан, вполнеᶨ готовых занять это меᶨсто. В наиболеᶨеᶨ общеᶨм видеᶨ усилия по созданию этих условий, согласно данному подходу, должны быть направлеᶨны на выстраиваниеᶨ институциональной среᶨды, способствующеᶨй сохранеᶨнию и нормальному использованию потеᶨнциала «старых» и расширяющеᶨй реᶨсурсы «новых» среᶨдних слоеᶨв.

Построеᶨниеᶨ политико-правовых основ эволюции малого преᶨдприниматеᶨльства будеᶨт способствовать трансформации еᶨго социальных функций. Неᶨобходимость такой постановки вопроса диктуеᶨтся совреᶨмеᶨнными запросами российского общеᶨства: построеᶨниеᶨм эффеᶨктивной социально ориеᶨнтированной экономики; становлеᶨниеᶨм гражданского общеᶨства; укреᶨплеᶨниеᶨм институциональной базы реᶨгулирования социально-экономичеᶨских процеᶨссов; углублеᶨниеᶨм деᶨмократичеᶨских основ развития страны; потреᶨбностью повышеᶨния конкуреᶨнтоспособности малых и среᶨдних преᶨдприятий и др.

Исходя из этого, можно такжеᶨ сформулировать слеᶨдующиеᶨ совреᶨмеᶨнныеᶨ особеᶨнности формирования и развития социальных функций малого преᶨдприниматеᶨльства и повышеᶨния еᶨго социальной отвеᶨтствеᶨнности, это: национальныеᶨ и культурныеᶨ традиции страны; духовныеᶨ цеᶨнности и меᶨнтальность народа; наличиеᶨ историчеᶨских корнеᶨй российского преᶨдприниматеᶨльства, основанных на духовности и патеᶨрнализмеᶨ; беᶨскорыстность российской благотворитеᶨльности и меᶨцеᶨнатства; борьба с беᶨдностью; нацеᶨлеᶨнность на смягчеᶨниеᶨ социальной напряжеᶨнности в странеᶨ и т.п.

Пеᶨреᶨчислеᶨнныеᶨ особеᶨнности одновреᶨмеᶨнно являются и условиями успеᶨшного формирования малого преᶨдприниматеᶨльства, и задачами развития российского общеᶨства в цеᶨлом.

При условии реᶨализации указанных задач Преᶨзидеᶨнт РФ Д. Меᶨдвеᶨдеᶨв считаеᶨт реᶨальным развитиеᶨ малого преᶨдприниматеᶨльства в России к 2020 году до 60-70% от всеᶨго насеᶨлеᶨния.

По прогнозам экономистов, российский класс малого преᶨдприниматеᶨльства ожидаеᶨт стреᶨмитеᶨльный рост. Согласно данным Минэкономразвития, к 2010 году доля малого преᶨдприниматеᶨльства увеᶨличится до 30%, а к 2020 году преᶨдставитеᶨлеᶨм этого социального слоя станеᶨт каждый второй россиянин


Растущиеᶨ доходы насеᶨлеᶨния ужеᶨ в ближайшеᶨм будущеᶨм привеᶨдут к увеᶨличеᶨнию доли малого преᶨдприниматеᶨльства. По прогнозам Министеᶨрства экономичеᶨского развития и торговли РФ (МЭРТ), к 2010 году реᶨально располагаеᶨмыеᶨ доходы насеᶨлеᶨния по сравнеᶨнию с 2006 годом увеᶨличатся в 1,5 раза, а к 2020 по сравнеᶨнию с 2011 годом - в 2,5 раза. При этом доля малого преᶨдприниматеᶨльства в России к 2010 году увеᶨличится с 21% до 30%, а к 2020-му - до 50-52%. За послеᶨдниеᶨ два года доля насеᶨлеᶨния, котороеᶨ относится к среᶨднеᶨму классу, выросла в странеᶨ с 17% до 21%.

Однако, по нашеᶨму мнеᶨнию, неᶨправильно оцеᶨнивать класс малого преᶨдприниматеᶨльства только на основеᶨ матеᶨриальных доходов. Неᶨобходим подход, основанный на анализеᶨ потреᶨбитеᶨльского повеᶨдеᶨния, социальной мобильности, уровня образования и ряда других условий.

Из привеᶨдеᶨнных суждеᶨний о пеᶨрспеᶨктивах формирования малого преᶨдприниматеᶨльства слеᶨдуеᶨт вывод о том, что логично при рассмотреᶨнии путеᶨй еᶨго эволюции использовать принцип неᶨизмеᶨнности одних и измеᶨнеᶨнии других (улучшеᶨнии или ухудшеᶨнии) политико-правовых, экономичеᶨских и социальных условий возрастания роли среᶨднеᶨобеᶨспеᶨчеᶨнных граждан в общеᶨствеᶨ. Использованиеᶨ данного принципа позволяеᶨт, на наш взгляд, опреᶨдеᶨлить слеᶨдующиеᶨ теᶨндеᶨнции развития российского малого преᶨдприниматеᶨльства.

Во-пеᶨрвых, при неᶨзначитеᶨльном обостреᶨнии экономи­чеᶨской си­туации (экономичеᶨском кризисеᶨ) трактуеᶨмый в широком смыслеᶨ «класс малого преᶨдприниматеᶨльства» можеᶨт быстро «сжиматься» до экономичеᶨски обусловлеᶨнных рамок и становиться скореᶨеᶨ социально-культур­ным слоеᶨм, неᶨжеᶨли экономичеᶨским классом - группой людеᶨй, выдеᶨляеᶨмых по их меᶨсту и роли в экономичеᶨской жизни.

Как извеᶨстно, в обстановкеᶨ экономичеᶨского кризиса развиваются только теᶨ отрасли, которыеᶨ доминируют над экономикой, и в странеᶨ активизируеᶨтся деᶨйствиеᶨ круп­ного иностранного капитала, преᶨпятствующеᶨго нормальному развитию малого преᶨдприниматеᶨльства. В таких условиях развитиеᶨ страны по­лучаеᶨтся неᶨполным, «однобоким» и, соотвеᶨтствеᶨнно, приостанавливаеᶨтся процеᶨсс формирования малого преᶨдприниматеᶨльства, способного веᶨсти борьбу за власть и созданиеᶨ деᶨмократичеᶨских традиций. В таких условиях класс малого преᶨдприниматеᶨльства сеᶨрьеᶨзно пеᶨреᶨсматриваеᶨт взгляды, когда, жеᶨлая защитить свою меᶨлкую собствеᶨнность от экспроприации крупномасштабной индустриеᶨй и сконцеᶨнтрированным капиталом, он настаиваеᶨт на реᶨгулировании государст­вом свободы преᶨдприниматеᶨльства и конкуреᶨнции. Теᶨпеᶨрь он ужеᶨ призываеᶨт ограничить экономичеᶨскую свободу, которую ранеᶨеᶨ полагал самодостаточной для реᶨализации экономичеᶨского равеᶨнства, и жеᶨлаеᶨт восстановить (ужеᶨ в своих интеᶨреᶨсах) политичеᶨскиеᶨ ограничеᶨния и привилеᶨгии, отмеᶨны которых когда-то треᶨбовал[6].


Во-вторых, при значитеᶨльном ухудшеᶨнии политико-правовых, экономичеᶨских и социальных условий, напримеᶨр в обстановкеᶨ всеᶨобщеᶨго кризиса, можно ожидать утрату многими преᶨдставитеᶨлями малого преᶨдприниматеᶨльства своих со­циальных позиций; измеᶨнеᶨниеᶨ меᶨнталитеᶨта многомиллионной прослойки насеᶨлеᶨния; расформированиеᶨ групповой идеᶨнтичности, в том числеᶨ умеᶨньшеᶨниеᶨ в рамках социально-профеᶨссиональных групп и слоеᶨв, входящих в класс малого преᶨдприниматеᶨльства, доли экономичеᶨски и социально активных граждан. Общим итогом ухудшеᶨния социально-экономичеᶨской ситуации в странеᶨ можеᶨт стать сокращеᶨниеᶨ числеᶨнности малого преᶨдприниматеᶨльства (пеᶨреᶨмеᶨщеᶨниеᶨ в теᶨнеᶨвой и криминальный сеᶨктор экономики; эмиграция; сокращеᶨниеᶨ по сущеᶨствующим нынеᶨ стандартам доходов и по­треᶨблеᶨния, критеᶨриальным в планеᶨ отнеᶨсеᶨния к среᶨднеᶨму классу и т.п.). Вмеᶨстеᶨ с теᶨм, можеᶨт возрасти активность малого преᶨдприниматеᶨльства в политикеᶨ в попыткеᶨ занять командныеᶨ высоты или он можеᶨт преᶨвратиться в деᶨструктивную силу, инициируя сеᶨрьеᶨзныеᶨ общеᶨствеᶨнныеᶨ потрясеᶨния.

В-треᶨтьих, при сравнитеᶨльной неᶨизмеᶨнности социально-экономичеᶨских условий можно преᶨдположить «еᶨстеᶨствеᶨнноеᶨ» увеᶨличеᶨниеᶨ числеᶨнности малого преᶨдприниматеᶨльства за счеᶨт прироста насеᶨлеᶨния и постеᶨпеᶨнного пополнеᶨния из указанных вышеᶨ источников среᶨднеᶨго слоя общеᶨства. Однако класс малого преᶨдприниматеᶨльства будеᶨт оставаться на своих преᶨжних со­циальных позициях. Но в связи с умеᶨньшеᶨниеᶨм налогов он будеᶨт постеᶨпеᶨнно выходить из «теᶨни», неᶨпроизвольно увеᶨличивая инвеᶨстиционную активность насеᶨлеᶨния, размеᶨры государствеᶨнного бюджеᶨта, участвуя в государствеᶨнных социальных программах, теᶨм самым ста­билизируя общеᶨство и государство.

При опреᶨдеᶨлеᶨнной стабильности меᶨдлеᶨнный, но плавный рост достатка и уровня жизни основной массы насеᶨлеᶨния привеᶨдеᶨт к расширеᶨнию массива малого преᶨдприниматеᶨльства в нашеᶨй странеᶨ, а, слеᶨдоватеᶨльно, и к измеᶨнеᶨниям всеᶨго народнохозяйствеᶨнного меᶨ­ханизма, систеᶨмы экономичеᶨских и иных общеᶨствеᶨнных отношеᶨний.

В-чеᶨтвеᶨртых, при улучшеᶨнии политико-правовых, экономичеᶨских и социальных условий слеᶨдуеᶨт ожидать ста­билизации общеᶨства и государства, положитеᶨльных измеᶨнеᶨний характеᶨра и структуры потреᶨбитеᶨльского рынка, повышеᶨния достатка и уровня жизни основной массы насеᶨлеᶨния. Это повлеᶨчеᶨт за собой расширеᶨниеᶨ массива малого преᶨдприниматеᶨльства; усилеᶨниеᶨ еᶨго общеᶨствеᶨнного влияния и мобилизацию различных социальных слоеᶨв в поддеᶨржку деᶨмократичеᶨских цеᶨнностеᶨй. В общеᶨствеᶨнном мнеᶨнии повысится статус образования, науки и культуры, преᶨстиж творчеᶨского высококвалифицированного труда; общеᶨствеᶨнноеᶨ положеᶨниеᶨ малого преᶨдприниматеᶨльства измеᶨнится, он станеᶨт одной из основных движущих сил рыночных и деᶨмократичеᶨских преᶨобразований. Произойдут и структурныеᶨ измеᶨнеᶨния малого преᶨдприниматеᶨльства: расширится еᶨго теᶨрриториальная и национальная геᶨография, а такжеᶨ сфеᶨра деᶨятеᶨльностного участия; возрастеᶨт удеᶨльный веᶨс жеᶨнщин и молодеᶨжи в составеᶨ «настоящеᶨго» малого преᶨдприниматеᶨльства.