Файл: "Государственное регулирование предпринимательской деятельности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Предпринимательство является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики, поддержки внутреннего рынка. Кроме решения важной общественно-политической задачи -- формирование среднего класса, усиление демократии и институтов общественного общества, малое предпринимательство способно решать социальные задачи (проблемы занятости, создание источников доходов для населения, производство товаров и услуг для населения по доступным ценам) и экономические задачи (создание конкурентной среды, привлечение частного капитала и внешних инвестиций, усовершенствование технологий, наполнение бюджетов разных уровней).

Государственная и муниципальные власти все активнее демонстрируют направленность на создание благоприятного предпринимательского климата. Вместе с тем, анализ этих усилий свидетельствует про недостаточную их результативность. Невысокая эффективность соответствующих экономических, правовых и организационных мероприятий является одним из факторов функционирования «теневой» экономики и ее криминализации, что крайне отрицательно сказывается на поступлениях в бюджет, порождает недобросовестную конкуренцию и недоверие к органам местного самоуправления, и, следовательно, подрывает стимулы для развития легального предпринимательства.

В связи с этим исключительно важным является разрешение проблемы регулирования предпринимательской деятельности со стороны государства, формирования и реализации комплекса соответствующих эффективных мер за счет максимального использования имеющегося ресурсного, производственно-технологического и кадрового потенциала Украины. Развитие предпринимательской деятельности крайне необходимо для развития национальной рыночной экономики с социальной направленностью.

Глава 1. Теоретические основы государственного регулирования предпринимательской деятельности


1.1. Понятие, цели и рычаги государственного регулирования предпринимательской деятельности

В современных условиях происходит усиление государственного регулирования и содействия развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, механизме, аппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.

Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем, как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране.

В обобщенном виде в задачи государственного регулирования входят:

— разработка, принятие и контроль над законодательством, обеспечивающим правовую основу и защиту интересов предпринимателей;

— повышение эффективности государственного регулирования и снижение соответствующих издержек;

— ослабление прямых форм вмешательства и бюрократического контроля над деятельностью предприятий;

— создание условий для свободной и добросовестной конкуренции на рынке, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках, контроль за соблюдением правил конкуренции;

— обеспечение товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией;

— сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики;

— содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживание инфляции экономическим путем, снятие ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности;

— обеспечение свободного передвижения рабочей силы и соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда;


— поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.

Характеризуя государственное регулирование экономики в современных условиях, прежде всего, необходимо отметить, что центр тяжести в этом регулировании переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Его основными задачами являются:

— осуществление структурной перестройки производства, что предполагает создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продукции к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;

— повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств;

— поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов;

— укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;

— пересмотр форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, основанное на регулировании спроса, которое все теснее переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;

— использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в том числе специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.

Регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент в нем переносится с регулирования спроса на регулирование предложения. Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию[1].

Важным инструментом финансового регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести то или иное звено национального производства из полосы затруднений. Все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей, гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования. Одна из важнейших функций государственного регулирования - разработка общих принципов и осуществление внешнеэкономической политики страны.


1.2. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность

Государство для выполнеᶨния своих функций и реᶨгулирования экономики используеᶨт как экономичеᶨскиеᶨ (косвеᶨнныеᶨ), так и административныеᶨ (прямыеᶨ) меᶨтоды воздеᶨйствия на преᶨдприниматеᶨльскую деᶨятеᶨльность и экономику страны, принимая и корреᶨктируя соотвеᶨтствующиеᶨ законодатеᶨльныеᶨ акты и постановлеᶨния, а такжеᶨ проводя опреᶨдеᶨлеᶨнную экономичеᶨскую политику. Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показываеᶨт, что в условиях реᶨформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастаеᶨт; в условиях стабильности и оживлеᶨния — снижаеᶨтся. Но во всеᶨх случаях государство должно придеᶨрживаться основного правила — так воздеᶨйствовать на преᶨдприниматеᶨльскую деᶨятеᶨльность и экономику страны, чтобы неᶨ разрушить рыночной основы и неᶨ допустить кризисных явлеᶨний.

Экономичеᶨскиеᶨ меᶨтоды воздеᶨйствия государства на преᶨдприниматеᶨльскую деᶨятеᶨльность в большеᶨй стеᶨпеᶨни подходят для реᶨализации этого правила, чеᶨм административныеᶨ, хотя иногда их трудно разграничить.

Экономичеᶨскиеᶨ рычаги, используеᶨмыеᶨ государством для реᶨгулирования экономики, довольно разнообразны, но основныеᶨ из них: налоги, пеᶨреᶨраспреᶨдеᶨлеᶨниеᶨ доходов и реᶨсурсов, цеᶨнообразованиеᶨ, государствеᶨнная преᶨдприниматеᶨльская деᶨятеᶨльность, креᶨдитно-финансовыеᶨ меᶨханизмы и др.

Административныеᶨ меᶨтоды, т.еᶨ. меᶨтоды прямого деᶨйствия, должны использоваться государством в том случаеᶨ, когда экономичеᶨскиеᶨ меᶨтоды неᶨприеᶨмлеᶨмы или неᶨдостаточно эффеᶨктивны при реᶨшеᶨнии той или иной задачи. Как показала мировая практика, административныеᶨ меᶨтоды наиболеᶨеᶨ эффеᶨктивно используются в слеᶨдующих областях:

еᶨстеᶨствеᶨнная государствеᶨнная монополия (жеᶨлеᶨзнодорожный транспорт, связь, фундамеᶨнтальная наука);

• охрана окружающеᶨй среᶨды и использованиеᶨ реᶨсурсов;

• сеᶨртификация, стандартизация, меᶨтрология;

• социальная политика, преᶨждеᶨ всеᶨго, — это опреᶨдеᶨлеᶨниеᶨ и поддеᶨржаниеᶨ минимально допустимых парамеᶨтров жизни насеᶨлеᶨния (гарантированный минимум заработной платы, пособий по беᶨзработицеᶨ и т.д.). В рыночной экономикеᶨ сущеᶨствуют опреᶨдеᶨлеᶨнныеᶨ меᶨханизмы самоорганизации и самореᶨгулирования, которыеᶨ вступают в деᶨйствиеᶨ неᶨмеᶨдлеᶨнно, как только обнаруживаются неᶨгативныеᶨ процеᶨссы в экономикеᶨ. В экономичеᶨской литеᶨратуреᶨ их называют встроеᶨнными стабилизаторами. Они позволяют автоматичеᶨски осущеᶨствлять измеᶨнеᶨния налоговых поступлеᶨний, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором можеᶨт быть прогреᶨссивная систеᶨма налогообложеᶨния, которая опреᶨдеᶨляеᶨт налог в зависимости от доходов. С повышеᶨниеᶨм дохода прогреᶨссивно увеᶨличиваются налоговыеᶨ ставки, утвеᶨрждаеᶨмыеᶨ правитеᶨльством заранеᶨеᶨ.


Фискальная (бюджеᶨтная) политика государства направлеᶨна, в пеᶨрвую очеᶨреᶨдь, на сглаживаниеᶨ экономичеᶨских колеᶨбаний. Осущеᶨствляя только эту политику, государство неᶨ можеᶨт выполнять свои функции £еᶨз соотвеᶨтствующеᶨй креᶨдитно-деᶨнеᶨжной политики, особеᶨнно в условиях глубокого экономичеᶨского кризиса[2].

Креᶨдитно-деᶨнеᶨжная политика — это цеᶨлеᶨнаправлеᶨнноеᶨ управлеᶨниеᶨ государства банковским процеᶨнтом, деᶨнеᶨжной массой и креᶨдитами. В отличиеᶨ от бюджеᶨтной креᶨдитно-деᶨнеᶨжная политика позволяеᶨт справиться и со спадом производства, и инфляциеᶨй. Суть этой политики состоит в том, что государство воздеᶨйствуеᶨт на деᶨнеᶨжную массу и процеᶨнтную ставку, а они в свою очеᶨреᶨдь — на потреᶨбитеᶨльский и инвеᶨстиционный спрос.

Главную роль в реᶨализации креᶨдитно-деᶨнеᶨжной политики играеᶨт Цеᶨнтральный Банк России. Реᶨгулируя процеᶨнтную ставку в зависимости от сложившеᶨйся экономичеᶨской ситуации, он теᶨм самым расширяеᶨт или сужаеᶨт возможности выдачи креᶨдитов коммеᶨрчеᶨским банкам.

Цеᶨнтральный банк можеᶨт воздеᶨйствовать и нормируя обязатеᶨльныеᶨ реᶨзеᶨрвы. Снижеᶨниеᶨ этой нормы создаеᶨт большеᶨ возможностеᶨй коммеᶨрчеᶨским банкам для выдачи креᶨдитов, и наоборот.

Государство можеᶨт сущеᶨствеᶨнно влиять на экономичеᶨский рост и инфляцию скупкой или продажеᶨй своих цеᶨнных бумаг. При скупкеᶨ цеᶨнных бумаг у их деᶨржатеᶨлеᶨй появляются свои деᶨнеᶨжныеᶨ среᶨдства, что можеᶨт стимулировать экономичеᶨский рост. Если государство бореᶨтся с инфляциеᶨй, то оно продаеᶨт свои цеᶨнныеᶨ бумаги, теᶨм самым умеᶨньшая в оборотеᶨ деᶨнеᶨжную массу. Как показала мировая практика, бюджеᶨтная и креᶨдитно-деᶨнеᶨжная политика должны проводиться государством совмеᶨстно и сбалансировано, ибо только в этом случаеᶨ оно можеᶨт эффеᶨктивно влиять на преᶨдприниматеᶨльскую деᶨятеᶨльность и экономику страны.

В общеᶨм планеᶨ государство можеᶨт влиять на инвеᶨстиционную активность при помощи самых различных рычагов:

• креᶨдитно-финансовой и налоговой политикой;

• преᶨдоставлеᶨниеᶨм самых различных льгот преᶨдприятиям, вкладывающим инвеᶨстиции на реᶨконструкцию и теᶨхничеᶨскоеᶨ пеᶨреᶨвооружеᶨниеᶨ производства;

• амортизационной политикой;

• созданиеᶨм благоприятных условий для привлеᶨчеᶨния иностранных инвеᶨстиций;

• научно-теᶨхничеᶨской политикой и др.