Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Финансовая политика: понятие, содержание и задачи).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Реализация целей и задач финансовой политики осуществляется с помощью применения различных приемов организации финансовых отношений на централизованном и децентрализованном уровнях, которые в совокупности определяют содержание механизма достижения целей и задач финансовой политики или финансового механизма.

Финансовый механизм - совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения.

Финансовый механизм играет существенную роль в реализации финансовой политики государства.

Целью данной курсовой работы является изучение теоретических основ, сущности, понятия, структуры финансового механизма и финансовой политики, а также изучение роли финансового механизма в реализации финансовой политики.

Предметом данной работы является использование финансового механизма в финансовой политике.

Объект данной работы – финансовый механизм, как существенный элемент финансовой политики.

Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. рассмотреть понятие, сущность, цели, задачи, типы финансовой политики;

2. рассмотреть понятие, сущность, структуру финансового механизма, а также финансовые рычаги и стимулы;

3. понять роль финансового механизма в реализации финансовой политики.

Структура работы представлена тремя главами.

В первой главе идет речь о финансовой политике, её целях, задачах, направлениях и типах.

Во второй главе представлена характеристика финансового механизма, его структуры, финансовых рычагов и стимулов.

В третьей главе идет речь о роли финансового механизма в реализации финансовой политики.

Глава I. Содержание и задачи финансовой политики

1.1. Финансовая политика: понятие, содержание и задачи

Финансовая политика, наряду с денежно-кредитной и политикой обменного курса рубля, является составной частью макроэкономической политики. Ответственность за ее реализацию несет министерство финансов (казначейство).


Под финансовой политикой понимается деятельность государства по целенаправленному использованию финансов.

Государство использует финансы для следующих целей:

• осуществление своих функций;

• выполнение государственных задач;

• достижение определенных целей [1].

Содержание финансовой политики определяется единством трех перечисленных ниже звеньев:

1. выработкой научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения:

- требований экономических законов;

- всестороннего анализа состояния развития хозяйства;

- перспектив развития производительных сил и производственных отношений;

- потребностей населения страны.

2. определением основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период исходя из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, с учетом влияния международных факторов и возможностей роста финансовых ресурсов;

3. осуществлением практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

В процессе выработки и реализации финансовой политики обеспечиваются условия выполнения государственных задач.

Основными задачами финансовой политики являются:

- создание условий для эффективного размещения и использования имеющихся финансовых ресурсов;

- поддержание определенного уровня экономической активности в стране.

Финансовая политика является эффективным орудием воздействия на экономические интересы. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач в ней выделяют финансовую стратегию и финансовую тактику.

Под финансовой стратегией понимается долговременный курс государства в области финансов, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе разработки финансовой стратегии:

1) прогнозируются основные тенденции развития финансов;

2) формируются концепции их использования;

3) намечаются принципы организации финансовых отношений.

Под финансовой тактикой понимается краткосрочный курс государства в области финансов, направленный на решение задач конкретного этапа развития общества посредством своевременного изменения способов организации финансовых связей и перегруппировки финансовых ресурсов. Финансовая тактика должна быть гибкой, что определяется подвижностью экономических условий [2].

Взаимосвязь финансовой стратегии и тактики заключается в том, что стратегия создает возможности для решения тактических задач, а тактика посредством выявления решающих участков и узловых проблем, путем своевременной организации финансовых связей и переброски финансовых ресурсов позволяет решать задачи, намечаемые стратегией.


Финансовая политика порождается экономическими отношениями (обусловлена экономикой), но в то же время обладает определенной самостоятельностью, которая определяется специфическими законами и логикой развития (оказывает обратное воздействие на экономику). В этой связи большое значение приобретает государственное регулирование финансов, которое заключается в воздействии государства с помощью сконцентрированных в его руках финансовых ресурсов на приоритетные сферы экономики. Этому способствует составление целевых программ. Таким образом, в самой финансовой политике вырабатываются приоритетные направления.

По мере повышения уровня производительных сил финансовые мероприятия должны во все большей степени направляться на социальные потребности.

Отрыв финансовой политики от экономики сдерживает реализацию возможностей, заложенных в экономике, и отзывается серьезными экономическими трудностями. Отсюда следует, что финансовые решения должны приниматься по законам экономической логики и на основе серьезного анализа возможных последствий.

В этой связи большое значение имеет:

1) достоверная и полная информация как о процессах, протекающих в экономике, так и о результатах ранее проведенных в жизнь финансовых решений;

2) соблюдение принципа обратной связи, служащего надежной основой для оценки эффективности финансовой политики.

1.2. Цели, направления и роль финансовой политики

Целью финансовой политики является повышение объемов и эффективности использования финансовых ресурсов. Эффективность проверяют ростом финансовой отдачи.

При выработке финансовой политики следует учитывать:

1) специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки:

2) реальные экономические и финансовые возможности государства;

3) необходимость комплексного подхода, под которым понимается согласование мероприятий и их направление на выполнение основной задачи, а также тесная взаимосвязь финансовой политики с другими составными частями макроэкономической политики.

Основными направлениями финансовой политики являются:

1) повышение деловой активности в стране;

2) повышение благосостояния населения;

3) развитие производительных сил;

4) развитие международных экономических отношений [2].


Финансовая политика должна быть направлена на создание благоприятных условий для активизации предпринимательской деятельности, что достигается посредством определения рациональных форм изъятия доходов предприятий в пользу государства и доли участия населения в формировании финансовых ресурсов.

В процессе выработки и проведения финансовой политики предусматривается, что часть финансовых ресурсов должна быть направлена на повышение материального и культурного уровня жизни народа, расширение социального обслуживания. Одновременно с этим регулируются налоговые платежи населения; осуществляются мероприятия, направленные на развитие производства товаров народного потребления, услуг и пр.

Финансовая политика играет важную роль в развитии производительных сил и их рациональном размещении по территории страны. Она способствует обеспечению финансовыми ресурсами целевых программ, сосредоточению средств на ключевых направлениях развития экономики, стимулированию роста эффективности производства; повышению заинтересованности всех регионов в развитии хозяйства, использовании местных сырьевых ресурсов.

Финансовая политика способствует укреплению и развитию международных экономических отношений. Власти должны заботиться о том, чтобы страна заняла достойное место в системе международного разделения труда и мировой экономике в целом. В этой связи необходима государственная поддержка экспортных отраслей, а также защита отечественных производителей. В то же время власти должны обеспечить доступ в страну импортных товаров, необходимых для потребления на внутреннем рынке [3].

1.3. Типы финансовой политики

В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, характеризуемой той долей дохода, который распределяется и потребляется в соответствии с действующими законами или административных решений, различают три типа финансовой политики:

1. жесткая регламентация;

2. умеренная регламентация;

3. политика минимальных ограничений [1].

Жесткая регламентация состоит в том, что преобладающая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях или административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, или в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к производительной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его собственники - юридические и физические лица. Такая политика, как правило, предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.


Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитных, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация может уравновесить интересы государства и общества вообще и интересы отдельных юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной деятельности и вместе с тем дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества.

Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые вдобавок сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений в таких условиях регламентируется на договорных началах между отдельными субъектами.

Текущая финансовая деятельность государства отображает тактику реализации финансовой политики, ее основным орудием является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.

В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на такие виды:

• политику стабилизации;

• политику экономического роста;

• политику сдерживания деловой активности.

Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация базируется на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются одна от другой. Первая - это политика стабилизации после экономического спада, которая носит стимулирующий характер. Вторая - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.

Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом его потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через возрастание государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное влияние на основе финансирования экономических потребностей. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" состоит в минимизации процентных ставок по кредитам и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов.