Файл: Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики (Финансовая политика: понятие, содержание и задачи).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Содержание и задачи финансовой политики
1.1. Финансовая политика: понятие, содержание и задачи
1.2. Цели, направления и роль финансовой политики
Глава II. Сущность и содержание финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма, его структура
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
Политика сдерживания деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, как и политика экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.
По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную.
Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мероприятий, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные мероприятия, стимулирующие или сдерживающие, применяются в соответствии с ситуацией, которая складывается в данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мероприятий ситуация улучшиться не может.
Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов - "вмонтированных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике.
Функции "вмонтированных стабилизаторов" выполняют перво-наперво налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. Вместе с тем полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и "вмонтированные стабилизаторы", и средства дискреционной политики.
Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений, ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, осуществляется выбор типа финансовой политики - жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений, дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а что - фискальной политики) и инструменты реализации, и способы обеспечения координированности их действий.
На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия в сфере финансов. При этом очень важно обеспечить действенность финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важным является контроль за ходом реализации выработанной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложны и многофакторны, что любые изменения в экономической среде могут или изменить действие финансовых инструментов, или направить их в другую сторону [9].
Глава II. Сущность и содержание финансового механизма
2.1. Понятие финансового механизма, его структура
Важной составной часть финансовой политики является формирование финансового механизма, при помощи которого происходит осуществление деятельности государства в области финансов. Финансовый механизм представляет собой систему установленных государством форм, видов и методов организации финансовых отношений.
К элементам финансового механизма относятся формы финансовых ресурсов, методы их формирования, система законодательных норм и нормативов, которые используются при определении доходов и расходов государства, организации и регулирования бюджетной сферы, финансов предприятий и рынка ценных бумаг.
Финансовый механизм - это наиболее динамичная часть финансовой политики. Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности социальной и экономической ситуации в стране. Одно и тоже финансовое отношение в стране может быть организовано по-разному. По-разному может использоваться один и тот же инструмент финансового регулирования.
Финансовый механизм представляет собой действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение [5].
Рассмотрим элементы финансового механизма.
1. Финансовый метод можно определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.
Это обусловлено тем, что функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение в денежной (стоимостной) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином инпут-аутпут (INPUT-OUTPUT). Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов.
2. Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового метода. К финансовым рычагам относятся: прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса рубля и т. п.
В финансовом менеджменте финансовый рычаг представляет собой коэффициент, показывающий отношение цены сделки к средствам, которыми должен обладать участник рынка для её заключения.
Эффект финансового рычага заключается в приращении к рентабельности собственных средств, получаемого благодаря использованию кредита, несмотря на платность последнего.
3. Правовое обеспечение функционирования финансового механизма включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.
4. Нормативное обеспечение функционирования финансового механизма образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.
5. Информационное обеспечение функционирования финансового механизма состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации [1].
К финансовой информации относится:
• Осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.;
• Сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах;
• Различные другие сведения.
Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества [3].
2.2. Финансовые рычаги и стимулы
Все мероприятия финансовой политики, направляемые к упорядочению бюджетного устройства, корректированию денежного обращения, организацию кредита, совершенствованию ценообразования не в состоянии преодолеть экономический кризис, составляющий основу кризиса финансов.
Выход состоит в повышении производительности труда в сфере материального производства, в увеличении емкости рынка, как за счет крупного производства, так и за счет увеличения товарного предложения со стороны мелких предпринимателей, производящих промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Таким образом, укрепление финансов зависит от развития производства и товарооборота, а устойчивость финансов, бездефицитность бюджета и стабильность денег в свою очередь являются важнейшими факторами успешного развития народного хозяйства. Инструментами же формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов финансовых ресурсов в процессе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта и национального дохода являются финансовые рычаги. В их состав входят: прибыль, налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций различных форм собственности, амортизационные отчисления, отчисления на социальное страхование, налоги с населения, страховые платежи и т. п.
При расходовании фондов финансовых ресурсов как централизованных, так и децентрализованных используются финансовые рычаги, связанные с финансированием капитальных вложений, расходованием оборотных средств, фондов экономического стимулирования, дотаций, пенсионных источников, сумм страховых возмещений по всем видам страхования, пособий, стипендий и др.
Каждый финансовый рычаг выполняет определенную функцию и имеет конкретную характеристику. Однако в совокупности они взаимосвязаны между собой и представляют целостную систему показателей, используемых при организации и регулировании финансовых отношений.
Участвуя в формировании и использовании фондов денежных ресурсов, финансовые рычаги должны воздействовать на экономическую деятельность хозорганов, стимулировать экономический рост, повышение производительности труда, улучшение качества продукции, выполнять все другие задачи, связанные с организацией производства в условиях коммерческого расчета. Воздействие финансовых рычагов на развитие общественного производства зависит от функций, которыми они наделены, и от реализации этих функций на практике. Так, исторический опыт показывает, что налоги при правильном их применении приносят огромную пользу государству, а при ошибочном — непоправимый вред. Даже технический момент в налоговой практике играет очень важную роль. Классическим примером этого в истории советской экономики является факт замены продразверстки продналогом. В результате этого налог стал взиматься в другой форме и это привело к положительным результатам, хотя тяжесть обложения сохранилась почти на прежнем уровне. Отсюда вывод — все финансовые рычаги требуют к себе самого внимательного отношения как при их разработке, так и при применении.
Важное значение играет как в производственной, так и непроизводственной деятельности система финансовых стимулов, являющихся рычагами воздействия на общественное производство. Превращение финансов в инструмент, обеспечивающий органическое включение товарно-денежных отношений в механизм управления рыночной экономикой, усиление воздействия финансов на производство в современных условиях хозяйствования происходит путем совершенствования всех форм финансовых отношений, в том числе и посредством активизации финансовых стимулов — поощрением за хорошие показатели деятельности и применением санкций за нарушения.
Финансовые рычаги - конкретные формы финансовых отношений, действие которых связано с формированием, распределением и использованием денежных доходов и фондов денежных средств как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных отраслей, предприятий, организаций.
В состав финансовых рычагов входят:
1. налоги;
2. сборы;
3. таможенные пошлины;
4. другие платежи и отчисления в централизованные фонды денежных средств;
5. прибыль хозяйствующего субъекта;
6. амортизационные отчисления;
7. бюджетные ассигнования;
8. дотации, субсидии, субвенции;
9. бюджетные ссуды и займы;
10. стипендии, пособия, пенсии, премии, поощрения, материальная помощь и т. д.
Многообразие финансовых рычагов требует их группировки:
1. финансовые рычаги, применяемые в процессе формирования денежных доходов и фондов денежных средств;
2. финансовые рычаги, проявляющиеся в процессе их распределения.
Различного рода стимулы, выражающие содержание финансового механизма, могут быть применены при формировании доходов, накоплений и фондов.
Финансовые стимулы - способность различных форм финансовых отношений материально воздействовать на субъектов с целью повышения их заинтересованности в результатах своей деятельности:
1. прибыль;
2. налоги;
3. стипендии;
4. премии;
5. поощрения и тд [7].
Широкий спектр различных льгот предусмотрен по налогам, взимаемым в бюджет путем частичного или полного освобождения предприятий от их уплаты. Целью стимулирования является увеличение средств, направляемых на мероприятия, связанные с развитием производства, с социальными потребностями работников, природоохранными действиями, благотворительными целями, расширением производства отдельных видов продукции (работ, услуг). При сокрытии же доходов или уплате их с опозданием применяются разного рода санкции как экономического, так и административного характера, вплоть до уголовной ответственности.
Льготы и санкции применяются и при организации финансирования и кредитования производственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности.
Важное значение имеет и разработка количественных параметров каждого элемента финансового механизма, т. е. определение ставок, норм и нормативов выделения и изъятия средств, объема отдельных фондов, уровня расходования финансовых ресурсов и пр.
Одним из основополагающих принципов деятельности законодательных и исполнительных органов, связанных с применением финансовых рычагов и стимулов, разработкой норм и нормативов, является оперативный учет изменений хозяйственных процессов и своевременное воздействие на них, направленное на повышение эффективности экономического развития государства [6].