Файл: «Фирменное наименование и его гражданско-правовая охрана».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Среди объектов интеллектуальной собственности важное место занимают средства индивидуализации юридических лиц. Жизнь современного общества невозможна без их активного участия, так как они являются важным средством идентификации производимых товаров или лиц, которые эти товары производят. Большое значение для обеспечения конкурентоспособности товаров, работ и услуг имеет фирменное наименование юридического лица. Оно является коммерческим именем предпринимателя и неразрывно связано с его деловой репутацией. Под этим именем совершаются сделки и иные юридические действия, предприниматель реализует свои права и выполняет обязанности, рекламирует и реализует производимую им продукцию.

С принятием IV части Гражданского Кодекса РФ изменена и упорядочена система индивидуализации. Фирменное наименование определено как
самостоятельное средство индивидуализации коммерческой организации,
что исключает его принадлежность физическим лицам, в том числе индивидуальным предпринимателям.

Объектом исследования является фирменное наименование как средство индивидуализации.

Целью работы является исследование гражданско-правовой защиты фирменного наименования.

Для достижения цели необходимо решить ряд задач:

  • рассмотреть фирменное наименование как обязательный атрибут юридического лица;
  • рассмотреть правовое регулирование охраны фирменного наименования;
  • провести сравнительный анализ фирменного наименования и коммерческого обозначения.

Научно-методическая основа работы – законодательные и нормативные акты, труды ученых-правоведов, учебная литература, публикации в периодических изданиях.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Глава 1. Понятие исключительных прав на фирменное наименование

1.1. Фирменное наименование как обязательный атрибут юридического лица


Один из обязательных атрибутов коммерческого юридического лица - его фирменное наименование. Согласно ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование должно содержать указание на организационно-правовую форму юридического лица и собственно его наименование и подлежит включению в ЕГРЮЛ[1]. Поскольку фирменное наименование - это средство индивидуализации юридического лица в гражданском обороте, его отчуждение не допускается. В соответствии со ст. 8 Конвенции по охране промышленной собственности (Париж, 20 марта 1883 года) фирменное наименование охраняется во всех странах Союза по охране промышленной собственности без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака.

В ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) впервые в самостоятельный раздел выделены специальные нормы, устанавливающие правовой режим фирменного наименования и коммерческого обозначения. При этом законодатель не только выделяет два близких и смежных результата интеллектуальной деятельности в отдельные параграфы, но и проводит четкое разграничение между ними. Стоит отметить, что до принятия ч. 4 ГК РФ регулирование данных объектов не было проработано, при этом правовой режим коммерческого обозначения определялся только гл. 54 ГК РФ и ограничивался указанием на возможность передачи данного объекта по договору. Правовой режим фирменного наименования в самом общем виде регулировался Положением о фирме 1927 г., ГК РФ и специальными федеральными законами, определяющими правовой статус юридических лиц.

Несмотря на общую прогрессивность ч. 4 ГК РФ, правовое регулирование отношений по поводу фирменного наименования и коммерческого обозначения в целом следует рассматривать как дискуссионное[2]. Понятие коммерческого обозначения в отечественной юридической литературе было рассмотрено неполно и неоднозначно. Так, Е. А. Суханов, Г. Е. Авилов, А. А. Иванов говорили о коммерческом обозначении как о применяемом в деятельности предпринимателя наименовании, которое не зарегистрировано, общеизвестно и охраняется без регистрации[3]. И. В. Гуев пришел к выводу, что коммерческое обозначение – это дополнительное средство индивидуализации юридического лица, которое: 1) является символом в части эмблемы; 2) применяется систематически; 3) широко известно; 4) охраняется без регистрации.

Все это было вызвано и тем, что в ранее действующем законодательстве не давалось определения коммерческого обозначения, его содержания, круга правообладателей, не регулировались и иные вопросы. На всем протяжении развития отечественного законодательства о фирменных наименованиях формировалось и учение о фирме. В рамках учения о фирме складывалось само понятие фирмы, руководящие начала (принципы), на которых должны основываться требования действующего законодательства о фирме, правила построения фирмы (структура фирменного наименования). Так, Г. Ф. Шершеневич отождествлял фирму с названием торгового предприятия как обособленного частного хозяйства[4]. В. В. Розенберг рассматривал фирму не только как название предприятия, но и как «обозначение предприятия, то есть такой же составной элемент, как гражданское имя для правоспособной личности, но и внешнее, нужное в целях права, воплощение предприятия».


Анализ ст. 1473 и 1538 ГК РФ позволяет сделать вывод, что под фирменным наименованием стоит понимать средство индивидуализации субъекта гражданского правоотношения, призванное отличать одну коммерческую организацию от другой, осуществляющей аналогичную деятельность[5]. Коммерческое обозначение, напротив, представляет собой незарегистрированное, но общеизвестное наименование, используемое в целях индивидуализации предприятия, которое охраняется без специальной регистрации именно в силу его общеизвестности. Охраноспособность указанных объектов определяется рядом условий. Для фирменного наименования – это необходимость обладания различительной способностью; указания на организационно-правовую форму и постоянство.

Для коммерческого обозначения – обладание достаточными различительными признаками и известность в пределах определенной территории (п. 1 ст. 1539 ГК РФ). Стоит сразу отметить, что критерии различимости и известности законом не установлены, равно как и не определены параметры территории, на которой должно быть известно коммерческое обозначение. В ст. 1540 ГК РФ установлены лишь предельные границы действия исключительного права – территория Российской Федерации. Такое положение обусловливает существование целого ряда вопросов: не будут ли под понятие коммерческого обозначения попадать только те объекты, которые известны на территории всей страны, а не в пределах определенного субъекта, района и т.д.? каким образом будет осуществляться защита данного объекта, поскольку на основании п. 2 ст. 1539 ГК РФ право на защиту возникает только у того лица, у которого исключительное право на коммерческое обозначение возникло ранее? как определить действительный момент возникновения права на коммерческое обозначение, если момент его создания нигде не фиксируется?

Законодатель четко определил структуру фирменного наименования, она состоит из собственно наименования и сведений об организационно-правовой форме юридического лица. Исходя из положений ст. 1538 ГК РФ, коммерческое обозначение не должно быть идентично фирменному наименованию, а первое, следовательно, не должно носить все признаки второго и может состоять из любых словесных, знаковых и иных элементов.

С принятием ч. 4 ГК РФ законодатель в ст. 1473 и 1538 четко определил круг субъектов, имеющих право на фирменное наименование и коммерческое обозначение[6]. Данное обстоятельство четко проводит различие между фирменным наименованием и коммерческим обозначением, поскольку круг субъектов на последний объект значительно шире и включает наряду с коммерческими организациями некоммерческие организации с условием, что они осуществляют предпринимательскую деятельность и данное право предоставлено им в соответствии с законом их учредительными документами. Кроме того, предоставлено право на использование коммерческого обозначения индивидуальным предпринимателям для индивидуализации принадлежащих им торговых, промышленных и других предприятий.


Основанием возникновения субъективных прав у выше названных субъектов на фирменное наименование служит его государственная регистрация, право на коммерческое обозначение возникает с момента его создания и не требует обязательной государственной регистрации в соответствии с п. 2 ст. 1538. Согласно п. 4 ст. 54 ГК РФ, законодатель предусматривает, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование. На основании ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование должно включаться в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. В соответствии с Приказом ФНС России[7], заполнение п. 1.4. заявления о государственной регистрации юридического лица (форма №Р11001), указывающего на фирменное наименование юридического лица, обязательно для коммерческих организаций. Из этого можно сделать вывод, что фирменное наименование подлежит обязательной государственной регистрации.

Данное положение противоречит ст. 8 Парижской конвенции по охране промышленной собственности[8], согласно которой фирменное наименование охраняется без обязательной подачи заявки или регистрации. Таким образом, законодатель при создании ч. 4 ГК РФ пошел в разрез с устоявшимися в большинстве развитых стран взглядами на фирменное наименование. Под фирменным наименованием в тексте Парижской конвенции, а также в законодательстве большинства стран мира понимается название, под которым физическое или юридическое лицо обозначает предприятие, которое оно использует для идентификации своих отношений с клиентурой в каком-либо конкретном секторе экономики. Поэтому фирменное наименование, являясь объектом промышленной собственности, может передаваться, то есть быть предметом оборота, но только совместно с предприятием, которое оно обозначает.

При этом фирменное наименование необходимо отличать от коммерческого обозначения, на которое дается указание в ст. 2 Конвенции, учреждающей ВОИС. Данное обозначение также известно как вымышленное наименование в США и Великобритании, вторичный символ в Финляндии и Швеции, вывеска в Испании, Италии, Португалии и Франции. Отличительной чертой подобных наименований является то, что их не требуется регистрировать. Кроме того, территориальная сфера их действия ограничена местом нахождения торгового предприятия, они имеют локальный характер.

Законодатель, указав на прямой запрет отчуждения или предоставления права на фирменное наименование в п. 2 ст. 1474 и исключив его из состава предприятия как имущественного комплекса в ст. 132, позволяет нам говорить о фирменном наименовании как о нематериальном благе, являющемся объектом личного неимущественного права. На коммерческое обозначение, в силу указания ст. 1539, распространяется исключительное право. Таким образом, в РФ фирменное наименование служит средством индивидуализации субъекта гражданского права, а коммерческое обозначение – средством индивидуализации предприятия[9].


Интересным представляется вопрос о соотношении наименования и фирменного наименования юридического лица. Так, наименование юридического лица совершенно справедливо рассматривается как личное неимущественное право. Подобно имени, оно служит цели индивидуализации юридического лица в гражданском обороте и именно под этим именем приобретает права и несет обязанности. Той же цели в условиях нынешнего законодательства служит и фирменное наименование. В. И. Ерёменко, ссылаясь на положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[10], говорит о разных сферах применения данных обозначений. Так, следуя его логике, наименование юридического лица используется в публичных, а фирменное наименование – в частноправовых (коммерческих) отношениях[11]. Приведенная выше аргументация Г. Ф. Шершеневича возвращает нас к полемике о том, что лишь наименование юридического лица служит его индивидуализации, фирменное же наименование – индивидуализации его деятельности (бизнеса).

Полагается все же, что ответ лежит на поверхности. Так, ст. 54 ГК РФ говорит о фирменном наименовании как о принадлежности коммерческой организации. При этом термин наименование в отношении коммерческой организации звучит лишь однажды (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Далее при определении структуры средств индивидуализации термин фирменное наименование употребляется исключительно в отношении коммерческих организаций (см. ст. 69, 82, 87, 95, 96, 107, 113 ГК РФ). Напротив, термин наименование используется в отношении некоммерческих организаций (см. ст. 116, 118, 121 ГК РФ). Аналогичный пример дает Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации»[12]. Данный закон также использует понятие фирменное наименование только в отношении коммерческих организаций (ст. 3 – сельскохозяйственный производственный кооператив), а понятие наименование – в отношении некоммерческих организаций (ст. 4, 5 – потребительские кооперативы). Факт использования одного термина наименование в некоторых законах, возможно, объясняется тем, что законодатель использует его в широком смысле, распространяя и на фирменное наименование. Полагаем, что подобное использование действительно характерно для публичных отраслей права, когда закон не делает различия между коммерческими и некоммерческими организациями.

Формы реализации права на фирменное наименование и коммерческое обозначение достаточно многообразны. Под своим фирменным наименованием юридическое лицо совершает гражданско-правовые сделки и иные юридические действия, осуществляет личные неимущественные права, защищает свои нарушенные или оспариваемые права. Владелец вправе помещать свое коммерческое обозначение и фирменное наименование на вывесках, бланках, счетах, прейскурантах и разнообразных публикациях рекламного характера, объявлениях. Ограничения в использовании законодатель устанавливает только в отношении коммерческого обозначения. В соответствии с п. 2 ст. 1538, для одного предприятия может быть использовано только одно коммерческое обозначение, кроме того, оно должно использоваться непрерывно в течение года[13]. В противном случае исключительное право на него прекращается. При этом формы непрерывного использования законом не определяются, следовательно, можно предположить, что факт непрерывности может подтверждаться любыми доступными доказательствами (бланками документов, наружной рекламой, записями теле- и радиопередач, в которых упоминалось данное коммерческое обозначение).