Файл: Имидж спортивного соревнования (на конкретном примере).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы проведения и организации спортивного соревнования
Понятие спортивного менеджмента
1.2 Теоретические основы организации спортивных соревнований
Глава 2. Имидж спортивного соревнования на примере шахматного турнира «Отважная пешка»
2.1 Общая характеристика МОУ ДО ЦДО «Факел»
2.3 Материально техническая и финансовая база турнира «Отважная пешка»
Введение
В настоящее время уделяется большое внимание совершенствованию системы управления в сфере физической культуры и спорта, в частности. Организация и проведение каждого спортивного соревнования требует специальных управленческих усилий и навыков, необходимых для его успешной организации, ведь от качественного уровня подготовки соревнования зависит множество людей: спортсмены, тренеры, работники отрасли спорта, болельщики. Под час на кону одного соревнования оказываются результаты многих лет труда большого количества людей.
Управление организацией и проведением спортивных соревнований дело трудное и ответственное, требующего глубокого понимания сущности спортивного соревнования.
В связи с этим, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью определения наиболее проблемных процессов управления с целью их исправления для повышения качества организации и проведении соревнований различного уровня на территории Российской Федерации.
Подробного изучения и научного обоснования требуют процессы управления организацией и проведением соревнований в связи с планом увеличения количества международных, межрегиональных и региональных спортивных соревнований по различным видам спорта по отношению, что предусмотренного концепцией развития физкультуры и спорта до 2020 года.
Таким образом, необходимость поиска наиболее эффективных методов управления организацией и проведением соревнований в различных сферах спорта. В связи с этим с целью обеспечения развития вида спорта на запланированном уровне определила выбор темы и замысел настоящего исследования, основной целью которого является разработка методических рекомендаций по применению проектного управления при организации и проведении соревнований по спортивному ориентированию.
Объект исследования –МОУ ДО ЦДО «Факел».
Предмет исследования – организация и проведение спортивного турнира на примере шахматного турнира «Отважная пешка».
Целью курсовой работы является анализ организации и проведения спортивного соревнования (на примере конкретного турнира).
- раскрыть понятие спортивного менеджмента
- проанализировать теоретические основы организации спортивных соревнований
- дать характеристику организации и проведения спортивного соревнования на примере шахматного турнира «Отважная пешка»;
- изучить способы и средства популяризации шахмат в России;
Методы исследования: теоретический анализ и обобщение литературных и документальных источников; опрос (анкетирование, интервью); экспертная оценка; статистическая обработка материалов исследования.
Исходя из поставленной цели и задач курсовая работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованных источников, приложение.
Глава 1 Теоретические основы проведения и организации спортивного соревнования
Понятие спортивного менеджмента
Спорт сейчас находится на пороге больших перемен. Но, к сожалению, не до конца к ним готов. Прежде всего, это устаревшая материально-техническая база, недостаточное финансирование физической культуры и спорта бюджетными организациями разных уровней, отсутствие эффективной системы законодательных актов о налогах, льгот, меценатства и спонсорства, телевизионных прав.
Поэтому сейчас он остается достаточно рискованным видом вложений. Данной проблемой исследования занимались такие ученые как В.Ю. Карпов, А.М. Гладких, А.Л. Волобуев, Р. Сабитова, Г.М. Квон, А.В. Сафронова, С.А. Наумова, В.А. Кваша, С.В. Слуцкая, Л.В. Сологубова и др.
Если подходить к истории спортивного менеджмента широко, то первыми спортивными менеджерами были еще римляне (владельцы гладиаторов) и агенты всесильной китайской якудзы, которые устраивали поединки лучших бойцов Дальнего Востока. Однако спортивные управленцы, в современном понимании, появились только в конце XIX века, когда мир массово увлекся спортом и спортивными соревнованиями. Уже тогда в сопутствующих кругах выделились спортивные администраторы (или агенты) и, собственно, менеджеры[1].
Теория и практика управления физической культурой и спортом всегда была связана с общей теорией управления, базировалась на ее теоретико-методологических основах, во многом повторяя ее путь становления и развития. Наиболее активно теория управления физической культурой и спортом начала формироваться в 1970-е годы.
Исторически сложилось так, что физическая культура и спорт в нашей стране развиваются как в государственных, так и общественных формах (подробно система управления данной сферой рассматривается в главе 5 настоящего пособия). Поэтому научные, организационные проблемы системы управления физической культурой и спортом, деятельность государственных и общественных органов управления, в том числе федераций по видам спорта, коллективов физической культуры, спортивных клубов, являлись предметом научного осмысления. Исследования указанных проблем нашли свое отражение в работах К.А. Вороновой, Н.В. Жмарева, В.И. Жолдака, В.В. Ермиловой, В.Г. Комалетдинова, И.И. Переверзина, К.А. Цатуровой и других авторов.
На протяжении многих лет в поле внимания ученых остаются вопросы управления массовой физкультурно-оздоровительной и спортивной работой среди различных категорий населения - Я.Р. Вилькин, М.И. Золотов, Т.М. Каневец, Х.А. Фаткуллин и др.
В сфере физической культуры и спорта складываются многочисленные общественные отношения, наиболее важные из них регулируются нормами права. Последние возникают в связи с деятельностью физкультурно-спортивных организаций, органов управления по созданию условий для занятий физическими упражнениями, функционирования спортивных сооружений и т.д. Правовое обеспечение управления физической культурой и спортом как одно из направлений по изучению правовых отношений в данной сфере является предметом исследований таких ученых и практиков, как С.Н. Братановский, П.А. Виноградов, С.Э. Воронин, В.Н. Зуев, С.А. Ищенко, В.Н. Уваров[2].
Одним из направлений, на котором сосредоточили свои усилия исследователи, формируя теоретические основы управления, явилось информационное обеспечение управленческой деятельности. Этот важный фактор эффективного управления рассматриваемой сферы в современных условиях получил новый смысл. Повсеместное использование информационных технологий в физкультурно-спортивном движении, в том числе и в управлении, бесспорно, способствует оптимизации различных процессов, имеющих место в управленческой деятельности. Исследование феномена информации, ее роль в управлении физической культурой и спортом на протяжении многих лет изучаются Л.Н. Акуловой, П.А. Виноградовым, В.С. Родиченко, А.В. Седовым, С.С. Филипповым. Начиная с 1951 г., когда национальный олимпийский комитет Советского Союза был признан Международным олимпийским комитетом, а также после первого участия в Олимпийских играх 1952 г., в нашей стране широким фронтом развернулись научные исследования проблем международного спортивного движения, в том числе управленческих. Среди авторов следует назвать Н.Н. Бугрова, А.А. Исаева, С.А. Ищенко, В.С. Родиченко и ряд других.
Развитие рыночных отношений в экономике нашей страны начиная с 1990-х годов потребовало соответствующего изменения и в процессах управления данной сферой. Жизнедеятельность физкультурно-спортивных организаций в значительной степени стала определяться применением руководителями средств и методов менеджмента. Менеджмент как вид управленческой деятельности явился новым объектом теории и практики. Чтобы эту деятельность сделать более эффективной, российские ученые активно включились в теоретическую исследовательскую работу по изучению различных сторон менеджмента в сфере физической культуры и спорта. Среди них С.И. Гуськов, В.И. Жолдак, В.В. Кузин, А.В. Починкин, С.Г. Сейранов, С.С. Филиппов, В.А. Черепов, С.А. Алтухов и другие.
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов[3].
Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управляющих. Все большее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.
В нашей стране исторически так сложилось, что управлением в спорте занимались тренеры, инструкторы, методисты. Они зачастую совмещали учебно-воспитательную работу с управлением клубом, спортивным обществом, спортивной федерацией, хотя их должностные инструкции не предусматривали выполнение таких обязанностей. Спортивный менеджмент как особый вид профессиональной деятельности управленцев в спортивной отрасли возник в результате разделения и кооперации их труда. Причиной появления и стремительного развития спортивного менеджмента в развитых европейских странах стала рыночная экономика, которая выдвинула особые требования к менеджерам в условиях экономической конкуренции[4].
Современный менеджмент в индустрии спорта характеризуется тем, что придает особое значение формулированию целей спортивной организации. В связи с этим на передний план выдвигается стратегическое планирование и управление, что предполагает определение миссии (основной общей цели, главной задачи) спортивной организации. Поэтому установление целей, ради достижения которых создается, функционирует и развивается спортивная организация как целостная социальная система, является одной из главных проблем менеджмента. В теории целевого управления целями называют те ключевые результаты, которых организация стремится достичь в своей деятельности в течение длительного времени. Говоря точнее, цель управления - это желаемое, необходимое и возможное состояние управляемой системы в будущем.
Спортивная организация имеет определенную внутреннюю структуру, основанную на специфике того или иного вида спорта. В ней есть управления, департаменты, отделы, группы, команды. Иными словами, в спортивной организации существуют различные виды управленческой деятельности. Вместе с ними появляется структура взаимоотношений и подчиненности. Это значит, что спортивный менеджмент бывает разных уровней, и задачи он решает различные. В общем виде можно выделить три основных уровня менеджмента в индустрии спорта: стратегический, тактический и исполнительский.
Что касается функций менеджмента в индустрии спорта, то они представляют собой относительно обособленные направления управленческой деятельности. Различают основные и специфические функции менеджмента.
Основные функции менеджмента взаимосвязаны, составляют единый процесс, характеризующий механизм управленческого воздействия.
Другие, специфические функции менеджмента в индустрии спорта представляют собой результат распределения управленческого труда, которая динамично развивается в современных условиях. Так же специфические функции спортивного менеджмента могут быть выделены и охарактеризованы по содержанию управленческого воздействия на определенный объект.
В современном спортивном менеджменте РФ существует ряд проблем и одна из главных - это нехватка профессиональных кадров социальноэкономического профиля. Низкий уровень зарплаты преподавателей вузов не позволяет сформировать штат кафедры из специалистов с современным опытом и подготовкой.
В большинстве российских вузов нет направления "спортивный менеджмент", подготовка осуществляется на базе специальности "менеджмент организации", а выпускникам присваивается квалификация экономист.
Выпускники по физической культуре и спорту, имеющие право вести тренерскую деятельность, чаще всего работают по специальности, накапливают опыт, и позднее переходят на управленческую работу. Этот путь наиболее логичен, чем работа выпускника-экономиста без опыта в спортивной сфере. Поэтому релевантная проблема, это отсутствие хорошей программы, учитывающей все особенности работы спортивного менеджера на уровне государства, частных и общественных организаций.
Для решения проблемы подготовки кадров необходимо разработать качественную программу подготовки спортивных менеджеров с учетом вида работы: государственное управление, общественные организации и коммерческие организации. Спортивный менеджер должен знать программу различных уровней подготовки.
На каждом уровне будут различия: будет изучена система управления в государственном секторе, по видам спорта (региональный и федеральный уровень), а также система управления спортивными организациями.
Различия будут и в методах спортивного менеджмента: организационно-распорядительные, социально-психологические, а также экономические (для спортклубов).
Аспекты программы:
1) Циклы управления включают: обеспечение финансирования соревнований, подготовка спортивного резерва, а также оказание физкультурноспортивных услуг для населения.