Файл: Правовые положения банков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 63

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Комплексная отрасль законодательства в отличие от основных представляет собой вторичные образования. Нормы по своим исходным параметрам остаются в основных отраслях под их общим юридическим влиянием, получают вторичную прописку в комплексной отрасли законодательства. Комплексные отрасли законодательства имеют прописку в основных отраслях. Так, банковские договоры регулируются гражданским законодательством, например, договоры займа, лизинга и т.д. Нормы банковского надзора составляют административное законодательство.

Банковское законодательство соответствует банковскому праву, является совокупностью правовых норм, регулирующих полномочия, обязанности и ответственность сторон в правоотношениях с участием банка. Таким образом, банковское законодательство включает как нормы гражданского права, регулирующие банковские договоры, так и нормы административного права, с помощью которых осуществляется надзор за созданием и функционированием кредитных организаций.

Банковский надзор осуществляется на основе административных норм Закона о Банке России и подведомственных актов Банка России.

Административная составляющая банковского законодательства не меняет сущность банковских сделок, основным объектом которых являются имущество и имущественные права, поскольку денежные средства являются имуществом особого рода, денежные средства на счете банка являются собственностью банка, а вкладчик сохраняет право требования к банку; ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме являются объектом гражданского права (ст. 128 Гражданского кодекса РФ, далее – ГК РФ).

Административные нормы, как нормы банковского законодательства, необходимо рассматривать как определенные ограничения по созданию и деятельности кредитных организаций. Ограничения на вводимые Банком России банковские сделки не делают институт банковского права частью административного права, что подтверждается его определением.

Так, в литературе называются следующие цели собственно банковского надзора: защита клиентов банка от того, что называется системным риском, когда банкротство одного банка вызывает банкротство нескольких банков; защита страхового фонда или собственных фондов правительства от потерь в тех странах, которые имеют национальные системы страхования депозитов или осуществляют другие меры по защите банковских вкладчиков; обеспечение доверия вкладчиков и населения к финансово-кредитной системе в целом и к кредитным институтам в отдельности.


Отсутствуют основания относить банковское право и к финансовому законодательству. Финансовое законодательство регулирует отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований. Объектом банковского права в первую очередь являются средства граждан и юридических лиц.

Таким образом, представляется возможным сделать следующий вывод. Банковское законодательство и банковское право – не тождественные понятия. Но банковское законодательство соответствует банковскому праву. Это две стороны одного явления, поскольку «позитивное право обусловлено развитием общественных отношений, складывающихся в каждом конкретном обществе и государстве, и лишь выражает эти отношения в законах и иных источниках права».

Система банковского права и система банковского законодательства являются формами отражения и уровня развития общественных отношений, вытекающих из деятельности кредитных организаций.

Банковское законодательство представляет, как отмечалось выше, комплексную отрасль, в которой главным является не выделение основных отраслей, а, наоборот, интеграция их для той или иной сферы разумной деятельности. В рассматриваемом случае речь идет о единстве гражданско-правовых и административных отношений, складывающихся в процессе банковской деятельности. Гражданско-правовые нормы непосредственно выражают отношения между банком, иной кредитной организацией и клиентом. Административные правила поведения регулируют отношения по надзору Банка России за созданием и деятельностью кредитных организаций.

Как справедливо отметил А.В. Мицкевич, «правовое регулирование единого рынка, в том числе кредитное регулирование, в своей основе относится к сфере гражданского законодательства, хотя здесь применяется и будет развиваться взаимодействие гражданско-правовых норм с нормами административного права…..».

Под источниками права и законодательства понимают формы их выражения. В первую очередь федеральные законы, постановления Правительства РФ, в которых выражены нормы законодательства, регулирующие деятельность кредитных организаций.

Следует различать общие и специальные источники банковского законодательства.

К общим в первую очередь относятся нормы Конституции РФ. Так, Конституция РФ устанавливает, что в ведении Российской Федерации находятся: установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральный банк (ст. 71 «ж»).


Согласно п. 1 ст. 75 Конституции РФ государственной денежной единицей является рубль. Исключительно Банк России осуществляет денежную эмиссию. Эмиссия других денег в Российской Федерации не допускается.

Специальное банковское законодательство включает:

- Закон о Банке России;

- Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Закон о банках);

- Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»;

- Гражданский кодекс РФ и иные федеральные законодательные акты, в которых имеются нормы банковского права.

К банковскому законодательству относится Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле».

Важное место в системе банковского законодательства занимают нормативные акты Банка России, которые издаются в соответствии со ст. 7 Закона о Банке России в форме указаний, положений и инструкций. Акты Банка России не являются ведомственными. Они носят обязательный характер для федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц (ч. 1 ст. 7 Закона о Банке России). Акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней со дня их опубликования в Вестнике Банка России. Сохраняют юридическую силу и некоторые акты Госбанка СССР, которые не противоречат действующему законодательству.

В структуре нормативных актов Банка России следует выделить пруденциальные нормы (от англ. Prudent – осмотрительный, благоразумный), которые направлены на осуществление банковского регулирования путем минимизации рисков, связанных с банковской деятельностью и обеспечением ликвидности кредитных организаций.

К пруденциальным нормам, установленным Банком России, можно отнести:

- предельные величины рисков, установленные для отдельных банковских операций;

- нормативы средств по созданию резервов, обеспечивающих ликвидность банков и направленных на покрытие возможных потерь;

- иные требования к кредитным организациям.

Международной торговой палатой одобрены Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (в настоящее время действуют в редакции 1993 г.), закрепляющие обычно-правовые нормы, касающиеся аккредитивной формы расчетов. Аналогичное положение складывается в отношении инкассовых операций. Впервые Унифицированные правила по инкассо коммерческих документов были разработаны и изданы Международной торговой палатой в 1966 г. В настоящее время Правила действуют в редакции 1978 г. Судебная практика признает за Унифицированными правилами силу международных обычаев и обыкновений.


В регулировании банковских операций значительное место принадлежит деловым обыкновениям и банковским обычаям.

Заключение

В заключение необходимо отметить следующие моменты.

Статья 2 Закона о банках закрепляет понятие о банковской системе, сложившейся в Российской Федерации. Банки объединены в системы во всех современных развитых странах, что вызвано вполне объективными причинами. Банки и другие кредитные организации – необходимый элемент экономики в любой стране. Количество кредитных организаций, тот или иной способ их объединения в систему зависит от множества условий. Российская банковская система по своему развитию, количеству и качеству кредитных организаций отличается от банковских систем в зарубежных странах, которые формировались на протяжении столетий. Банковская система в России, безусловно, формировалась под влиянием зарубежных систем.

В соответствии с вышеуказанной статьей, банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков.

Таким образом, законодательство России закрепляет уже сложившуюся в государстве двухуровневую банковскую систему, в которой первый представлен Центральным банком, принадлежащим государству, а второй уровень состоит из многочисленных негосударственных (чаще всего коммерческих) банков. Банковская система отражает сложившуюся практику распределения функций и объема полномочий между ее различными уровнями.

Несмотря на законодательное закрепление за Центральным банком права проведения всех видов банковских операций, его главной функцией выступает надзор за негосударственными банками и поддержание стабильности и надежности банковской системы в целом. В то же время максимальный объем проводимых в стране банковских операций концентрируется в коммерческих и иных негосударственных банках, работающих непосредственно на рынке финансовых услуг. Формальный признак наличия двухуровневой банковской системы подтверждают два самостоятельных нормативных акта, отдельно регулирующих правовое положение Центрального банка и коммерческих банков.

Надзорные и регулятивные функции Банка России выражаются в государственной регистрации кредитных организаций и лицензировании банковских операций, в установлении для кредитных организаций обязательных экономических нормативов, а также правил проведения банковских операций, правил бухгалтерского учета, составления статистической отчетности, в предъявлении квалификационных требований к руководителям исполнительных органов и главному бухгалтеру кредитной организации. Банк России имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. В случае нарушения кредитной организацией законов и иных нормативных актов, непредставления или представления неполной, искаженной информации он имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений.


Таким образом, можно выделить следующие различия между банками и небанковскими кредитными организациями.

Банк – это кредитная организация, которая имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции:

- привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;

- размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

Небанковская кредитная организация имеет право осуществлять отдельные банковские операции, допустимые сочетания которых устанавливаются ЦБ РФ. Таким образом, конститутивными элементами банка выступают три банковские операции в совокупности: прием депозитов, выдача кредитов и ведение банковских счетов.

Таким образом, действующее законодательство содержит перечень учреждений, которые в совокупности составляют банковскую систему России, а также определяет круг законодательных и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.

Представляется, что ч. 1 ст. 2 Закона о банках отражает субъектный состав банковской системы лишь в узком смысле. Под банковской системой в широком смысле следует понимать совокупность Банка России, кредитных организаций и банковских групп и холдингов, филиалов и представительств иностранных банков, союзов и ассоциаций кредитных организаций, банковской инфраструктуры и банковского рынка.

Список использованных источников

1. Аграновский А.В. Правовое регулирование безналичных расчетов в предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации. - Система ГАРАНТ, 2005 г.

2. Адушкина Е.Ю. К вопросу о правоспособности кредитной организации // Юридическая работа в кредитной организации. 2008. N 1, январь-март.

3. Адушкина Е.Ю. Кредитные кооперативы - участники рынка банковских услуг // Юридическая работа в кредитной организации. 2006. N 1, январь-февраль.

4. Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В. Правовое положение ломбардов // Юридическая работа в кредитной организации. 2008. № 2, апрель-июнь.

5. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие. - Юридическая фирма "Контракт", "ИНФРА-М", 2006 г.

6. Братко А.Г. Специфика нормативных актов Банка России // Право и экономика. 2006. № 7.

7. Варламов В.Ю., Гасников К. Д. Быть или не быть в России филиалам иностранных кредитных организаций? // Право и экономика. 2008. N 1.