Файл: «Современное состояние мировой индустрии спорта».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 371

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Современный спорт очень многогранен и многолик, он представляет собой очень сложное и противоречивое экономическое и социальное явление.

Спорт сегодня представляет собой одновременно и национальное достояние и предмет национальной гордости, серьезный политический капитал и весомый аргумент политической жизни. Как субъект экономической системы спорт становится важный ресурсом, который влияет на уровень экономического развития всего мирового сообщества, а также новую сферу экономических и деловых отношений.

Индустрия спорта это межотраслевой сектор экономики, в котором складываются устойчивые экономические связи между ее основными участниками, которые занимаются предпринимательской деятельностью в процессе производства, продвижения и потребления главного продукта этой индустрии – спортивного события.

Актуальность рассматриваемой проблемы состоит в том, что спорт в условиях современного общества включается в общую систему международного взаимодействия, коммуникативно-информационного обмена. В двадцать первом веке спорт превращается в рыночный товар, переходит на коммерческие рельсы. Спорт все увереннее вписывается в систему массовой культуры современности.

Цель исследования: провести анализ современных тенденций развития мировой индустрии спорта.

Задачи:

- изучить роль и место спорта в жизни общества;

-проанализировать особенности развития индустрии спорта;

-рассмотреть современные тенденции развития мировой индустрии спорта;

-сформулировать положительные и отрицательные стороны всеобщей глобализации мировой индустрии спорта;

- охарактеризовать индустрию спорта как арену конкурентной борьбы;

-перечислить перспективные направления развития мировой индустрии спорта.

Объектом исследования является спорт, который рассматривается как социальный феномен, элемент культуры, как социальный институт, а также процессы, происходящие в спорте и вокруг него в современном обществе.

Предмет исследования – мировая индустрия спорта как метод управления различными социальными объектами и процессами общественной практики.

Для решения поставленных задач была использована литература по физической культуре и спорту. Учитывая комплексный характер такого явления, как индустрия спорта, использовалась также литература по экономике, менеджменту, маркетингу.

Научная новизна исследования состоит в том, что в настоящем исследовании предпринята попытка рассмотреть мировую индустрию спорта как важнейший компонент мирового сообщества в целом и по всем направлениям его функционирования в частности.


Структура работы определяется целями и задачами научного исследования. Работа состоит из введения, двух глав и заключения.

В первой главе проанализированы теоретические аспекты роли и места спорта в жизни мирового сообщества, а также особенности развития мировой индустрии спорта. Во второй главе представлен анализ современных тенденций развития мировой индустрии спорта, которые существенно влияют на процессы, которые главным образом влияют на развитие индустрии. В рамках данной главы проведен анализ направлений всеобщей глобализации мировой индустрии спорта, рассмотрена индустрия спорта как арена конкурентной борьбы, а также перспективы развития мировой индустрии спора.

В заключение сформулированы основные положения и основные выводы, которые были выявлены по результатам проведенного исследо­вания.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОЙ ИНДУСТРИИ СПОРТА

1.1 Роль и место спорта в жизни общества и государства

В три последних десятилетия спорт перестал быть просто развлечением и формой досуга. Современный мировой спорт превращается в динамично развивающуюся индустрию, активным участником которой становится бизнес [6].

Каждой социальной группой населения спорт воспринимается по-разному, что такое спорт для каждой из них:

  • Профессиональных спортсменов и их тренеров?
  • Спортивных чиновников и менеджеров спортивных организаций?
  • Зрителей и болельщиков?
  • Просто любителей спорта, которые регулярно и с удовольствием занимаются спортом на любительском непрофессиональном уровне для себя и своего здоровья?
  • Предпринимательских структур, имеющих в спорте свои конкретные деловые интересы и перспективные планы?
  • Средств массовой информации, которые пишут о спорте и показывают его по телевизионным каналам и в сети интернет?
  • Детей и молодежь, которые занимаются им в спортивных школах и училищах, интернатах и академиях и мечтают со временем стать профессиональными спортсменами?
  • Посетителей спортивных и оздоровительных клубов?

Исходя из множества объективных факторов, можно перечислить те направления, в которых спорт функционирует, как полноценный субъект бизнеса [1]:

  • особый вид профессиональной трудовой деятельности (для профессиональных спортсменов, тренеров, спортивных менеджеров);
  • огромная и самостоятельная индустрия, межотраслевой сектор экономики, объединяющий большое количество субъектов из разных отраслей экономики;
  • привлекательный бизнес и отдельная сфера предпринимательской деятельности, представителями которого являются профессиональные спортивные клубы и лиги, спортивные и маркетинговые агентства, оргкомитеты по проведению спортивных соревнований, спортивно-оздоровительные клубы;
  • эффективный канал продвижения к потребителю своей продукции и услуг, реальная возможность развивать свой бренд, имидж и репутацию (для бизнеса, который ищет своего потребителя) через разнообразные спортивные события;
  • важнейший экономический ресурс (для государства), т.к. с одной стороны спорт влияет на здоровье нации и трудоспособное население, повышая его трудовой потенциал, а с другой стороны дает возможность развивать различные формы предпринимательской деятельности в спорте [12].

Для того, чтобы начать разговор о спорте вообще и о спортивной индустрии в частности, необходимо определиться с основными понятиями, которыми мы будем пользоваться:

  • Спорт
  • Профессиональный спорт
  • Спорт высших достижений
  • Спортивная отрасль
  • Индустрия спорта

Спорт это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним:

  • спорт включает в себя много различных видов спорта (олимпийских и не олимпийских, летних и зимних, народных, экстремальных и др.);
  • главное в спорте – это организация и проведение разнообразных соревнований (профессиональных, коммерческих, детских, студенческих, массовых и др.), в которых участвуют как отдельные спортсмены, так и командные виды спорта;
  • в спорте важную роль играет учебно-тренировочный процесс, в рамках которого спортсмен на регулярной основе готовится к участию в соревнованиях [6].

Можно сказать, что спорт – это сфера деятельности, в которой спортсмены регулярно занимаются спортом, т.е. тренируются и участвуют в различных соревнованиях по разным видам спорта.

Профессиональный спорт – часть спорта, направленная на организацию и проведение спортивных соревнований, за участие в которых и подготовку к которым в качестве своей основной деятельности спортсмены получают вознаграждение от организаторов таких соревнований и (или) заработную плату:


  • профессиональный спортсмен занимается спортом (а фактически он работает в спорте) за денежное вознаграждение (это могут быть: заработная плата, премиальные, призовые, бонусы, подъемные и т.д.);
  • спорт для него – это его постоянная работа (т.е. вид профессиональной трудовой деятельности);
  • для профессиональных спортсменов специально организуются и проводятся различные соревнования (как коммерческие, так и некоммерческие);
  • спортсмен обязан регулярно участвовать в соревнованиях (то есть работать), чтобы зарабатывать деньги себе на жизнь;
  • денежное вознаграждение профессиональному спортсмену платят как организаторы соревнований (за соответствующий высокий результат, а иногда и за рекордное достижение), так и различные его работодатели (например, профессиональные клубы и центры спортивной подготовки, в штате которых он состоит и с кем у него подписан контракт как с работодателем) [12].

Спорт высших достижений – часть спорта, направленная на достижение

спортсменами высоких спортивных результатов на официальных спортивных соревнованиях внутри страны, а также официальных международных спортивных соревнованиях.

Университет профессионального спорта и спорта высших достижений – это неизбежность и с каждым годом взаимодействие двух направлений спортивной индустрии становиться все органичнее [16]:

  • любой профессиональный спортсмен всегда ставит перед собой только одну цель – достижение максимально высокого спортивного результата;
  • все представители спорта высших достижений занимаются спортом на профессиональном уровне и обязательно получают за свои занятия спортом денежное вознаграждение.

​​​​​​​1.2 Особенности развития индустрии спорта

Индустрия спорта это межотраслевой сектор экономики (мировой и национальной), в котором складываются устойчивые экономические отношения между ее основными субъектами, которые занимаются предпринимательской деятельностью по производству и продвижению главного продукта этой индустрии – спортивного события [11].

Ключевыми особенностями развития индустрии спорта во всем мире являются:

  • субъекты индустрии спорта между собой связаны экономическими отношениями и имеют собственные экономические интересы;
  • многие субъекты занимаются коммерческой и предпринимательской деятельностью, а значит, стремятся получать от этой деятельности прибыль;
  • главный продукт индустрии спорта – это спортивное событие, которое вызывает основной интерес со стороны потребителей индустрии спорта, таковыми являются болельщики, представители бизнеса и средства массовой информации);
  • главная задача индустрии спорта сохранить баланс экономического и спортивного результатов.

Теперь рассмотрим, какими структурами представлена на сегодняшний день индустрия спорта, это:

  • профессиональные лиги;
  • спортивные агентства;
  • средства массовой информации;
  • спортивно-оздоровительные и фитнес-клубы;
  • околоспортивные предпринимательские структуры.

В этой связи необходимо перечислить отраслевые признаки индустрии спорта, которые и делают спорт индустрией:

  • наличие производителей продукции (услуг);
  • непосредственно процесс производства (оказания услуг);
  • конечный продукт (услуга);
  • потребители продукции (услуг).

Индустрия спорта в последние десятилетия приобрела все признаки полноценного равноправного и конкурентоспособного сектора экономики, к ним относятся:

  • функционирует как рыночный институт (важен экономический результат);
  • имеет четкие отличительные черты от спортивной отрасли;
  • ориентирована на конечного потребителя своих товаров и услуг;
  • мало или практически совсем не зависит от государства (мировая практика).

Ключевыми вопросами, которые стоят перед экономическими игроками мировой индустрии спорта являются:

  • На чем можно заработать в спорте (т.е. каковы продукты индустрии спорта)?
  • Кто покупатель и кто потребитель?
  • Кто производит и кто зарабатывает?
  • Насколько бизнес в индустрии спорта может быть прибыльным?

Исторические этапы коммерциализации спорта. По характеру своего воздействия на спорт коммерциализация - процесс многогранный, проходит во многих видах спорта по-разному как с точки зрения вовлечения, так и с точки зрения воздействия и последствий.

Положительный эффект коммерциализации на спорт, на Олимпийские игры и на международное спортивное движение в целом состоит в том, что этот процесс протекает в наиболее ярких формах, чем традиционный бизнес. Приведем результаты исследований многих ученых США, Канады, ФРГ, Швеции, России и других стран о положительное воздействие спортивной индустрии, которое по их мнению заключается в том, что это стабильный источник финансирования спорта и проведения Игр, катализатор роста спортивных результатов в ряде видов спорта, средство улучшения финансового положения рекламных агентств и отдельных спортсменов.

Необходимо сказать и об отрицательной стороне влияния коммерциализации на международное спортивное движение. Дело в том, что сама спортивная деятельность уже начинает измеряться не результатом занятий самим спортом и участием в Олимпийских играх, то есть спортивным результатом, а количеством денег. Коммерциализация способствует перемещению духовных ценностей на второй план и перечеркивает воспитательную направленность спорта в международном спортивном движении [1].