Файл: Определение, основные задачи, функции бухгалтерского учета (Определение бухгалтерского учета ).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Возникновение и развитее бухгалтерского учета
1.2 Определение бухгалтерского учета
1.3 Предмет и метод бухгалтерского учета
2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
2.1 Характеристика задач бухгалтерского учета
2.2 Пользователи бухгалтерской информации
ВВЕДЕНИЕ
Определение бухгалтерского учета дано в Федеральном законе от 6 декабря 2011г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», в соответствии с которым бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности [2].
Бухгалтерский учет – значимая часть финансово-экономических отношений в обществе[3, c 6]. В сфере действия организации для любой формы собственности бухгалтерский учет служит как:
Звеном управления, реализует связь между руководством и персоналом;
Специальный финансовый язык, при помощи которого передается вся сущность и специфика хозяйственной деятельности.
В основном, бухгалтерский учет выполняет функции информационно-технической системы, создающий постоянство и устойчивость работы организации, прогнозируемость ее финансовых результатов. Исходя, из этого бухгалтерский учет, не может быть заменен ни какой, другой финансовой структурой.
Появился он одновременно с письменностью и в своей истории насчитывает более шести тысяч лет. Бухгалтерский учет является основой хозяйственной деятельности [9, c. 3]. В первобытном обществе выглядел в виде примитивного учета хозяйственного процесса. Потребность управления общественным производством побудило общественность выделять одного человека для осуществления учет общинного хозяйства.
Бухгалтерский учет прогрессировал, развивался, шел вперед вместе с развитием человеческого общества. Понятия и принципы бухгалтерского учета отбирались, обрабатывались, улучшались, дополнялись новыми.
Цель курсовой работы: изучить общую характеристику бухгалтерского учета, его определение, метод и предмет. А так же определить основные задачи и рассмотреть функции бухгалтерского учета.
Для достижения поставленной цели в курсовой работе определенны следующие задачи:
- дать общую характеристику бухгалтерскому учету;
- описать основные задачи и функции бухгалтерского учета.
Предмет исследования - задачи и функции бухгалтерского учета.
Нормативную основу курсовой работы составил: Федеральный закон от 06 декабря 2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»; Приказ Минфина РФ от 6 июля 1999 г. № 43н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99 (в ред. от 18.09.2006).
Методологическую основу исследования составляют труды отечественных ученых и специалистов по бухгалтерскому учету: Т.В. Владимировой, Н.И. Загряцкого, Г.Н. Алексеевой, В.А. Ерофеевой.
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
1.1 Возникновение и развитее бухгалтерского учета
С появлением денег, как универсального средства оценки стоимости товаров и услуг, взяла начало и история бухгалтерского учета, который стал необходимым инструментом для максимально объективного упорядочивания товарно-денежных отношений между людьми [8 с 9].
История бухгалтерского учета насчитывает около 6 тыс. лет и относится к IV веку до н.э. Появление учета связано с хозяйственной деятельностью человека[9 с 18].
В первое время развивалась простая бухгалтерия, она воспроизводила факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникли. Истории известно пять этапов развития простой бухгалтерии:
- инвентарный учет;
- контокоррент;
- деньги, выступающие объектом учета;
- деньги как объект учета слились с учетом расчетов;
- деньги и контокоррент поглотили учет инвентаря.
Простая бухгалтерия по виду наблюдения за ходом хозяйственной деятельности представляла собой систему сплошного и систематического наблюдения. Благодаря простой бухгалтерии появилась единая система учета. Что позволило взять под контроль все материальные и денежные средства, а также расчеты. Эта система имеет и ряд недостатков: использование принципа приблизительности; отсутствовало зеркальное отражение; носил регистрационный характер; не был раскрыт юридический и экономический смысл приводимых фактов; отсутствовали итоги, которые бы позволяли контролировать правильность учетных записей; не было учетных средств, которые помогли бы определить прибыль.[6 с 22]
476 г. – это начало Средневековья. Продолжали сохраняться традиции римской бухгалтерии. В эту эпоху, возросло юридическое обоснование учетных записей этому, поспособствовало римское право и возникновение торгового права. После IX в. выделили 4 вида ценностей: здания, сооружения, хозяйственный инвентарь, продукты, скот.
В Англии был наиболее развит учет (за его основу была взята инвентарная опись, иначе ее называли «Книга страшного суда»).[5 с 14] Так же в Англии была развита система учета кассовых операций. Велись книги, в которых приход записывали в одной части, а расход в другой части.
В Италии впервые появилась система Двойной записи (1250-1350 гг.). Суть Двойной записи (двойной бухгалтерии) – введение в простую бухгалтерию счета собственных средств. В результате все факты хозяйственной жизни дважды отражаются в учете.
В эпоху средневековья появилось два направления учета: камеральная и простая бухгалтерия.[5 с 13]
Камеральная – основным объектом учета была касса, ожидаемые поступления и выплаты из нее. Регистрировали все поступления и выплаты денежных средств. Доходы и расходы устанавливались заранее.
Простая бухгалтерия введет учет имущества, включая кассу, а доходы и расходы были для бухгалтера искомыми. Имущественные счета вели по принципу дебет – кредит, но в информационную учетную систему счета собственных средств до сих пор еще не включали.
В эпоху Возрождения появились новые потребности в торговли, поэтому в связи с этим простые отметки римлян уже были не актуальны. В это время в банках появляются новые формы счетов, к ним стали применять новые комбинации записей.
Так же развитию бухгалтерии поспособствовало такое великое изобретение как книгопечатание.[9 с 15]
Переходом к новому этапу учета послужило возникновение двойной записи. К. Ирсон (1678 г) отметил, что существует 3 учетные парадигмы:
- камеральная;
- простая бухгалтерия;
- двойная бухгалтерия.
Двойная запись возникла неожиданно из за необходимости контролировать разноску по счетам. Т. Церби доказал бухгалтерам техническую необходимость контроля разноски по счетам Главной книги [9 c.17]. Большая часть фактов хозяйственной жизни изначально имело двойственный характер, т.е. поступил товар от поставщика, следовательно, товара стало больше и поставщикам тоже должны больше. Или продали товар товара меньше, но денег в кассе больше. Но были и односторонние факты, которые бухгалтера «эпохи Возрождения» записывали на отдельный лист. Эти разноски фиксировались только для памяти и удобства последующего контроля. Туда обычно делали записи, если сгорел дом, пропала живность, украли товар. Но, ни какого смысла в эти записи не вкладывали их вели для того что бы уравновесить итоги дебетовых и кредитовых оборотов. И только в конце XVIII в. бухгалтера были приятно удивлены, что за двойной записью скрыто определенное содержание[8 c 12].
Первое описание практического применения двойной записи в книге «Трактат о счетах и записях» дал в 1494 г. известный итальянский математик, французский монах Лука Пачоли [9, c. 16]. Чуть позже эту систему стали называть «староитальянской»
Двойная запись в полном объеме отображала хозяйственный процесс. Систему счетов простой бухгалтерии дополнили счетами собственных средств, а материальные счета получили денежную оценку, благодаря этому факты хозяйственной жизни стали отражать дважды.
С появлением операционных счетов появилась возможность отслеживать такие показатели как прибыль и капитал. Счета открыли бухгалтерам новые возможности перехода от простого денежного учета к учету всех объектов и операций в денежном выражении.
1.2 Определение бухгалтерского учета
Законодательное определение бухгалтерского учета изложена в ст.1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г № 402-ФЗ бухгалтерский учет – это формирование документированной систематизированной информации об объектах учета в соответствии с установленными требованиями и составление на основе этой информации бухгалтерской (финансовой) отчетности (см.приложение 1). В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» вести учет должны следующие экономические субъекты [2]:
- Коммерческие и некоммерческие организации;
- Государственные органы. Органы местного самоуправления;
- Центральный банк Российской Федерации;
- Индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой
Бухгалтерский учет определяет, размер деловой активности представляет их в виде отчета и итоговых выводов для принятия решений руководством компаний. Он играет огромную роль в руководстве предприятия, потому как дает наиболее полную информацию о его деятельности, финансовом состоянии [7 с. 17]
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, капитале, обязательствах предприятиях и их движении путем сплошного, документального, непрерывного и взаимосвязанного учета хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет имеет характерные черты, которые отличают его от других видов учета [4 c. 10]:
- отражает все хозяйственные операции, которые оформляют документально;
- отражают только то, что может иметь денежное измерение;
- непрерывен во времени (все предприятия и организации обязаны вести бухгалтерский учет со дня регистрации до дня прекращения их деятельности);
- используют свои специфические методы, которые не применяются в других видах учета (счета, двойная запись, баланс)
В настоящее время в системе бухгалтерского учета выделяют три подсистемы: бухгалтерский финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет[3 c 8] (см.приложение 2). Основные различия этих подсистем состоят в целях, основных пользователях учетной информации и в правилах ведения (см.приложение 3).
Финансовый бухгалтерский учет обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, ведение сводного учета и составление необходимой финансовой отчетности[9 c 56]. Основные задачи:
- учет активов предприятия;
- учет источников имущества предприятия;
- учет расчетов с бюджетом;
- составление бухгалтерского баланса, отчета о прибылях, отчета о капитале собственников предприятия, отчета о движении денежных средств и других форм внешней финансовой отчетности;
- анализ конечных финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия и оценка степени его финансовой устойчивости и платежеспособности.
Финансовый бухгалтерский учет является внешним учетом, потому как его данные публикуются для всех внешних пользователей – акционеров предприятия, потенциальных инвесторов, банков, налоговых органов.
Управленческий учет – это система учета затрат организации, нормирования, бюджетирования, анализа и контроля, которая систематизирует информацию для управленческих решений [7 c.19]. Данные управленческого учета используются только внутренними пользователями информации, к ним относятся руководители и специалисты организации. Эта информация является коммерческой тайной организации. Основные задачи:
- учет затрат и калькулирование себестоимости продукции;
- внутрифирменное бухгалтерское планирование на основе использования учетной методологии, принципа двойной записи и бухгалтерских счетов;
- составление внутренней отчетности о затратах, объемах производства и реализации продукции, потребленных ресурсах и эффективности работы структурных подразделений предприятия;
- анализа соотношения между издержками, объемами продаж и прибылью предприятия.
Налоговый учет – это формирование внешней информации необходимой для расчета налогооблагаемой базы и суммы разного вида налогов [4 c. 11]. Налоговый учет является совокупность всех действий бухгалтера связанных с налогообложением такими как:
- ведение регистров налогового учета с целью формирования налогооблагаемой базы;
- составление налоговых деклараций;
- выписка счетов-фактур по налогу на добавленную стоимость;
- ведение журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- книги покупок и продаж.