Файл: Учет наличных денежных средств в кассе предприятия(Общие положения ведения кассовых операций в Российской Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В процессе осуществления своей деятельности предприятия вступают в хозяйственные связи с разными предприятиями, организациями и лицами. Постоянно совершающийся кругооборот хозяйственных средств вызывает непрерывное возобновление многообразных расчётов.

Актуальность и практическая значимость выбранной мною темы дипломной работы обусловлены тем, что правильная организация расчетных операций обеспечивает устойчивость оборачиваемости средств организации, укрепление в ней договорной и расчетной дисциплины и улучшение ее финансового состояния.

Расчеты осуществляются в денежной форме. Денежные средства – это финансовые ресурсы организации, самые высоко ликвидные активы, возможные обеспечить выполнение обязательств любого уровня и вида. От их наличия зависит своевременность погашения кредиторской задолженности предприятия. Между организациями большинство расчетов производится безналично. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций, замещающих наличные деньги в обороте. Поэтому большое значение имеет учет денежных средств и контроль за их обращением на расчетных и валютных счетах в банках.

Наличными средствами, как правило, ведутся внутренние расчеты. Движение наличных денег совершается посредством кассовых операций. В условиях рыночной экономики следует исходить из принципа, что умелое использование денежных средств может приносить предприятию дополнительный доход, и, следовательно, необходимо постоянно думать о рациональном вложении временно свободных денежных средств для получения дополнительной прибыли. Поэтому бухгалтерский учет денежных средств имеет важное значение для правильной организации денежного обращения, организации расчетов и кредитования.

Объект исследования – ООО «Кантин Нитрон».

Предмет исследования – учет денежных средств в кассе организации и контроль за их использованием.

Целью данной работы является анализ организации учета денежных средств в кассе организации и контроль за их использованием, а также выявление путей совершенствования учета.

Для достижения цели в данной дипломной работе выделены следующие задачи:

  • изучение основных принципов учета денежных средств в кассе ООО «Катин Нитрон»;
  • проведение оценки и анализа учета денежных средств в кассе с помощью аудита;
  • разработка рекомендаций по улучшению учета денежных средств в организации.

В процессе исследовательской работы были применены совокупность методов экономико-статистического анализа, методы анализа и синтеза экономической информации, концепции различных направлений бухгалтерского учета.

Структура работы состоит из введения трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений.

Глава 1 Общие положения ведения кассовых операций в Российской Федерации

1.1 Правила и порядок расчета наличными денежными средствами

Платежно-расчетная система неразрывно связана с банковской системой. Сложно сказать, какая из систем является первичной, а какая вторичной по отношению друг к другу, но важно понимать, что поскольку между ними существует достаточно прочная взаимосвязь, то залогом стабильности платежно-расчетной и банковской систем является наличие адекватных норм и правил, которыми должны руководствоваться экономические агенты.

Первым шагом в направлении исследования и анализа сущности платежно-расчетной системы является выработка того определения, которое исчерпывающим образом отражает ее содержание. На текущий момент не существует единого подхода к определению платежно-расчетной системы, ее роли и значения в экономике страны, хотя исследователи сходятся во мнениях, что состояние и условия развития платежно-расчетной системы являются одним из важнейших факторов участия страны в мировой экономике в качестве эффективного и равноправного члена.

Следует заметить, что многообразие взглядов на понятие «платежно-расчетная система» относится преимущественно к вопросу понимания не платежно-расчетной, а исключительно платежной системы. Автор объясняет это тем, что сами понятия «платеж» и «расчет» очень близки друг к другу и часто могут использоваться как синонимы [9, c.55].

В соответствии со статьей 140 Гражданского кодекса РФ на территории Российской Федерации платежи реализуются посредством наличных и безналичных расчетов. Отсюда следует вывод о том, что понятие «платеж», определить который можно как акт передачи денежных средств для исполнения обязательства, является исходным при рассмотрении вопросов организации платежной системы и осуществления безналичных расчетов.

Таким образом, несмотря на некоторые разночтения, определения термина «платежная система», приведенные различными исследователями, будут применяться к понятию «платежно-расчетная система».

Итак, многообразие взглядов на понятие «платежно-расчетная система» условно можно свести к трем группам. Группировка взглядов, приведенная в таблице, наглядно свидетельствует об отсутствии единого подхода к определению термина «платежно-расчетная система». Полагаем, ни один из перечисленных подходов полностью не раскрывает данное понятие. Общим недостатком является акцентирование внимания на определенном элементе платежной системы, тогда все ее элементы равнозначны по важности. Прежде чем формулировать определение исследуемого явления, необходимо понять, что такое система.


По логике вещей, как и любая система, платежно-расчетная система также должна состоять из определенных элементов, связанных между собой [9, c.89]:

1) система отношений, регулируемая нормативными документами, обязательными для исполнения всеми ее участниками;

2) совокупность участников - экономических агентов (государство, домохозяйства, кредитно-финансовые институты, предприятия и организации);

3) система технических средств и механизмов (например, передачи информации);

4) набор инструментов платежа;

5) исполнение обязательств за счет проведения платежей и расчетов, осуществляемых в наличной и безналичной форме;

6) аккумулирование денежных средств (в своей безналичной форме) и обеспечение сохранения и расширения ресурсной базы банковской системы страны;

7) создание обязательств.

Стабильность функционирования денежной системы в государстве обеспечивается путем эффективного регулирования денежного обращения. Особенностью Российской Федерации, и ее главной проблемой является большая доля наличных денег в обороте, что усиливает значение его регулирования. В нашей стране налично-денежное обращение организуется государством в лице Центрального Банка, который несет ответственность за управление денежной наличностью в стране от момента заказа банкнот и монеты до их уничтожения. А также, и за то, чтобы обеспечение экономики и населения наличными деньгами было своевременным, достаточным и эффективным.

В России Центральный банк дополнительными методами регулирует налично-денежные потоки. Одним из таких методов является составление и исполнение прогноза кассовых оборотов. Налично-денежное обращение является неотъемлемой частью денежного оборота в рамках национальной экономики, так как оно обслуживает [12, c101]:

1) получение и расходование денежных доходов населения;

2) частично межбанковские расчеты;

3) частично расчеты между хозяйствующими субъектами, а также внутри них. Соответствие прогнозных и фактических значений показателей, отражающих количество наличных денег в Российской экономике, можно проследить в основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики. В своей работе предлагаем проследить анализ данного показателя в период последних четырех лет (2011-2014 гг.) .

Исходя из прогнозных и фактических данных показателя «Наличные деньги в обращении» можно заметить, что на протяжении всего периода фактические значения превышают прогнозные, причем практически в одном соотношении. Объем наличных денег в обращении в 2011 году составлял 7149,6 млрд. рублей, в 2012 году этот показатель поднялся до 7667,7 млрд. рублей, что на 6,76 % больше чем в предыдущем году. В 2013 году фактический объем денежной наличности составил 8300 млрд. рублей, увеличившись уже на 7,62 % по сравнению с 2012 годом. К концу 2014 года ожидается значение показателя – 8601 млрд. рублей, но по опыту прошлых лет, на наш взгляд, фактический показатель будет выше прогнозного в среднем на 6,5-7,5 % (на 01.10.14 г. показатель равен 6959 млрд. рублей. Несмотря на рост безналичных расчетов путем применения различных видов платежных карт, на долю наличных денег приходится подавляющая часть расчетов с населением. Постепенное увеличение наличных денег в экономике свидетельствует о том, что наличные деньги по-прежнему являются главным инструментом при осуществлении розничных платежей, а также данная тенденция связана с большим доверием к наличным деньгам со стороны населения.


Организация наличного денежного обращения является процессом трудоемким, довольно дорогостоящим и сопряженным с некоторыми рисками.

Что касается зарубежных стран, то заметим, что современное развитие наличного денежного обращения в России практически такое же: применение аутсорсинга при обработке, транспортировке и хранении наличных денег, оптимизация денежных потоков, установление централизации и автоматизации обработки наличности, модернизация хранения наличности, сохранение чистоты наличного денежного обращения, противодействие фальшивомонетничеству.

В центре внимания специалистов Банка России находятся проблемы разработки современных схем обращения наличности, улучшения организационной структуры и технической оснащенности обработки денег в целях уменьшения операционных расходов. В целях оптимизации систем управления обращением наличных денежных средств центральными банками ряда стран могут привлекаться специализированные организации.

Заметим, что центральные банки всех стран ставят общие задачи обеспечения стабильности и повышения эффективности наличного денежного обращения.

В России коммерческие организации наделены правом хранения денежной наличности Банка России. Одним из способов снижения затрат выступает оптимизация внутренней деятельности Банка России, проводимая по нижеизложенным направлениям [11, c.33]:

1) структуризация процессов обработки денежной наличности и создание эффективной сети учреждений Банка России;

2) модернизация обработки и хранения денежной наличности;

3) внедрение информационных технологий по обработке денежной наличности;

4) стандартизация и унификация процессов НДО;

5) чистота наличного денежного обращения;

6) рециркуляция.

Также на современном этапе Банк России стремиться к минимизации рисков, связанных с организацией наличного денежного обращения, для чего разрабатываются и утверждаются новые правила обработки, транспортировки и хранения наличных денежных средств для учреждений Банка России и кредитных организаций. С целью минимизации риска распространения поддельных денежных знаков в системе обращения Банку России следует совершенствовать работу в сфере защиты денежных знаков от подделки. Например, разработка банкнот с обновленным набором элементов защиты.

В результате таких модификаций количество поддельных денежных знаков Банка России за последние шесть лет снижается. Мы считаем, что, несмотря на довольно положительные тенденции развития системы безналичных платежей, тем не менее, значительное большинство розничных трансакций в России совершается наличными деньгами. Это связано с тем, что наличные деньги имеют ряд преимуществ, которые еще долгое время не позволят заменить их электронными аналогами. Следовательно, совершенствование организации работы по прогнозированию и анализу налично-денежного обращения Банком России является необходимым[9, c.124].


1.2 Порядок ведения кассовых операций

Гражданский кодекс РФ как основополагающий нормативный документ регламентирует правила ведения наличных и безналичных расчетов (ст. 861 ГК РФ), одновременно и Центральный банк РФ не остается в стороне от данного процесса. Расширение безналичных расчетов способствует укреплению финансовой дисциплины хозяйствующих субъектов, выводу из тени заработной платы, сокращению количества случаев уклонения от налогов и повышению прозрачности экономики. Учитывая неоспоримую важность данной проблемы для экономики, данный аспект деятельности предпринимательских структур всегда был и будет зоной повышенного внимания со стороны налоговых и законодательных органов. Для организаций и индивидуальных предпринимателей всегда существовал строгий порядок, регламентирующий наличный денежный оборот. С 2012 года по 1 июня 2014 года действовало Положение 373-П «О порядке ведения кассовых операций».

Для этого документа были характерны поистине революционные изменения порядка наличных денежных расчетов:

‒ предприятия стали самостоятельно устанавливать лимит кассы – объем наличности, который можно не сдавать в банк и хранить в кассе (п. 1.3 Положения);

‒ участие банков в данном процессе было практически сведено к нулю: предприятия перестали уведомлять банки о размере лимита, а обслуживающие банки были лишены полномочий не только в установлении лимита, но и в процессе контроля соблюдения кассовой дисциплины. Контроль процесса оборота денежной наличности стала осуществлять налоговая служба – впервые за всю новейшую историю бухгалтерского учета в России.

Отметим, что, контролируя полноту учета выручки, инспекторы руководствуются Регламентом, который утвержден приказом Минфина России от 17 октября 2011 г. № 133н. Согласно этому документу, ограничена только максимальная продолжительность ревизии – не больше 20 рабочих дней. Поскольку периодичность ревизий никак не обозначена, то проводить такие проверки можно было с любой периодичностью;

‒ в документе имеется формула расчета лимита остатка кассы;

‒ предпринимателям наравне с организациями вменили в обязанность вести кассовый учет в полном объеме. Это стало средством серьезного дополнительного давления на малый бизнес, учитывая, что штрафные санкции одинаковы как для средних и крупных организаций, так и для малого бизнеса.

Одной из важнейших функций банков являются следующие контрольные (кассовые) услуги [15, c.144]: