Файл: Коллективизм и индивидуализм в управлении (Основные подходы к изучению).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 52

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы «Коллективизм и индивидуализм в управлении. На примере конкретной организации» обусловлена тем, что эффективность деятельности управленческих структур в современных условиях напрямую зависит от того, насколько модернизированные ценности организационной культуры отвечают потребностям времени. В данной ситуации актуализируется потребность в выявлении особенностей индивидуалистических и коллективистских ценностей в среде студенческой молодежи. Так как, от того, какие ценности декларируются как приоритетные в период обучения в вузе, зависит стабильность будущего персонала организации, гибкость и адаптивность в условиях высокой динамичности среды, устойчивость к кризисным ситуациям трудового коллектива и эффективность системы управления.

Степень разработанности проблемы. Среди зарубежных ученых, занимающихся исследованиями проблем коллективизма-индивидуализма в управлении, необходимо отметить М. Амстронга, Р. Блейка, К. Голда, Т. Дила, Д. Дреннана, С. Дэвиса, Р. Дэнисона, А. Кеннеди, А. Краймбера, А. Макклина, Ж. Маршала, Ж. Мутона, В. Оуч, Т. Питерса, С. Скока, JI. Смиркича,
Р. Уотермана, X. Шварца и М. Элвиссона. В нашей стране обозначенным проблемам уделялось не меньше внимания. В настоящее время в связи со значительным усилением интереса к этим вопросам резко активизировалось ее исследование в отечественной науке. Исследованиям проблем формирования индивидуалистических и коллективистских характеристик личности посвящены работы Э.А. Капитонова, А.И. Кравченко, М.И. Магуры,
Т. О. Соломанидиной, В.А. Спивака, В.В.Томилова, Ж.Т. Тощенко и др.

Несмотря на многочисленные исследования ценностей индивидуализма и коллективизма в управлении в вышеперечисленных работах, в современных социокультурных условиях возникает необходимость целенаправленного изучения ценностей индивидуализма и коллективизма в молодежной среде.

Таким образом, заявленная проблематика имеет научно-теоретическое и практическое значение, что и обусловило выбор темы исследования, его объекта и предмета, определение цели и задач.

Цель работы: рассмотреть коллективизм и индивидуализм в управлении по результатам опроса студентов вузов г. Астрахани.

Для достижения поставленной цели исследования было необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в отечественной и зарубежной психологии;
  • охарактеризовать проявление атрибутов коллективизма и индивидуализма в различных сферах управления;
  • провести эмпирическое исследование связи индивидуалистических и коллективистических установок с личностными характеристиками студентов вузов;
  • сформулировать основные выводы по полученным результатам.

Гипотеза исследования: трансформация ценностей индивидуализма и коллективизма изменяет их соотношение в студенческой среде, в результате чего ориентация на ценности индивидуализма занимает более высокие позиции, причем как ценности индивидуализма, так и ценности коллективизма адаптируются к условиям рыночной экономики.

Объектом исследования выступает коллективизм и индивидуализм в управлении.

Предмет исследования: индивидуалистические и коллективистические установки студентов вузов.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно может выступить теоретико-методологической базой для проведения исследований в данной проблемной области и в дальнейшем спрогнозировать сложности студентов в период обучения в вузе и составить программы тренингов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВИЗМА И ИНДИВИДУАЛИЗМА В УПРАВЛЕНИИ

1.1. Основные подходы к изучению индивидуализма-коллективизма в отечественной и зарубежной психологии

Психология личности, социальная психология и социология являются дисциплинами, на базе которых и на пограничных областях которых, в основном, проводится большинство исследований конструкта индивидуализм-коллективизм в отечественной и зарубежной науке. Рассмотрим ключевые вопросы, выделяемые в основных подходах к изучению коллективизма-индивидуализма в психологии.

«Коллективизм/индивидуализм» (соотношение роли индивида в противовес роли группы/коллектива) считается одной из главных характеристик культурной вариативности. Измерение «индивидуализм-коллективизм» отражает отношение индивидуума к обществу и себе подобным. Индивидуалистической может быть названа культура, в которой индивидуальные цели ее членов не менее, если не более важны, чем групповые, а связи между отдельными личностями не обременены сильными обязательствами совместных действий. Коллективистская культура, наоборот, характеризуется тем, что в ней групповые цели превалируют над индивидуальными, люди проявляют изначальную заинтересованность в крепко связанных и сплоченных группах.


Одним из факторов, способствующих формированию в какой-либо общественной формации определенного вида данного культурного измерения, является характерный вид деятельности.

«Индивидуализм-коллективизм» выделяется теоретиками разных дисциплин (Г. Хофстеде, Х. Маркус, С. Китаяма, К. Канджицибаси, Г. Триандис) как одно из главных измерений культур.

Понимание конструкта индивидуализма-коллективизма, предложено в межкультурной психологии Г. Хофстеде еще в 1980 году.

В настоящее время коллективизм и индивидуализм уже не рассматриваются в качестве взаимоисключающих полюсов теоретического континуума. Два культурных синдрома сосуществуют и в зависимости от ситуации более или менее ярко проявляются в каждой культуре, у каждого человека.

В российской традиции эту проблему основательно проработал В.М. Бехтерев в своем рефлексологическом подходе. Вместе с тем, по мнению Ю.М. Лотмана[1] индивид в коллективе способен па большее самопожертвование и самоотдачу, чем вне его. Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они чувствуют себя вовлеченными в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться: говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом «заботливость». Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом он является.

Основной смысл индивидуализма состоит в том, что человек принимает решения и действует в соответствии со своими личными целями, предпочитая их целям общественным. Я определяется в индивидуалистических культурах как независимая, способная выжить вне группы единица, а индивиды — как базовые единицы социального восприятия. Индивидуалисты являются членами многих групп, но — за исключением нуклеарной семьи — слабо с ними идентифицируются и мало от них зависят. Группы, в свою очередь, оказывают слабое влияние на поведение индивидов. Даже родители мало влияют на выбор друзей, работы, места жительства своих подросших детей. Обязанности и ожидания людей в группах основаны на переговорах в процессе достижения или изменения личностного статуса. Приемлемыми признаются споры и конфликты внутри группы. Эмоционально индивидуалисты обособлены от окружающих и имеют склонность к уединению.


Основные ценности индивидуалистической культуры — свобода в поступках и самодостаточность, самостоятельность в суждениях, власть над окружающими — позволяют индивиду комфортно себя чувствовать в любом окружении или в одиночестве, отличаться от других и быть независимым.

В индивидуалистических культурах поведение в большей степени регулируется аттитюдами (социальными установками), чем групповыми нравственными нормами. Отмечается даже ориентированность подобных культур на нарушение норм — «стремление к оригинальности, необычности, чудачеству, юродству». Существующие нормы поощряют независимость от группы: не принято одалживать деньги или брать взаймы вещи. При распределении материальных ресурсов превалирует норма, согласно которой вознаграждение должно соответствовать индивидуальному вкладу.

Основной смысл коллективизма — приоритет интересов группы над личными интересами: коллективист заботится о влиянии своих решений и действий на значимое для него сообщество. Я определяется с точки зрения группового членства, социальная идентичность является более значимой, чем личностная, а базовыми единицами социального восприятия являются группы.

Коллективисты осознают себя членами меньшего количества групп, чем индивидуалисты, но связаны с ними более тесно. Они вовлечены в жизнь других людей, у них преобладают потребности помочь в трудную минуту, проявить привязанность, в ситуации выбора посоветоваться, даже подчиниться: «Говоря о связях между людьми, все это можно обобщить словом «заботливость». Чем больше заботы проявляет индивид по отношению к другим, чем больше связанным с другими он себя чувствует, тем большим коллективистом является»[2].

В свою очередь группы оказывают сильное влияние на поведение индивидов. Наиболее значимыми признаются сообщества родственников, соседей, коллег, где люди связаны взаимными обязанностями и ожиданиями, основанными на их постоянном статусе.

Основными ценностями коллективистской культуры являются следование традициям, послушание, чувство долга, которые способствуют сохранению единства группы, взаимозависимости ее членов и гармоничным отношениям между ними. В коллективистских культурах групповые нормы являются более важным регулятором поведения, чем аттитюды: «высоко оценивается «правильное поведение», «жизнь по обычаю», «как у людей», «по уставу». Нормативно поощряется зависимость от группы: одалживание денег или вещей способствует сохранению сети отношений, основанных на взаимности. При распределении ресурсов превалируют нормы равенства и удовлетворения потребностей.


К настоящему времени многочисленные исследования продемонстрировали полезность категорий индивидуализма и коллективизма для концептуализации, предсказания и объяснения межкультурных различий в поведении индивидов. Например, выявлены различия у представителей двух типов культур в локусе контроля, каузальной атрибуции, проявлении эмоций, значимости личностной или социальной идентичности, мотивации достижений, способах выхода из конфликтов, стилях вербальной и невербальной коммуникации и т.п.

Кроме того, выявлена вариативность традиционных обществ по показателю индивидуализма/коллективизма: индивидуализм преобладает в обществах охотников и собирателей, а коллективизм — в сельскохозяйственных обществах; чем значительнее сложность общества, тем выше уровень индивидуализма. Связывают рассматриваемое измерение культур и со многими социальными характеристиками современных обществ.

Большая часть населения Земли разделяет по крайней мере некоторые принципы коллективизма, и даже на Западе, где распространен индивидуализм, в настоящее время проживают многочисленные склонные к коллективизму этнические меньшинства. Тем не менее в социальных науках долгое время предсказывалась мировая тенденция прогресса к индивидуализму, якобы неизбежному в индустриальном обществе. Еще и сегодня некоторые авторы утверждают, что современное общество идет к полному разрушению коллективистской ориентации.

Действительно, общество, поведение членов которого регулируется индивидуалистическими ценностями свободы в поступках и самостоятельности в суждениях, кроме несомненных достоинств, имеет и множество недостатков.

1.2. Проявление атрибутов коллективизма и индивидуализма в различных сферах управления

В различных сферах общества люди имеют как индивидуалистические, так и коллективистские тенденции сознания и поведения. Помимо этого современные исследователи разделяют коллективизм и индивидуализм в управлении на два типа: горизонтальный (характеризует взаимную зависимость/независимость людей друг от друга) и вертикальный (означает служение-направленность индивида группе/себе).