Файл: Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок
1.1. Вход новых компаний на рынки: основные детерминанты и дефиниции
1.2. Основные школы и подходы к определению барьеров входа
1.3. Классификация барьеров входа
Глава 2. Исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.1. Анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.2. Анализ структуры рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.3. Анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
3.1. Анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
Перейдем к анализу объема производства резинотехнических изделий по странам СНГ (табл. 4).
Таблица 3
Объем производства РТИ по странам СНГ за 2010–2014 гг., тыс. долл.[24]
Страна СНГ |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Армения |
4131 |
5155 |
5 445 |
6 259 |
6 647 |
Азербайджан |
31 619 |
35 999 |
38 123 |
40 457 |
41 298 |
Беларусь |
743 774 |
1 029 362 |
1 248 332 |
1 356 881 |
1 404 785 |
Казахстан |
77 758 |
101 218 |
110 715 |
123 263 |
128 820 |
Киргизия |
2446 |
3 378 |
2 949 |
4117 |
4197 |
Республика Молдова |
2 927 |
3 786 |
3 801 |
4164 |
4 674 |
Россия |
624 757 |
811 474 |
812 209 |
860 533 |
880 413 |
Таджикистан |
3151 |
3 857 |
4 984 |
5 735 |
6 431 |
Туркменистан |
11 479 |
15 261 |
21 292 |
24 456 |
27 406 |
Украина |
57 981 |
75 360 |
78 958 |
78 647 |
65 456 |
Узбекистан |
23 634 |
28 972 |
35 368 |
41 573 |
48 671 |
Итого |
1 583 656 |
2 113 822 |
2 362 177 |
2 546 084 |
2 618 797 |
Анализ данных табл. 4 позволяет сделать следующие выводы. Лидерами по объему выпускаемой продукции являются Россия и Беларусь. Также хорошие показатели показывают Казахстан, Украина, Азербайджан и Узбекистан. Эти страны, за исключением Украины, с каждым годом наращивают свой производственный потенциал, выпуская широкий ассортимент качественных резинотехнических изделий. Другие страны СНГ производят РТИ в меньших объемах, что связано с ограниченными производственными мощностями. Однако, постепенно модернизируя оборудование, они демонстрируют стабильный рост объемов выпуска.
Проведем расчет реальной емкости рынка резинотехнических изделий в рамках СНГ (табл. 5).
Таблица 5
Реальная емкость рынка РТИ стран СНГ за 2010-2014 гг.,
тыс. долл.
Страна СНГ |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Армения |
39 549 |
53 388 |
58 528 |
65 755 |
72 618 |
Азербайджан |
74 968 |
98 392 |
102 621 |
119 503 |
118 731 |
Беларусь |
495 001 |
620 621 |
781015 |
931 463 |
973 370 |
Казахстан |
382 532 |
517 667 |
741065 |
777 959 |
712 369 |
Киргизия |
43 486 |
30 500 |
58 862 |
77 342 |
164 218 |
Республика Молдова |
42 647 |
55 220 |
61476 |
65 400 |
64 869 |
Россия |
2 201 795 |
3 884 438 |
4 365 939 |
4 402 991 |
4 080 605 |
Таджикистан |
20 504 |
17 533 |
29 161 |
32 408 |
36 170 |
Туркменистан |
57 874 |
84 523 |
110 029 |
115 361 |
125 433 |
Украина |
536 200 |
810 318 |
880 610 |
899 269 |
644 086 |
Узбекистан |
162 631 |
268 226 |
315 916 |
307 798 |
340 085 |
Итого |
4057188 |
6440 825 |
7505 223 |
7795 249 |
7332 555 |
Анализ представленных данных табл. 2–4 показывает, что наибольший удельный вес на рынке по фактическому объему продаж РТИ занимают такие страны, как Россия, Беларусь, Казахстан и Украина. Динамика достижимого объема продаж по странам неоднозначная и во многом определяется внутренними особенностями на национальном рынке. В 2014 г. реальная емкость рынка РТИ составила 7 млрд 333 млн долл. США, снизившись по сравнению с 2013 г. на 6 %.
Далее проведем расчет потенциальной емкости рынка РТИ в рамках стран СНГ и проследим ее динамику (см. табл. 6).
Таблица 6
Потенциальная емкость рынка РТИ стран СНГ за период 2010-2014 гг., тыс. долл. [25]
Страна СНГ |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Армения |
40 995 |
55192 |
60 434 |
67 946 |
74 944 |
Азербайджан |
85 086 |
109 911 |
114 821 |
132 449 |
131 946 |
Беларусь |
643 756 |
826 493 |
1030 682 |
1202 839 |
1254 327 |
Казахстан |
413 635 |
558 154 |
785 352 |
827 264 |
763 897 |
Киргизия |
43 731 |
30 838 |
59157 |
77 754 |
164 638 |
Республика Молдова |
42 794 |
55 410 |
61 666 |
65 609 |
65 103 |
Россия |
2 451 697 |
4 209 027 |
4 690 823 |
4 747 204 |
4 432 770 |
Таджикистан |
20 598 |
17 649 |
29 311 |
32 580 |
36 363 |
Туркменистан |
62 466 |
90 628 |
118 546 |
125 143 |
136 395 |
Украина |
559 393 |
840 462 |
912 193 |
930 728 |
670 269 |
Узбекистан |
168 540 |
275 469 |
324 757 |
318 191 |
352 253 |
Итого |
4 475 273 |
6 998 874 |
8 128 838 |
8 467 415 |
8 023 918 |
Ситуация с распределением рыночных долей не изменилась. По-прежнему Россия, Казахстан, Беларусь и Украина являются основными производителями РТИ. Потенциальная емкость рынка РТИ составила в 2014 г. 8 млрд 24 млн долл. США. Таким образом, она превысила реальную емкость рынка на 691 млн долл. США.
2.2. Анализ структуры рынка резинотехнических изделий стран СНГ
Далее перейдем к анализу структуры рынка, что поможет предприятию в анализе и планировании конкурентной политики. Представим основных конкурентов — продавцов на рынке РТИ в Приложении 1.
Рассчитаем показатель концентрации — индекс Херфиндаля – Хиршмана и оценим степень конкуренции на данном рынке РТИ в границах СНГ (см. табл. 7).
Таблица 7
Значения индекса концентрации производства (HHI) РТИ по основным странам СНГ за период 2010-2014 гг.
Страна |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
Россия |
0,15 |
0,15 |
0,13 |
0,14 |
0,24 |
Беларусь |
0,65 |
0,74 |
0,50 |
0,37 |
0,27 |
Украина |
0,76 |
0,59 |
0,47 |
0,47 |
0,37 |
Армения |
0,68 |
0,53 |
0,59 |
0,56 |
0,61 |
Казахстан |
0,51 |
0,38 |
0,39 |
0,40 |
0,44 |
Азербайджан |
0,56 |
0,68 |
0,82 |
0,71 |
0,68 |
Узбекистан |
0,46 |
0,38 |
0,34 |
0,32 |
0,29 |
Анализ показал, что наиболее концентрированными и менее конкурентными являются рынки Азербайджана, Армении, Украины. При этом на Украине уровень конкуренции постепенно снижается, что является отрицательной тенденцией. Что касается России, то в нашей стране наблюдается средняя острота конкуренции, а значит, отсутствуют барьеры для входа на рынок новых фирм, которые могли бы помочь удовлетворить возрастающий внутренний спрос.
2.3. Анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
Проанализируем барьеры, связанные с учреждением промышленного производства в странах СНГ в случае принятия предприятием такого решения при условии регулярных экспортных потоков. Также рассмотрим барьеры входа и выхода, с которыми могут столкнуться предприятия в странах СНГ.
В резинотехнической отрасли нет специфических рыночных барьеров, в связи с чем основные тенденции можно проследить при анализе общих барьеров.
Опираясь на рейтинг условий ведения бизнеса, составленный экспертами Всемирного банка для 189 государств мира, можно сформулировать следующие выводы. Меньше всего барьеров в случае организации зарубежного производства и его расширения присутствует в Армении (45-е место). На последнем месте рейтинга (166-е место) из стран СНГ находится Таджикистан, в котором не создано благоприятных условий для ведения бизнеса. В целом страны СНГ проигрывают по критериям развитости коммуникаций и возможности их быстрого подведения, условиям получения разрешений на строительство и внешнеторговым барьерам.
Проанализировав рейтинг, изложенный в Докладе по улучшению условий торговли Всемирного экономического форума, для 138 государств, мы пришли к следующим выводам. Наиболее привлекательной с точки зрения создания лучших внешнеторговых условий страной в рамках СНГ является Армения (53-е место). Достаточно низко в рейтинге располагаются Россия и Киргизия (105-е и 109-е места соответственно). Объясняется это высокими тарифными ставками, длительной и затратной процедурой таможенного оформления товаров, низким уровнем охраны интеллектуальной собственности и высокими требованиями в сфере участия иностранного капитала. Вышеизложенное не относится к торговле между государствами Таможенного союза ЕАЭС (Белоруссия, Россия, Казахстан, Киргизия, Армения), в которых экспортно-импортные барьеры сведены к минимуму.
Проанализируем барьеры входа и выхода по странам СНГ на основе опроса, проведенного Всемирным экономическим Форумом в 2014 г.
Наиболее сильными барьерами выхода в рамках стран СНГ являются возникающие сложности по выявлению потенциальных рынков сбыта продукции и покупателей, несоответствие технологической базы экспортеров требованиям целевых зарубежных рынков, а также ограниченные возможности по приведению качества продукции в соответствие со стандартами за рубежом.
Среди барьеров входа на рынки стран СНГ наибольшее негативное влияние оказывают следующие: коррупциогенный фактор в таможенных органах при перемещении товаров через границу, высокие ставки таможенных пошлин, а также сложные процедуры оформления импорта.