Файл: Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 208
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты исследования барьеров входа на рынок
1.1. Вход новых компаний на рынки: основные детерминанты и дефиниции
1.2. Основные школы и подходы к определению барьеров входа
1.3. Классификация барьеров входа
Глава 2. Исследование барьеров входа в отрасль на примере рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.1. Анализ емкости рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.2. Анализ структуры рынка резинотехнических изделий стран СНГ
2.3. Анализ барьеров входа и выхода на рынке резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
3.1. Анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
Выводы.
Проведенное исследование показывает, что рынок резинотехнических изделий не имеет специфических рыночных барьеров. В связи с этим были учтен рейтинг условий ведения бизнеса в странах СНГ.
Выявлено, что меньше всего барьеров в случае организации зарубежного производства и его расширения присутствует в Армении, а больше всего - в Таджикистане.
Наиболее сильными барьерами выхода в рамках стран СНГ являются возникающие сложности по выявлению потенциальных рынков сбыта продукции и покупателей, несоответствие технологической базы экспортеров требованиям целевых зарубежных рынков, а также ограниченные возможности по приведению качества продукции в соответствие со стандартами за рубежом.
Среди барьеров входа на рынки стран СНГ наибольшее негативное влияние оказывают следующие: коррупциогенный фактор в таможенных органах при перемещении товаров через границу, высокие ставки таможенных пошлин, а также сложные процедуры оформления импорта.
Глава 3. Рекомендации по выходу на рынок резинотехнических изделий стран СНГ с учетом существующих барьеров входа в отрасль
3.1. Анализ сегментов рынка резинотехнических изделий в рамках стран СНГ
Перейдем к анализу основных сегментов рынка резинотехнических изделий по странам СНГ, оценим концентрацию рынка. При этом будем опираться на данные Приложения 2 по объемам производства РТИ.
Индекс Херфиндаля–Хиршмана составил за период 2010–2014 гг. в среднем 40 %, что говорит о достаточно сильной концентрации рынка. К 2014 г. почти 92 % в общем объеме производства по странам СНГ занимают три страны: Россия, Казахстан и Беларусь, 8 % приходится на оставшиеся восемь стран. При этом следует отметить, что после финансового кризиса 2009 г., немного сократившись, концентрация продолжила тенденцию к усилению.
Рассмотрим объемы производства по основным сегментам рынка РТИ (Приложение 2), выделенным нами ранее. Анализ данных Приложения 2 показывает, что наибольшую долю по всем странам СНГ в объеме производства занимают формовые РТИ. Примерно одинаковый удельный вес приходится на РТИ специального назначения и резиновые смеси, что говорит о стабильном спросе на данные изделия. По-прежнему мало производится неформовых изделий, следовательно, в большом количестве они не востребованы (об этом можно судить исходя из одинакового соотношения по всем странам СНГ).
3.2. Оценка маржинального дохода по новым экспортным рынкам
В качестве исходного варианта для моделирования материальных затрат возьмем условные данные по опытному формовому изделию «продукт 1», относящемуся к номенклатурной группе «Формовые детали литьевым методом» (табл. 8), которое производится на импортном оборудовании предприятия. Сейчас продукт 1 выпускается небольшими партиями на внутренний рынок, однако по прогнозам мог бы продаваться и на внешних рынках. Требуется рассчитать его доходность в условиях конъюнктуры мирового рынка.
Таблица 8
Входящая информация для моделирования показателей экспорта продукта 1
Показатель |
Значение показателя |
Ед изм. |
Объем выпуска |
5 000,00 |
шт. |
Отпускная цена за 1 шт. |
137,66 |
руб. |
Сырье и материалы на 1 шт. |
42,71 |
руб. |
Топливо и энергия на технологические цели в расчете на 1 шт. |
5,03 |
руб. |
Заработная плата и отчисления на социальное страхование производственных рабочих |
14,36 |
руб. |
Переменные затраты на 1 шт. |
62,11 |
руб. |
В табл. 9 приведены результаты четырех вариантов экспортных показателей продукта 1. Учитывая взаимосвязи доходов и затрат с результатами, финансово-экономические расчеты позволяют проследить влияние принятых решений об изменениях объемов, материальных затрат на маржинальный доход данного продукта.
Таблица 9
Матрица моделирования показателей экспорта продукта 1
Вход |
Моделирование доходов и затрат |
|||||
Показатель |
Вариант |
|||||
Коэффициенты планового изменения показателей |
Исходный |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Коэффициент роста объема выпуска |
1 |
1 |
1 |
1 |
1,15 |
|
Коэффициент роста цены продукта |
1 |
1 |
1,05 |
1,1 |
1 |
|
Коэффициент роста сырья и материалов |
1 |
1,05 |
1,05 |
1,1 |
1,1 |
|
Коэффициент роста объема топлива и энергии на технологические цели |
1 |
1,15 |
1,05 |
1,15 |
1,15 |
|
Коэффициент роста заработной платы и расходов на социальное страхование рабочих |
1 |
1 |
1,2 |
1,15 |
1,1 |
|
Объем выпуска, шт. |
5000,00 |
5000,00 |
5 000,00 |
5000,00 |
5750,00 |
Продолжение таблицы 9
Выход |
Плановые значения показателей |
Вариант |
||||
с учетом коэффициентов их планового |
Исходный |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Оборот, тыс. руб. |
688,30 |
688,30 |
722,72 |
757,13 |
910,28 |
|
Цена продукта за 1 шт. руб. |
137,66 |
137,66 |
144,54 |
151,43 |
157,66 |
|
Сырье и материалы на объем выпуска, тыс. руб. |
213,55 |
224,23 |
224,23 |
234,91 |
234,91 |
|
Топливо и энергия на технологические цели, тыс. руб. |
25,15 |
28,92 |
26,41 |
28,92 |
28,92 |
|
Зарплата и расходы на социальное страхование рабочих на объем выпуска, тыс.руб. |
71,80 |
71,80 |
86,16 |
82,57 |
78,98 |
|
Итого переменных затрат на объем выпуска, тыс. руб. |
310,50 |
324,95 |
336,80 |
546,40 |
342,81 |
|
Маржинальный доход, тыс.руб. |
377,80 |
563,55 |
385,92 |
410,73 |
567,47 |
|
Коэффициент прироста маржинального дохода по сравнению с исходным вариантом |
1 |
0,96 |
1,02 |
1,09 |
1,50 |
|
Маржинальный доход (% к обороту) |
0,55 |
0,53 |
0,53 |
0,54 |
0,62 |
|
Эффективность сырья и материалов |
0,31 |
0,35 |
0,31 |
0,31 |
0,26 |
|
Эффективность переменных затрат |
0,45 |
0,47 |
0,47 |
0,46 |
0,38 |
В вариантах 1–4 табл. 9 показано влияние изменений объемов выпуска, цен на продукцию, материальных затрат, заработной платы отдельно.
Выводы.
1-й вариант прогнозирования предусматривает изменение стоимости сырья и материалов (5 %) и цен на энергоресурсы (15 %). 2-й вариант предусматривает изменение цен на продукцию (5 %), цен на сырье и материалы (5 %), цен на топливо и энергию (5 %) и рост заработной платы (20 %). 3-й вариант прогнозирования предполагает изменение цен на продукцию, стоимости сырья и материалов — на 10 %, цен на энергоресурсы и заработной платы — на 15 %. 4-й вариант предполагает рост объема выпуска на 15 %, цен на сырье и материалы — на 10 %, цен на топливо — на 15 %, а также увеличение заработной платы на 10 %.
Результаты моделирования экспортных показателей продукта 1 демонстрируют рост маржинального дохода по сравнению с его базовым значением по всем, за исключением 1-го, вариантам. Значительное увеличение затратных факторов во всех вариантах компенсировалось ростом цен или объемов выпуска продукции в натуральном выражении.
Заключение
Отраслевые барьеры входа - это совокупность экономических, технологических, институциональных условий и параметров, с одной стороны, позволяющих существующим фирмам в отрасли в долгосрочном периоде устанавливать цены выше минимальных средних издержек производства и доводить свой продукт до потребителя без стимулирования потенциальных конкурентов к входу на рынок, а с другой стороны, препятствующих потенциальным «новичкам» отрасли получить прибыль в том же объеме, который получают укоренившиеся фирмы до входа.
Проведенное исследование показывает, что рынок резинотехнических изделий не имеет специфических рыночных барьеров. В связи с этим были учтен рейтинг условий ведения бизнеса в странах СНГ.
Выявлено, что меньше всего барьеров в случае организации зарубежного производства и его расширения присутствует в Армении, а больше всего - в Таджикистане.
Наиболее сильными барьерами выхода в рамках стран СНГ являются возникающие сложности по выявлению потенциальных рынков сбыта продукции и покупателей, несоответствие технологической базы экспортеров требованиям целевых зарубежных рынков, а также ограниченные возможности по приведению качества продукции в соответствие со стандартами за рубежом.
Среди барьеров входа на рынки стран СНГ наибольшее негативное влияние оказывают следующие: коррупциогенный фактор в таможенных органах при перемещении товаров через границу, высокие ставки таможенных пошлин, а также сложные процедуры оформления импорта.
Для выхода на рынок резинотехнических изделий стран СНГ рассмотрено несколько вариантов. 1-й вариант прогнозирования предусматривает изменение стоимости сырья и материалов (5 %) и цен на энергоресурсы (15 %). 2-й вариант предусматривает изменение цен на продукцию (5 %), цен на сырье и материалы (5 %), цен на топливо и энергию (5 %) и рост заработной платы (20 %). 3-й вариант прогнозирования предполагает изменение цен на продукцию, стоимости сырья и материалов — на 10 %, цен на энергоресурсы и заработной платы — на 15 %. 4-й вариант предполагает рост объема выпуска на 15 %, цен на сырье и материалы — на 10 %, цен на топливо — на 15 %, а также увеличение заработной платы на 10 %.
Результаты моделирования экспортных показателей продукта 1 демонстрируют рост маржинального дохода по сравнению с его базовым значением по всем, за исключением 1-го, вариантам. Значительное увеличение затратных факторов во всех вариантах компенсировалось ростом цен или объемов выпуска продукции в натуральном выражении.
Список литературы
- Аверьянов А. И. Экономика отраслевых рынков. - М.: Кнорус, 2011.
- Бочкин К. С. Экономика отрасли. - М.: Инфра-М, 2013.
- Вертеева В. П. Экономическая теория отраслевых рынков. - М: ТЕИС, 2012.
- Долгова С. Р. Теория отраслевой организации рынков. - М. Образование, 2012.
- Козлова С. М. Курс лекций по экономике отраслевых рынков. - М.: Инфра, 2010.
- Круглеева И. М. Экономика отраслевых рынков. - М.: Кнорус, 2014.
- Конференция ООН по торговле и развитию (статистика) // Официальный сайт. [Электронный ресурс] URL: http://unctad.org (дата обращения: 20.04.2016).
- ЗАО «АК&М». URL: http://www.disclosure.ru (дата обращения: 15.10.2015).
- АНО «АЗИПИ». URL: http://e-disclosure.azipi.ru (дата обращения: 15.04.2016).
- ЗАО «Интерфакс». URL: http://www.e-disclosure.ru (дата обращения: 18.04.2016).
- ЗАО «АЭИ «ПРАЙМ-ТАСС». URL: http://disclosure.prime-tass.ru (дата обращения: 15.04.2016).
- ЗАО «СКРИН». URL: http://disclosure.skrin.ru (дата обращения: 15.04.2016).
Приложение 1
Объем производства основных конкурентов на рынке РТИ
в странах СНГ за период 2010–2014 гг., тыс. долл.
Продолжение приложения 1
Приложение 2
Объем производства РТИ по товарным и географическим сегментам