Файл: "Учет производственных запасов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Прибывшие ценности приходуются в соответствующих единицах измерения — весовых, объемных, линейных и др. Если они поступают в одной единице измерения, например в квадратных метрах (рубероид), а отпускаются в другой (в рулонах), то их целесообразно учитывать одновременно в двух единицах измерения[9].

Таким образом, поступившие материальные ценности оформляются соответствующими первичными документами: приходными ордерами, актами, товарно-транспортными накладными, накладными-требованиями и др.

Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками и подрядчиками. Для обобщения информации о наличии и движении принадлежащих предприятию сырья, материалов, топлива, запасных частей, тары и других ценностей предназначен активный синтетический счет «Материалы», который имеет восемь субсчетов:

1. Сырье и материалы.

2. Покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, конструкции и детали. Л

3 топливо

4. Тара и тарные материалов.

5. Запасные части.

6. Прочие материалы.

7. Материалы, переданные в переработку на сторону.

8. Строительные материалы.

Информация о наличии и движении принадлежащих предприятию малоценных и быстроизнашивающихся предметов (хозяйственного инвентаря, инструментов и приспособлений общего и специального назначения и других средств труда, включаемых в состав средств в обороте) обобщается на активном синтетическом счете 1750 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы». Указанный счет имеет следующие субсчета: 1 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в запасе»; 2 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы в эксплуатации»; 3 «Временные (не титульные) сооружения».

По дебету этих счетов отражаются остатки ценностей на начало и конец отчетного периода и их поступление, а по кредиту — расход (выбытие). Причем указанные ценности на этих счетах могут учитываться либо по фактической себестоимости их приобретения (заготовления), которая складывается из стоимости по покупным ценам и расходов по их заготовке и доставке на предприятие, либо по учетным ценам. При этом предприятия, которые учитывают ценности на счетах 1620 «Материалы» и 1750 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы» по учетным ценам, используют активный синтетический счет «Отклонение в стоимости материалов». При необходимости также может применяться активный синтетический счет «Заготовление и приобретение материалов» и др.

В случаях, когда какие-либо изделия, материалы, продукты питания приобретаются промышленными предприятиями для продажи или когда стоимость готовых изделий, приобретаемых для комплектации, не включается в себестоимость выпускаемой продукции, а подлежит возмещению покупателями, отдельно для их учета применяется счет (1640) «Товары».


Как известно, материальные ценности в основном поступают от поставщиков. Для системного отражения операций приобретения материалов, расчетов за произведенные подрядчиками работы и оказанные услуги и расчетов с поставщиками и подрядчиками в условиях ведения учета по полной журнально-ордерной форме предназначен журнал-ордер 6, который ведется по кредиту пассивного счета (3110) «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» в корреспонденции с дебетом счетов: «Оборудование к установке», 08 «Капитальные вложения», (1620) «Материалы», (1750) «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы», (1621) «Заготовление и приобретение материалов, (1630) «Основное производство», (1631) «Вспомогательные производства», (1633) «Общепроизводственные расходы», «Расчеты по претензиям»

В журнале-ордере 6 одновременно ведется синтетический и аналитический учет. При осуществлении расчетов в порядке плановых платежей журнал-ордер 6 ведется в сочетании с ведомостью «Аналитический учет расчетов с поставщиками в порядке плановых платежей». Ведомость по усмотрению предприятия открывается на год, полугодие или квартал с использованием для отдельных месяцев вкладных листов. В связи с этим необходимые отчетные и расчетные данные должны отражаться раздельно по месяцам независимо от периода, на который открывается ведомость. Для каждого поставщика в ведомости отводится определенное количество строк по числу возможных операций в течение периода ее использования и дополнительные строки для соответствующих итоговых данных за каждый месяц. В конце месяца после выведения итогов по ведомости в целом суммы оборотов по кредиту счета 60 в разрезе корреспондирующих счетов переносятся в журнал-ордер 6.

На небольших предприятиях, использующих сокращенную журнально-ордерную форму, учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в ведомости 01, а ценности, поступившие через подотчетных лиц, отражаются в ведомости 02. Итоговые данные этих ведомостей (01, 02) переносятся в журнал-ордер 03. Ценности собственной выработки учитывают в журнале-ордере 05.

В условиях применения упрощенной формы учета расчеты с поставщиками ведутся в ведомости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками формы ' В-7, а при покупке ценностей через подотчетных лиц — в ведомости формы l B-5. Возврат материалов из производства отражается в ведомости формы ' В-3.

Документальное оформление отпуска материалов.

Материалы со складов предприятия отпускается в цехи для изготовления продукции и на различные хозяйственные нужды, а также на сторону для переработки или реализации как излишние и ненужные.


Под отпуском в производство понимается отпуск материалов для изготовления продукции, выполнения работ или оказания услуг и др. Отпуск материалов в кладовых цехов рассматривается как их внутренне перемещение.

При отсутствии кладовых цехов отпуск ценностей с центральных складов считается расходом на производство.

При отпуске материалов в производство должны соблюдаться определенные требования. Во-первых, они отпускаются по весу, объему и массе в строгом соответствии с расходными нормативами на заданный объем производства. Во-вторых, отпуск, как правило, осуществляется в пределах предварительно установленных лимитов. Лимитирование должно основываться на прогрессивных нормах расхода материалов, объемах производственных программ цехов с учетом переходящих не использованных цехами запасов на начало и конец месяца. Лимитирование осуществляется отделом материально-технического снабжения или плановым отделом. В третьих, согласовываются с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право требовать со складов материалы, а также берутся образцы их подписей. Эти данные должны быть сообщены работникам складов (кладовых). Материалы на производство выдаются со складов (кладовых) только официально выделяемым для их получения представителям цехов, хозяйств, отделов и т. п.

Расход материалов оформляется лимитно-заборными картами, актами-требованиями на замену (дополнительный отпуск) материалов, накладными требованиями на отпуск (внутреннее перемещение) материалов, комплектовочными ведомостями, раскройными картами, товарно-транспортными накладными (форма ТТН-1), товарными накладными (форма ТН-2) и др.

Для систематического отпуска в производство лимитируемых материалов, а также для текущего контроля за соблюдением установленных лимитов их отпуска на производственные нужды используется лимитно-заборная карта формы М-8 (табл. 7). Она является оправдательным документом для списания материальных ценностей со склада. Исходя из плановой потребности в тех или иных материальных ценностях, отдел материально-технического снабжения или плановый отдел выписывают лимитно-заборные карты в двух экземплярах на месяц (квартал, полугодие, год с отрывными месячными талонами на фактический отпуск). Один экземпляр карты передается потребителю (цех, участок), а второй — на склад или в кладовую цеха (участка).

В каждом экземпляре указываются установленный лимит, наименование, номенклатурный номер материалов, шифр затрат и другие данные. Отпуск материалов в производство осуществляется складом (кладовой) при предъявлении представителем цеха (участка) своего экземпляра лимитно-заборной карты. Кладовщик отмечает в обоих экземплярах дату и количество отпущенных материалов, после чего выводит остаток лимита. В лимитно-заборной карте цеха (участка) расписывается кладовщик, а в лимитно-заборной карте склада — представитель цеха (участка), что обеспечивает взаимный контроль за правильностью производимых в них записей.


По окончании месяца оба экземпляра лимитно-заборных карт передают в бухгалтерию для отражения расхода материалов на соответствующих счетах бухгалтерского учета. При использовании квартальных, полугодовых или годовых лимитно-заборных карт в бухгалтерию ежемесячно сдаются отрывные талоны на фактический расход материалов. Лимитно-заборные карты способствуют усилению контроля за отпуском материалов со склада (кладовой) в пределах предусмотренного лимита и резко сокращают число разовых документов. Однако их применение не позволяет контролировать использование материалов непосредственно в производстве (там применяются иные документы и методы).

При отпуске материалов хозяйствам своего предприятия один экземпляр передается получателю (цех, участок и т. д.), второй — складу, который затем сдается в бухгалтерию. В случае внутреннего перемещения материалов накладную-требование составляет материально ответственное лицо склада (цеха, участка), сдающего ценности. Один экземпляр служит сдающему складу (цеху, участку) основанием для списания ценностей, а второй — принимающему складу (цеху) для оприходования ценностей. Графа 9 «Инвентарный номер» заполняется в том случае, если учет МБП ведется по инвентарным номерам. При отпуске материалов самовывозом накладную-требование, подписанную получателем, кладовщик сдает в бухгалтерию для выписки расчетно-платежных документов, если материалы отпускались с последующей оплатой.

Отпуск материалов сторонним предприятиям (организациям) автомобильным транспортом оформляют товарно-транспортной накладной (форма ТТ-1), а без участия автомобильного транспорта (почтой или нарочным) — товарной накладной (форма ТН-2).

В ряде случаев для разового отпуска материалов в производство используются отраслевые формы (например, в прядильном производстве — форма 4-п, в ткацском — форма 4-мт и др.).

Применение накладных-требований не исключает контроля за лимитами отпуска материалов. Для этого применяются ведомости использования лимитов. Они являются оперативным документом, в котором делаются соответствующие отметки разовых отпусков материалов. В связи с развитием специализации и кооперирования все большее применение находят комплектовочные ведомости. Комплектующие изделия, как правило, отпускаются через комплектовочные кладовые, в которых заранее подбирают эти изделия в количестве, соответствующем плану выпуска продукции. На каждый ее вид выписывается отдельно комплектовочная ведомость, по которой комплектующие изделия отпускаются на протяжении месяца. В ведомости указываются план производства продукции, наименование и номенклатурные номера комплектующих изделий, норма их расхода на единицу продукции и количество отпущенных комплектов. При этом бракованные детали заменяются этой кладовой без документального их оформления.


В заготовительных цехах машиностроительных предприятий, швейной, обувной и некоторых других отраслей промышленности используются раскройные карты, по которым производится и отпуск материалов в производство. В них фиксируются результаты использования отпущенных материалов по каждой партии. В раскройных картах указываются: номер склада, наименование и номенклатурный номер материалов, их количество, цена и стоимость, а также код затрат и др. По окончании раскроя в карте отмечаются: фактическое количество полученных деталей (годных и бракованных); расход на них материалов по норме и фактически и выводится результат раскроя (экономия, перерасход). Эти карты также используются в качестве первичных документов по учету выработки и выпуска готовых изделий.

В целях сокращения числа первичных документов там, где это целесообразно (например, из цеховых кладовых), можно оформлять отпуск материалов непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются, а сама операция производится на основании лимитных карт, выписываемых в одном экземпляре и не имеющих значения бухгалтерских документов. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Представитель цеха при получении материалов расписывается непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается кладовщик.

При использовании электронно-вычислительной техники возможно применение карточек складского учета в качестве единого документа для учета расхода материалов в производство. По данным карточек выдается машинограмма (ведомость) расхода материалов за подписями цеха-получателя и материально ответственного лица склада, отпустившего ценности.

Оформление отпуска материалов трудоемко из-за большого количества и разнообразия первичных документов. Потому важное значение имеет упрощение учета на этом участке. Используя вычислительные машины, можно централизованно по данным технологических карт предварительно выписывать расходные документы на отпуск материалов и до начала месяца передавать их цехам (участкам). В дальнейшем эти документы будут использоваться цехами (участками) для получения материалов со складов.

Кроме того, значительно улучшает снабжение цехов, участков, бригад и отдельных рабочих мест материалами их централизованная доставка. При такой доставке материалов составляется специальный оперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются лимит отпуска и сроки подачи материалов в производство. |По этому документу склад сам выписывает расходные документы на отпуск материалов в пределах месячного лимита и доставляет их производству в утвержденные сроки (через экспедитора). Это значительно сокращает расходы на транспортировку и освобождает производственников от заботы о материальном обеспечении[10].