Файл: "Учет производственных запасов".pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Номенклатура – систематизированный перечень наименований материалов, полуфабрикатов, запасных частей, топлива и других материальных ценностей, используемых на данном предприятии. Документ «Номенклатура материальных ценностей» должен содержать следующие данные о каждом материале:

  1. технически правильное наименование;
  2. полную характеристику (марка, сорт, размер, единица измерения и т.п.);
  3. номенклатурный номер – условное обозначение (уникальное), заменяющее по существу перечисленные признаки.

Если же в Номенклатуре указана учетная цена каждого вида материалов, то она называется Номенклатурой-ценником. Номенклатура-ценник предназначен для нормирования, планирования и учета товарно-материальных запасов. Наличие на предприятии такого систематизированного перечня создает основу для применения единой классификации материалов в конструкторской, технологической, плановой и учетной документации, для механизации учетно-вычислительных работ, применения оперативно-бухгалтерского метода учета движения материалов на складах[6].

Четкая классификация (группировка) материальных ценностей по определенным признакам и выбор единицы учета необходимы для своевременной и правильной организации учета товарно-материальных запасов, как на складе, так и в бухгалтерии.

Глава 2. Организация учета товарно-материальных запасов на производстве (на примере СП «АЗАТ»)

2.1 Краткая характеристика предприятия

СП «Азат» является совместным кыргызско-турецким предприятием и было создано 8 января 1999 года предпринимателями Абдырахмановым Омурбеком и Айдакеевой Бейиль (от кыргызской стороны) и Суха Орал (от турецкой стороны).

Совместное предприятие «Азат» находится в г. Бишкек и расположено по адресу: проспект Мира, 303.

Для создания СП «Азат» и обеспечения его деятельности на предприятии сформирован уставной капитал в сумме 100000 долларов США.Кыргызская сторона внесла 60000 тыс.долларов, турецкая сторона внесла 40000 тыс.долларов.

Высшим органом управления предприятия является Правление. Количество голосов каждого из участников в Правлении определяется в соответствии с размером его вклада в уставной капитал. Правление правомочно принимать решение по любым вопросам деятельности предприятия.


Предметом деятельности СП «Азат» являются:

  • Торговля промышленными и продовольственными товарами;
  • Организация цеха по изготовлению мебели и ее реализация;
  • Покупка и продажа валюты;
  • Торгово-закупочная, посредническая деятельность, создание оптовой базы по обеспечению материалами и товарами населения и организаций;
  • Организация коммерческой, комиссионной торговли, магазинов;
  • Представление интересов иностранных фирм в Кыргызской Республике;
  • Осуществление самостоятельной внешнеэкономической деятельности с соблюдением действующего законодательства;
  • Продажа и прокат автомобилей, и другой техники, имущества;
  • Ремонт и обслуживание автомобилей различных типов;
  • Организация станций технического обслуживания, оказание авто сервисных услуг;
  • Оказание транспортных услуг предприятиям, организациям и населению, содержание автохозяйства;
  • Разработка и производство, реализация товаров народного потребления, народно-художественного промысла и промышленных товаров.

Однако основным видом деятельности предприятия в настоящее время является производство мебели.

Предприятие имеет собственную сбытовую сеть – мебельные магазины «Азат» и «Азат плюс».

СП «Азат» ведет бухгалтерский, оперативный и статистический учет в соответствии МСФО. Сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др. материальные ценности отражаются в бухгалтерском учете и отчетности отражаются по их фактической себестоимости т.е. на основании выписанных счетов фактур и накладных от поставщиков. Фактическая себестоимость материальных ресурсов определяется из затрат на их приобретение, наценки посредников, за услуги товарных бирж, таможенные пошлины , расходы на транспортировку , хранению и доставку.

Приобретение сырье и материалы осуществляется на основании счетов – фактур, они учитываются по счетам: « материалы», «топливо», «строительные материалы», «запасные части». Этот счет является активным и увеличение идет по дебету и уменьшение идет по кредиту

Контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью СП и его структурных подразделений осуществляет ревизионная комиссия. Председатель и члены ревизионной комиссии назначаются Правлением сроком на пять лет. Финансовый отчет СП с прилагаемыми материалами представляются ревизионной комиссии. Ревизионная комиссия отвечает за свою деятельность перед Правлением СП и предоставляет ему отчеты о проведенных ревизиях, а также заключения по годовым отчетам.


Рисунок 2. Организационная структура СП «Азат».

2.2 Организация учета движения товарно-материальных запасов

Производственные запасы (сырье и материалы, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия, конструкции, детали, топливо, тара и тарные материалы, запасные части и др.) поступают на предприятие непосредственно от поставщиков, через подотчетных лиц, закупивших ценности за наличный расчет, в результате списания пришедших в негодность основных средств и малоценных и быстроизнашивающихся предметов, а также из собственного производства.

В соответствии с производственной и иной хозяйственной программой предприятия определяют потребность в материальных ресурсах и приобретают или производят их. На поставку соответствующих товарно-материальных ценностей они заключают договора с поставщиками, в которых обусловливают количество материалов, цены, сроки поставки, санкции за несоблюдение условий договора, порядок приемки и др.

На крупных предприятиях качество поступающих грузов контролируется специальной службой[7].

Отгрузив материальные ценности покупателям, предприятия-поставщики одновременно предъявляют им расчетно-платежные документы вместе с отгрузочными и другими сопроводительными документами (спецификации, сертификаты, качественные удостоверения, счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, железнодорожные квитанции и др.), при инкассовой форме расчетов платежные требования передают в свой банк. Полученные от поставщиков (банка) документы на отгруженные материалы направляются в отдел материально-технического снабжения, где проверяется соответствие отгрузки договорным условиям поставки по ассортименту, количеству, цене, срокам поставки и т. п. Затем делаются отметки о выполнении договоров в специальных карточках (ведомостях) или на копиях договоров. После этого производятся записи в журнале учета поступающих грузов (ф. М-1), который ведется отделом материально-технического снабжения с целью контроля за поступлением материалов и их розыском. В нем указывают: регистрационный номер; дату записи; наименование поставщика; дату и номер транспортного документа; дату товарного документа, его номер, род груза и сумму; расписку в получении документа; дату и номер приходного документа; дату и номер запроса о розыске груза. В примечаниях делают отметки об оплате счетов или отказе от акцепта. Одновременно здесь же решается вопрос об оплате платежных документов за приобретаемые ценности. В дальнейшем документы передаются в финансовый отдел или бухгалтерию для оплаты. Для приемки и оприходования поступивших грузов приложения к платежным документам передаются на склад.


Со станции железной дороги, пристани или аэропорта, а также от местных поставщиков ценности получает экспедитор предприятия. Для этого ему бухгалтерия предприятия оформляет и выдает под расписку доверенность и транспортные или иные документы. Доверенность дает право должностному лицу выступать в качестве доверенного лица предприятия при получении материальных ценностей. При этом используются две формы доверенностей: М-2 и М-2а. Доверенность формы М-2а используется предприятиями, у которых получение материальных ценностей по доверенностям носит массовый характер. Доверенности формы М-2а регистрируются в журнале учета выданных доверенностей и выдаются под расписку в их получении. Указанный журнал должен быть заранее пронумерован и прошнурован. При использовании формы М-2 данные о выдаче и получении фиксируют в корешке доверенности и, следовательно, отпадает необходимость в ведении журнала учета выданных доверенностей.

Если при приемке товарно-материальных ценностей от транспортной организации будут обнаружены признаки нарушения или отсутствия пломб грузоотправителя, недостачи, порчи или повреждения ценностей (тары, упаковки), то экспедитор вправе потребовать проверки груза. Результаты проверки оформляются коммерческим актом, который может служить основанием для материальной ответственности транспортных организаций или грузоотправителей. Претензии о возмещении недостачи (порчи), утраты грузов, подтвержденные актом, предъявляются виновнику — железной дороге или поставщику.

Материальные ценности экспедитор доставляет на склад предприятия и сдает заведующему (кладовщику). Здесь их тщательно проверяют на соответствие количества, ассортимента и качества данным, указанным в сопроводительных документах. В необходимых случаях проводятся лабораторные анализы, испытания и другие проверки[8].

При отсутствии расхождений поступившие материальные ценности приходуются на склад путем составления приходного ордера формы М-4. Он применяется для оприходования материалов, поступающих на предприятие от поставщиков или из переработки, и составляется в одном экземпляре материально ответственным лицом в день поступления ценностей на склад. Графа «Номер паспорта» заполняется при оформлении поступления ценностей, содержащих драгоценные металлы и камни.

Реквизит «Синтетический счет для отнесения износа по малоценным и быстроизнашивающимся предметам» заполняется только при приобретении МБП за средства специальных фондов, целевого финансирования и целевых поступлений.


Когда поступают однородные грузы от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, их можно приходовать общей массой в целом за день (поступление муки от мелькомбината на хлебозавод и др.). Причем каждая отдельная приемка оформляется соответствующей квитанцией.

Иногда материальные ценности от поставщиков поступают прямо в цех. Они отражаются в учете как принятые на склад и переданные в цех.

Если количество или качество прибывших материалов не совпадает с данными сопроводительных документов, то принимает их комиссия по Акту о приемке материалов формы М-7 (табл. 4). Он также составляется и при приемке материалов, поступивших без документов (неотрафактурованные поставки). В нем указываются место его составления, поставщик и получатель, наименование груза, род упаковки, количество по документу и фактически в натуральном и денежном выражении, недостача или излишек, а также их виновники и др. Акт составляется в двух экземплярах с обязательным участием материально ответственного лица и представителя отправителя (поставщика) или представителя незаинтересованной организации (по согласованию с поставщиком

Таблица 3. Акт о приемке материалов

Форма М-7

Номер документа

Дата составления

12

3,11,02

Место составления акта г.Бишкек

Начало приемки 10 час. 22 мин. Окончание приемки 11. час. 10 мин. Принят и осмотрен груз, прибывший по счету № 120 «28» октября 19_ г. Удостоверение о качестве (сертификат) № 21101 со станции (пристани). Кыргызстан товарная по сопроводительному транспортному документу № 0_5232_1 «31» октября в вагонах № 100639. Отправитель Лакокрасочный завод. Москва, ул. Зеленая. 20

Поставщик,(наименование и адрес),

(наименование и адрес)

Получатель СП «Азат» Бишкек.

Акт о приемке материалов (ф. М-7) является первичным документом по приходу ценностей, и приходный ордер не оформляется.

Материальные ценности, которые находятся в стадии технической приемки, лабораторного испытания, приходными документами не оформляются (то же, если потребитель отказался от оплаты). Они принимаются на ответственное хранение и учитываются материально ответственными лицами в специальной книге с подразделением на «Материалы, ожидающие приемки» и «Материалы, находящиеся на временном ответственном хранении», а внутри этих групп — по отдельным партиям поступивших ценностей. Эти товарно-материальные ценности должны храниться на складах обособленно и до выяснения результатов приемки не расходоваться.