Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 6

ПОНЯТИЯ «ОЛИГОПОЛИЯ» 6

1.1 Сущность и значение олигополии 6

1.2 Основные черты олигополии 10

1.3 Олигополистическая структура рынка 13

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА НЕФТ КАК ОЛИГОПОЛИСТА 18

2.1 Современная оценка рынка нефти на мировом рынке 18

2.2 Сговор нефтяных держав 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

ВВЕДЕНИЕ

Одной из основных характеристик структуры рынка является рыночная (экономическая) концентрация. Концентрация рынка определяется наличием или отсутствием лидирующих продавцов на рынке, контролирующих значительную его долю, диктующих правила, обладающих рыночной властью. Высокая концентрация создает благоприятные условия для возникновения монополии, угрожает нормальному функционированию рыночного механизма, ограничивает конкуренцию. Поэтому анализ концентрации отраслевых рынков является одной из наиболее важных и актуальных задач при проведении антимонопольной политики.

Для определения степени концентрации рынка в мировой практике применяют такие количественные показатели, как число фирм на рынке, пороговая доля рынка, индекс концентрации, индекс Херфиндаля-Хиршмана, индекс Холла-Тайдмана, индекс Ханна-Кея, индекс энтропии, индекс Линда и другие. Чем выше уровень концентрации в отрасли, тем сложнее войти в ее состав новым фирмам, тем выше рыночная власть действующих в ней фирм. Существуют четкие критерии, в соответствии с которыми по количественным значениям показателей концентрации можно дать оценку рыночной структуре и установить факт наличия монополии. В данной работе используются индекс концентрации (сумма долей n крупнейших фирм на рынке) и индекс Херфиндаля-Хиршмана (сумма квадратов долей всех фирм рынка).

С переходом России к рыночным отношениям, когда предприятия приобрели настоящую экономическую самостоятельность, появилась проблема демонополизации экономики. Освободившиеся от зависимости вышестоящих органов – предприятия получили полное право устанавливать объемы производства и цены отпускаемой продукции и вследствие данного феномена начали действовать как классические рыночные монополии. Однако монополия как часть рынка в чистом виде сохранилась лишь в немногих отраслях экономики. При этом лидирующее положение структуры современного рынка занимает олигополия.


Актуальность проблемы заключается в том, что в условиях российской экономики олигополия существенно влияет на развитие страны. Это особенно актуально в современное кризисное время, когда происходит перераспределение собственности, сокращение игроков на рынке, различные слияние и поглощения. Задача Федеральной антимонопольной службы – не допустить появление новых монополистических и олигополистических структур, тайные сговоры, повышение цен и т.д.

Рынок олигополии (олигополистическая конкуренция) состоит из небольшого числа продавцов, весьма чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга. Товары могут быть схожими (сталь, алюминий), а могут быть и несхожими (автомобили, персональные компьютеры). Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым претендентам трудно проникнуть на этот рынок. Каждый продавец чутко реагирует на стратегию и на действия конкурентов. Если какая-либо сталелитейная компания снизит свои цены на 10%, покупатели быстро переориентируются на этого поставщика. Другим производителям стали придется реагировать либо тоже снижением цен, либо предложением большего числа объема услуг

Целью данной работы выступает исследование роли олигополии в Российской экономике

Задачи поставленные в работе:

Дать понятие олигополии, рассмотреть ее виды;

Изучить термин олигополистического заговора;

Провести анализ олигополистической ситуации на рынке нефти в РФ.

Объектом изучения в нашей работе является олигополистический рынок нефтепродуктов России.

Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие между субъектами олигополистического рынка, государством и другими фирмами в области производства, ценообразования, сбыта.

В процессе исследования проблем стратегического взаимодействия фирм применялись следующие основные методы экономических исследований: системный подход, метод обобщений, экономическое моделирование, метод абстракций и дополнений, сравнительный анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

ПОНЯТИЯ «ОЛИГОПОЛИЯ»

1.1 Сущность и значение олигополии

Экономический рынок в определенной сфере может быть представлен некоторым количеством фирм, отдельные из которых занимают лидирующие позиции. Для описание подобной ситуации используется термин «олигополия». Отметим, что олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых затруднено или невозможно вовсе. Данная структура является наиболее распространенной на рынке в современной экономике.


К таким структурам относятся рынки, где несколько крупнейших фирм производят более пятидесяти процентов всей выпускаемой продукции. К подобным сферам деятельности относятся, например, машиностроение, самолетостроение, электроника и т.д. Если же концентрация производства ниже пятидесяти процентов, то это монополистическая структура рынка. Фирмы-олигополисты могут производить дифференцированную или однородную продукцию. Первая в большинстве своем преобладает на рынке потребительских товаров, например, автомобили, бытовая техника. Вторая – преимущественно на сырьевом рынке (металлургия, полезные ископаемые).

Олигополия это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты. Отношения между фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников[1].

Олигополист никогда не испытывает уверенности, что может добиться какого-либо долговременного результата за счет снижения цен. С другой стороны, если олигополист повысит цены, конкуренты могут не последовать его примеру, и тогда ему придется либо возвращаться к прежним ценам, либо рисковать потерей клиентуры в пользу конкуренто

Олигополию как структуру отличает малое представительство. Стоит отметить, что появление новых игроков на рынке олигополистической структуры весьма затруднительно. Связано это, в первую очередь, с необходимостью больших капиталовложений. В связи с этим олигополистический рынок представлен немногочисленно. Однако стоит учитывать, что помимо лидеров, на чью долю приходится большая часть оборота продукции в определенной отрасли, на рынке функционируют и малые предприятия[2]. Помимо больших капиталовложений появление новых фирм на олигополистическом рынке затрудняют и другие причины.

К ним можно отнести:

 государственная политика, проводимая на момент регистрации фирмы;

 затраты на проведение маркетинговой компании;

 затруднения, связанные со сбытом и последующим обслуживанием товаров. На фоне сложившейся ситуации «игроки» рынка прибегают как ценовой, так и к неценовой конкуренции. Ценовая конкуренция является не всегда эффективной, поскольку снижение цены одной фирмы на продукцию приведет к тому, что конкуренты поступят так же, в итоге производители придут к снижению доходов[3].


На олигополистическом рынке наиболее эффективно действует неценовая конкуренция, к которой можно отнести:

 качественные показатель выпускаемой продукции;

 надежность и долговечность использования;

 внедрение результатов технического прогресса;

 использование маркетинговых инструментов. Количество фирм-участников на олигополистическом рынке, диктует его структуру.

Таким образом, олигополистический рынок может быть разряженным (представлены от двух до восьми участников) или плотным (включают более восьми объектов). Подобное деление позволяет более детально исследовать поведение фирм в разных условиях олигополистического рынка. Кроме того, исследуя количество представленных производителей можно проанализировать уровень предложения той или иной продукции. Количество фирм в отрасли влияет и на проводимую ими политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга, или же вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. При независимой деятельности обычной используют понятие некооперированной олигополии, при сговоре – о кооперированной[4].

Олигополия плюсы и минусы

Каждая рыночная структура имеет свои положительные и отрицательные черты. Недостатки олигополии определяет:

сговор представителей компаний, влияющий на цены и уровень потребления;

издержки антимонопольного регулирования;

возможный застой продукции.

Преимущества олигополии выражаются в следующем:

не завышенные цены;

хорошее качество товара – опасаясь конкуренции, производители уделяют ему должное внимание;

наличие информации о товаре благодаря широкой рекламе.

Виды олигополии

В олигополию входит несколько крупных предприятий. Они представляют всю отрасль на рынке сбыта. Существуют разные типы олигополии, среди которых выделяют следующие:

однородная – стандартизованная продукция производится несколькими предприятиями, она не отличается сортом, маркой, типом (спирт, цемент, сахар);

дифференцированная – предприятия производят продукцию одной отрасли, но с разнообразием сортов, видов, марок (напитки, автомобили, табачные изделия);

тайная – договоренность между руководителями предприятий о разделе источников по поставкам сырья с целью получения сверхприбыли;

доминирования – основной производитель имеет до 70% доли рынка, остальную часть занимают другие компании;

дуополия – два производителя поставляют продукцию на рынок[5].
В целом, поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум тенденциям: во-первых, взаимозависимость фирм может способствовать вступлению в сговор; во-вторых, участники рынка стремятся конкурировать таким образом, чтобы получить большую долю прибыли в отрасли. Необходимо учитывать, что эти тенденции несовместимы друг с другом и реализуемы только по отдельности. Чем больше фирмы конкурируют между собой ради получения преимущества в прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Олигополистическая структура рынка недостаточно проработана на данный момент. В настоящий момент это наименее изученная модель конкуренции, однако, играющая важную роль в становлении экономики[6].


1.2 Основные черты олигополии

Крупные фирмы конкурируют между собой на потребительском рынке. Особенности олигополии ограничивают вступление новых фирм. Основной преградой является крупное капиталовложение, которое требуется для крупномасштабного производства. Немногочисленность компаний на рынке не позволяет поднимать конкуренцию снижением цен, что резко отражается на прибыли. Поэтому применяются более эффективные способы борьбы за конкуренцию – это качество, техническое превосходство, гарантийные сроки на изделие, условия оплаты.

На основании данных выводов можно выделить основные черты олигополии:

небольшое количество компаний обеспечивает всех покупателей;

существенный барьер для входа новых фирм на рынок сбыта;

взаимозависимость фирм в одной отрасли, ограничение в цене и объемах производства.

Экономический рынок в определенной сфере может быть представлен некоторым количеством фирм, отдельные из которых занимают лидирующие позиции.

Для описание подобной ситуации используется термин «олигополия». Отметим, что олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень немного продавцов, а появление новых затруднено или невозможно вовсе. Данная структура является наиболее распространенной на рынке в современной экономике. К таким структурам относятся рынки, где несколько крупнейших фирм производят более пятидесяти процентов всей выпускаемой продукции. К подобным сферам деятельности относятся, например, машиностроение, самолетостроение, электроника и т.д.

Если же концентрация производства ниже пятидесяти процентов, то это монополистическая структура рынка. Фирмы-олигополисты могут производить дифференцированную или однородную продукцию. Первая в большинстве своем преобладает на рынке потребительских товаров, например, автомобили, бытовая техника. Вторая – преимущественно на сырьевом рынке (металлургия, полезные ископаемые). Олигополию как структуру отличает малое представительство. Стоит отметить, что появление новых игроков на рынке олигополистической структуры весьма затруднительно. Связано это, в первую очередь, с необходимостью больших капиталовложений.

В связи с этим олигополистический рынок представлен немногочисленно. Однако стоит учитывать, что помимо лидеров, на чью долю приходится большая часть оборота продукции в определенной отрасли, на рынке функционируют и малые предприятия. Помимо больших капиталовложений появление новых фирм на олигополистическом рынке затрудняют и другие причины. К ним можно отнести: