Файл: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 44

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 государственная политика, проводимая на момент регистрации фирмы;

 затраты на проведение маркетинговой компании;

 затруднения, связанные со сбытом и последующим обслуживанием товаров. На фоне сложившейся ситуации «игроки» рынка прибегают как ценовой, так и к неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция является не всегда эффективной, поскольку снижение цены одной фирмы на продукцию приведет к тому, что конкуренты поступят так же, в итоге производители придут к снижению доходов.

На олигополистическом рынке наиболее эффективно действует неценовая конкуренция, к которой можно отнести:

 качественные показатель выпускаемой продукции;

 надежность и долговечность использования;

 внедрение результатов технического прогресса;

 использование маркетинговых инструментов. Количество фирм-участников на олигополистическом рынке, диктует его структуру. Таким образом, олигополистический рынок может быть разряженным (представлены от двух до восьми участников) или плотным (включают более восьми объектов).

Подобное деление позволяет более детально исследовать поведение фирм в разных условиях олигополистического рынка. Кроме того, исследуя количество представленных производителей можно проанализировать уровень предложения той или иной продукции.

Количество фирм в отрасли влияет и на проводимую ими политику: действуют ли участники рынка независимо друг от друга, или же вступают в сговор, который может быть явным, открытым или скрытым. При независимой деятельности обычной используют понятие некооперированной олигополии, при сговоре – о кооперированной. В целом, поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум тенденциям: во-первых, взаимозависимость фирм может способствовать вступлению в сговор; во-вторых, участники рынка стремятся конкурировать таким образом, чтобы получить большую долю прибыли в отрасли.

Необходимо учитывать, что эти тенденции несовместимы друг с другом и реализуемы только по отдельности. Чем больше фирмы конкурируют между собой ради получения преимущества в прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Олигополистическая структура рынка недостаточно проработана на данный момент. В настоящий момент это наименее изученная модель конкуренции, однако, играющая важную роль в становлении экономики.

Таким образом олигополия – это вид рыночной структуры несовершенной конкуренции, который характеризуется существованием нескольких преобладающих на данном рынке фирм.


1.3 Олигополистическая структура рынка

Следовательно, к олигополистическим структурам относятся те рынки, на которых присутствует очень малая величина фирм. Из-за зависимости всех фирм на олигополистическом рынке каждая компания обязана учитывать ответные меры фирм оппонентов на свои решения в сфере соотношения цены и объема выпуска продукции. На рынке олигополии цена, а так же равновесный выпуск формируется исходя от ожиданий фирм касательно стратегии конкурентов. Рынок в РФ имеет ряд характерных свойств, сопряженных с преобладанием фирм с большой долей занятого рынка в различных отраслях. Таким образом, рынок олигополии очень важен, потому что большинство фирм-олигополистов играют ключевую роль для экономики нашей страны. По производству ключевых видов продукции на долю олигополистических отраслей приходится 40% , а по отдельным данным порядка 60%. Компании олигополисты представляют собой крупнейшие в РФ фирмы по объему реализации продукции.

Конкуренция на рынке может привести к заключению тайного сговора. Это соглашение, которое заключается между фирмами одной отрасли на установление фиксированных цен на продукцию и объем производства. При таких условиях фирма выравнивает цены при их понижении или повышении. Предприятия, производящие однородную продукцию, будут иметь одинаковые издержки. В таких случаях понятие олигополии становится неуместно, компания ведет себя как монополист. Это соглашение во многих отраслях считается незаконным действием.

Олигополистическая отрасль включает много производителей. Ее примерами может служить налаженное производство пива, компьютеров, стали. В России все кредиты контролируют 6 крупнейших государственных банков. К другим примерам олигополии относится производство автомобилей, среди которых хорошо известны марки «БМВ» и «Мерседес», пассажирские самолеты «Боинг», «Эйрбас»[7].

Олигополия в США разделила рынок первичного свинца на 4 крупнейшие фирмы, также как самолетостроение и производство первичного алюминия. На 5 компаний разделено 90% производства стиральных машин, холодильников, сигарет и пива. В Германии и Великобритании 94% табачной промышленности выпускают 3 производителя. Во Франции полностью выпуск (100%) сигарет и холодильников в руках трех крупнейших компаний.

Неоправданным остается отрицательное отношение к последствиям олигополии в экономике. В современном мире много желающих нажиться на простых людях, что вызывает недоверие ко всем, кто имеет доходы. Но концентрация крупного производства в одной отрасли нужна для развития экономики. Это связано с масштабной деятельностью, что отражается на издержках. Для мелких фирм они не постоянные.


Крупное производство, выпускающее большие объемы, экономит на новых технологиях. Если рассчитать разработку нового лекарства, получится внушительная цифра – 610 млн. долларов. Но затраты переходят на годы, когда оно будет внедрено в производство. Издержки можно включить в себестоимость, что не сильно отразится на его цене. Олигополия в экономике является мощным инструментом в развитии научно-технического прогресса, которому нужно дать правильное направление. Последствия олигополии положительно сказываются на увеличении масштабов и расширении производства[8].

По мнению П. Самуэльсона и Дж. Гэлбрейта, у современных фирм  нет необходимости заключать открытые договоры. Хорошо поставленная информационная служба позволяет быть в курсе дел фирм отрасли, знать их возможности, цели, интересы и на основе этой информации выработать стратегию, выгодную всем. 

Существуют несколько форм тайного сговора. 

Лидерство в ценах. Эта ситуация характерна для расплывчатой олигополии, когда среди большого количества фирм выделяется одна наиболее крупная, которая играет роль явного лидера. Лидер определяет ценовую политику, которую поддерживают все остальные фирмы отрасли. Лидер устанавливает цену таким образом, чтобы она отвечала интересам всех фирм, даже тех, чьи издержки высоки. В такой ситуации лидер получает сверхприбыль. Если лидер понижает цену, то мелкие фирмы не выдерживают конкуренции и уходят с рынка. После этого лидер поднимает цену и расширяет свою рыночную нишу. 

Положение лидера может переходить от одной фирмы к другой. Разновидностью лидерства в целом выступает модель фирмы-барометра. На это положение претендует фирма, не доминирующая по объему производства, но имеющая определенный престиж в отрасли. Ее поведение, в т.ч. ценовое, является ориентиром для других фирм-олигополистов.

Правила «большого пальца». Когда нет явного ценового лидера, фирмы в ценообразовании могут следовать простым общепринятым правилам, которые называют правилами «большого пальца». 

Первое правило — ценообразование на основе средних издержек АС. 
На практике к АС добавляют некоторую величину (например, 10%), которая и составит прибыль олигополиста. Цена продукта будет определяться по правилу «издержки плюс», т.е. средние издержки плюс надбавка на прибыль. С изменением величины АС цена автоматически изменяется. 

Второе правило — установление некоторых привычных уровней цен (например, 19,99; 39,95...). Широко применяется ступенчатое изменение цен, но в роли ступенек используются традиционные цены. Такая практика применяется при распродажах. 


Модели тайного сговора существуют в виде так называемых «джентль-менских соглашений», когда параметры соглашения (сговора) не фиксируются нигде, они формируются на уровне устного договора. 

Новые предложения постоянно появляются на рынке. Высокая прибыль привлекает конкурентов. Они преодолевают барьеры и входят в отрасль. Контролировать рынок олигополии становится со временем труднее. Применяя новые технологии, увеличивается экономия, появляются заменители определенной продукции. Производители всегда сталкиваются с проблемой короткого или длительного периода увеличения прибыли. 

Препятствия для тайного сговора:

1. Различия в спросе и издержках. Очень трудно достичь соглашения о цене тогда, когда у олигополистов большие различия в спросе и издержках. В этом случае фирмы будут максимизировать прибыль при разных ценах и единая цена будет неприемлема для всех фирм; поэтому сговориться очень трудно, это будет ущемлять чьи-либо интересы.

2. Число фирм. Чем больше фирм в олигополистической отрасли, тем труднее им достичь соглашения; особенно трудно это для «расплывчатой» олигополии, где конкурентная окраина не пойдет на тайное соглашение о ценах ввиду многочисленности фирм и незначительных объемов продаж у каждого производителя. 

3. Мошенничество. Каждая фирма в олигополистической отрасли стремится получить временные преимущества, для чего осуществляются попытки скрыто (если есть сговор) занижать цены и привлекать к себе покупателей от других фирм. В результате такого мошенничества идет продажа дополнительных единиц продукции на условиях ценовой дискриминации.

4. Спад деловой активности в отрасли побуждает фирмы реагировать на сокращение спроса путем снижения цен и привлечения дополнительных покупателей за счет конкурентов для увеличения собственной прибыли и повышения эффективности использования своих производственных мощностей.

5. Возможность вступления в отрасль других фирм станет более заманчивой, т.к. в условиях тайного сговора растут цены и прибыли. Однако привлечение в отрасль других фирм вызовет рост рыночного предложения, окажет понижающее воздействие на цены и прибыль.

6. Правовые препятствия: антитрестовские законодательства ряда стран запрещают тайные сговоры и преследуют их по закону. Однако тайные соглашения заключаются в устной форме в неофициальной обстановке.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЫНКА НЕФТ КАК ОЛИГОПОЛИСТА

2.1 Современная оценка рынка нефти на мировом рынке


Нефтяная отрасль в Российской Федерации является важнейшей для всей экономики страны. Очевидно, что Россия привязана к нефтя­ной промышленности, а от цен на нефть зависит и дефицит государст­венного бюджета, и рост благосостояния граждан. Структура нефтя­ной отрасли имеет характер олигополии, что характеризуется наличи­ем вертикально-интегрированных нефтяных компаний (ВИНК). Они осуществляют деятельность на таких сегментах рынка, как добыча и переработка нефти, хранение, оптовая, мелкооптовая и розничная реа­лизация нефтепродуктов.

На сегодняшний день на рынке представлены общероссийские и региональные компании. Самыми крупными из них являются: «Лу­койл», «Газпромнефть», «ТНК-ВР», «Татнефть», «Роснефть», «Баш­нефть» и «Сургутнефтегаз». Тем не менее, между данными компа­ниями существует значительная разница по объемам добычи нефти. Основные игроки на рынке нефти это общероссийские компании[9].

В современном мире нефть и газ являются ключевыми продуктами для развития всей мировой экономики. Страны богатые этими природными ископаемыми оказывают огромное влияние на все экономическое развитие. Сегодня без углеводородного сырья невозможно развитие практически ни одной современной отрасли промышленности. В последние несколько лет цена на черное золото не является стабильной. Если еще несколько лет назад до 2008 года на рынке нефтедобычи присутствовал только один тренд на удорожание нефти, то в последние годы после падения цены нефти с рекордных 149 долларов за баррель до 40 долларов, наблюдается разнонаправленные тренды как на повышение, так и на понижение цены на нефть. Сегодня на мировом рынке добычи нефти присутствуют три ключевых игрока, которые и определяют тренды на развитие современного рынка нефтедобычи. В последний год лидером по добыче нефти являлась Российская Федерация, которая нарастила добычу нефти до показателя в 10,3 миллиона баррелей в сутки, но в марте 2018 года на первое место по нефтедобыче вышли США, которые нарастили добычу нефти до величины 10,43 миллиона баррелей нефти в сутки, обогнав Российскую Федерацию. На третьем месте находится Саудовская Аравия с показателем в 9,93 миллиона баррелей в сутки (рис. 1)

Начавшийся в 2016 году рост спроса на жидкое топливо продолжился в 2017 году, хотя и с меньшим темпом – на 1,5% против 1,9% годом ранее. В нынешнем году прогнозируется ускорение динамики до 1,8% с достижением знакового уровня глобального потребления нефти и других видов жидкого топлива в 5 млрд тонн (см. «Мировой спрос на жидкое топливо»). В странах ОЭСР потребности в жидком топливе выросли незначительно, всего на 0,7%, или на 70 млн тонн, в основном за счет США и Европы и со снижением в Японии и Австралии. Драйвером глобального спроса традиционно служат страны вне ОЭСР, их потребление жидкого топлива в  прошлом году увеличилось на 4,6%. Китай и Индия оставались лидерами роста, они сохранят эту позицию в текущем и следующем годах. Доля этих стран в мировом спросе на нефть, вместе с США, Россией и Японией, в 2017 году выросла до 46%. Продемонстрирована возможность корректирования конъюнктуры рынка путем согласованных действий государств с различным различным политическим,экономич экономическим, социальным укладом.