Файл: Анализ эффективности инвестиций (на примере ОАО «МОК Братковский»).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 113
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиций
1.1 Методологические подходы к анализу инвестиционной привлекательности
1.2 Оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного региона
2.1 Общий анализ эффективности инвестиций в агропромышленный комплекс РФ
2.2 Анализ эффективности инвестиций в АПК на примере Краснодарского края
Неоднородность социально-экономического развития муниципальных районов во многом определяет их дифференциацию по уровню развития сельскохозяйственного производства.
Наиболее крупными районами Краснодарского края по размеру посевных площадей являются Кущевский, Новопокровский, Каневской, Павловский, Ейский, Новокубанский, Тихорецкий, Выселковский, Белоглин- ский, Красноармейский, Усть-Лабинский, Кореновский, Ленинградский (под посевы сельскохозяйственных культур во всех категориях хозяйств в этих районах в 2015 году было отведено не менее 100 тыс. га пахотных земель).
В районах Краснодарского края наблюдается неравномерное распределение поголовья сельскохозяйственных животных и птицы. Наибольшее поголовье (в условных головах) наблюдается в Выселковском, Новокубанском, Павловском, Каневском, Усть-Лабинском, Кореновском, Тбилисском, Лабинском, Гулькевичском, Брюховецком, Славянском, ПриморскоАхтарском районах, г. Краснодаре, Красноармейском, Отрадненском, Ти- машевском, Калининском, Щербиновском районах, г. Новороссийске, Ленинградском районе.
Ухудшение экономической ситуации в мире практически не повлияло на инвестиционную привлекательность агропромышленного комплекса Краснодарского края так как он является самым южным регионом России; по его территории проходят по территории три самых коротких международных транспортных коридора - сухопутный, водный и воздушный пути сообщения - между Европой, Средиземноморьем, Ближним Востоком, Средней Азией; он обладает благоприятным инвестиционным климатом; имеются плодородные сельскохозяйственные земли.
За 2007-2015 гг. в экономику Краснодарского края было привлечено 4,5 млрд. долларов иностранных инвестиций. Основными странами- инвесторами края стали Франция, Г ермания, Кипр, Великобритания, США. Существенная доля инвестиций была направлена на транспорт, связь, строительство, сельское хозяйство, торговлю. Достаточно эффективно инвестируют в АПК края: «ВиммБилльДанн», ОАО «Компания «Юнимилк» (инвестиции в молочное животноводство и производство); «Доминант» и «Продимекс» (инвестиции в промышленность сахарной свеклы);
ООО «Юг России», ООО «Астон», ООО «Столичные овощи» и ТД «Минский тракторный завод». Среди крупнейших иностранных инвесторов: «PhilipMoris», «PepsiCola», «ВиммБилльДанн», «Бондюэль», «Нестле», «СЕКАБ», «BigDutchman», «Drezdner», «Netafim», «Claass», «DunPig». Таким образом, в регионе существует большой потенциал для опережающего развития (таблица 3).
Таблица 3
Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в Краснодарском крае в 2015 г.
Показатель |
млн. рублей |
в % к итогу |
Инвестиции в основной капитал |
594873,0 |
100 |
из них по видам экономической деятельности: |
||
сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях |
20089,0 |
3,4 |
из них: |
10695,5 |
1,8 |
растениеводство |
||
животноводство |
7732,6 |
1,3 |
лесное хозяйство и предоставление услуг в этих областях |
34,6 |
0,0 |
обрабатывающие производства |
113033,5 |
19,0 |
из них: |
715,6 |
0,1 |
производство мяса и мясопродуктов |
||
производство продуктов мукомольно- крупяной промышленности |
417,2 |
0,1 |
производство готовых кормов для животных |
151,4 |
0,0 |
Из таблицы видно, что общий объем инвестиций в 2015 году составил 594 873 млн. руб., 19% из которых приходится на обрабатывающую промышленность, 3,4 % - сельское хозяйство.
В реализации инвестиционной политики в регионе участвуют исполнительные органы государственной власти и государственного управления муниципальных образований Краснодарского края, их деятельность координируется Департаментом инвестиций и проектного сопровождения Краснодарского края. В целях обеспечения устойчивого социальноэкономического развития следует проводить ряд мер по усилению роли государственных и муниципальных учреждений. Предлагается реализовать Концепцию инвестиционного развития агробизнеса Краснодарского края на период до 2020 года.
Приоритетное значение приобретает задача определения точек роста, способных привлечь значительные объемы инвестиционных ресурсов[10].
Стратегическая целью развития Краснодарского края на период до 2020 года является реализация политических, социально-экономических и геостратегических приоритетов Российской Федерации на Юге России и обеспечение кардинального улучшения качества жизни края через создание опережающего потенциала развития. Для этого предполагается следующее:
- совершенствование системы государственной поддержки инвесторов. Эта область включает в себя совершенствование системы поддержки инвесторов по принципу «одного окна», чтобы повысить инвестиционную привлекательность территории за счет предоставления государственных субсидий и налоговых льгот (рисунок 2);
- развитие в Краснодарском крае инфраструктурного потенциала путем привлечения инвестиций для реализации стратегических инвестиционных проектов в области транспортной и инженерной инфраструктуры;
Рисунок 2 - Механизм сопровождения инвестиционных проектов
(по принципу «одного окна»)
- совершенствование в крае системы продвижения конкурентных преимуществ для привлечения потенциальных инвесторов за счет использования передовых технологий маркетинга;
- повышение конкурентоспособности и производительности приоритетных отраслей экономики Краснодарского края на основе широкомасштабного привлечения инвестиций к решению сложных проблем, стоящих перед отраслью;
- создание и развитие особых экономических зон в Краснодарском крае[11].
Стратегическими задачами агропромышленного комплекса являются развитие сельского хозяйства, переработки сельскохозяйственной продукции и инфраструктуры рынка, обеспечивая ведущую роль в формировании крупномасштабного агропромышленного кластера на юге России.
Так как ресурсы и ассортимент продукции края достаточны, чтобы создать полноценный рынок импортозамещающей продукции, стратегическая ставка на развитие сельского хозяйства в регионе обеспечит ускоренное развитие агропромышленного комплекса региона.
Реализации Стратегии осуществляется на основе следующих основных положений. В качестве основы используют результаты анализа существующих тенденций в развитии основных отраслей экономики региона. Проводится экспертная оценка возможного изменения тренда в результате реализации стратегических направлений, предусмотренных в стратегии, затем делается экспертное предположение о средней ожидаемой эффективности новых коммерческих инвестиционных проектов, которые осуществляются в реальном секторе в пределах осуществления программных мероприятий.
Предполагается, что объем инвестиций в основной капитал с 2015 по 2025 гг. вырастет с 570 млн. руб. до 1246 млн. руб. (в 2,2 раза), ВРП в расчете на одного занятого - с 666 тыс. руб. до 3210 тыс. руб. (в 4,8 раза), количество созданных высокопроизводительных мест - с 465 тыс. чел до 1 млн. чел. (в 2,15 раза), объемы экспорта несырьевых товаров увеличатся с 980 млн. до 1479 млн. долл. (в 1,5 раза).
Ожидаемые результаты реализации стратегии указывают на высокую эффективность предложенных стратегических действий по всем четырем критериям: бюджетной, коммерческой, социальной, а также общей экономической эффективности.
Будет сформирован потенциал для опережающего развития, создана эффективная система государственного управления, условия и стимулы для развития человеческого капитала, конкурентоспособности товаров и услуг.
Одной из наиболее острых проблем, негативно влияющих на качество инвестиционного климата в Краснодарском крае, как и в большинстве регионов России, является ограниченный доступ к региональной инфраструктуре. В частности, существуют следующие проблемы: длинная и дорогостоящая процедура для подключения производственных мощностей к инженерным сетям, тем самым влияя на экономическую эффективность инвестиционных проектов; низкая доступность земельных участков и производственной недвижимости; недостаточное количество производственных площадок, соответствующих требованиям инвесторов; низкий уровень развития транспортной и логистической инфраструктуры.
Промышленные парки являются популярным во всем мире и очень эффективным способом привлечения инвестиций в развитие промышленного производства, потому что потенциальным инвесторам предлагаются инвестиционные площадки, которые подготовлены «под ключ», то есть обеспеченные всей необходимой инфраструктурой. Кроме того, как правило, для деятельности на территории данных объектов инвесторы имеют право на получение налоговых льгот, субсидий и других мер государственной поддержки, что также повышает инвестиционную привлекательность региона.
В то же время, промышленные парки являются необходимой основой для формирования в Краснодарском крае региональных промышленных кластеров, так как в том же районе могут быть сосредоточены предприятия, составляющие элементы цепочки создания добавленной стоимости.
Таким образом, роль администрации Краснодарского края состоит не только в инициировании и планировании размещения промышленных и агропромышленных парков, но и в формировании портфеля стимулов для их жителей и управляющих компаний (налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии, инфраструктура и стимулы для внешней торговли). Сбалансированный портфель стимулов является одним из ключевых факторов успеха в условиях возросшей конкуренции между регионами Российской Федерации для привлечения инвестиций. Деятельность промышленных парков в Краснодарском крае регулируется Законом Краснодарского края от 4 июня 2012 г. № 2503-КЗ.
Предполагается, что в 2025 году в Краснодарском крае будет работать сеть промышленных и агропромышленных парков, отвечающих международным стандартам, применяемых к промышленным паркам.
Агропромышленные парки будут включать в себя мощности по переработке, хранению овощей и фруктов, логистические центры, оптовые и розничные рынки, склады, транспортные службы. На территории агропромышленных парков могут быть также размещены образовательные структуры, бизнес-центры, информационные и консультационные центры, машинно-тракторные станции, другие инфраструктурные объекты.
Таким образом, привлечение прямых инвестиций в развитие производственной инфраструктуры позволит активизировать инвестиционную деятельность на территории Краснодарского края. В свою очередь инвесторы вправе рассчитывать на получение налоговых льгот, субсидий и других мер государственной поддержки, что улучшит инвестиционную привлекательность региона.
2.3 Анализ экономической эффективности инвестиций в организацию крупных высокотехнологических свиноводческих комплексов в Краснодарском крае на примере ОАО «МОК Братковский»
На сегодняшний день производство свинины в передовых свиноводческих комплексах комплексах осуществляется с помощью поточной системы, основным элементом которой является размещение поголовья свиней в изолированных секциях и установление периодичности передвижения его групп по цехам. Деление стада на половозрастные группы позволяет стандартизировать условия содержания и кормления животных.
Нами проведено экономическое обоснование строительства высокотехнологичного свиноводческого комплекса, рассчитанного на единовременное содержание 50 тыс. гол. свиней на существующем предприятии МОК Братковский в селе Братковское в Краснодарском крае.
Для данного проекта были выбраны породы свиней Ландрас, Йоркшир, Дюрок, отличающиеся наиболее высокой продуктивностью и качеством мяса. Выбор 3 различных пород объясняется различным беконно-мясным типом, что позволяет предприятию предлагать продукцию с различными потребительскими характеристиками.