Файл: Анализ эффективности инвестиций (на примере ОАО «МОК Братковский»).pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты инвестиций
1.1 Методологические подходы к анализу инвестиционной привлекательности
1.2 Оценка инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного региона
2.1 Общий анализ эффективности инвестиций в агропромышленный комплекс РФ
2.2 Анализ эффективности инвестиций в АПК на примере Краснодарского края
Структура прямых иностранных инвестиций в сельское хозяйство показывает, что наиболее привлекательной отраслью, на которую приходится 78-80 % инвестированных средств, является растениеводство. В сферу аграрного сервиса привлечено лишь 4,5-5,0 % капитала от их общей суммы в сельскохозяйственное производство. Иностранные инвестиции в растениеводство и животноводство поступают главным образом в форме движимого и недвижимого имущества - 55 % и денежных средств - 38 % от их общего объема.
Отмечен рост производственной и экономической эффективности в сельском хозяйстве в зависимости от наличия, состояния, объемов и концентрации основного капитала, капиталоемкости и капиталооснащености производства, а также капиталовооруженности труда.
Оценка инвестиционной активности может и должна использоваться при разработке плана реструктуризации региона. В этом аспекте особую актуальность приобретает проблема определения приоритетов инвестиционной деятельности, выбора ее эффективных направлений. Ведь каждый инвестиционный проект целесообразно реализовывать в тех регионах, где для этого есть лучшие условия. Среди мероприятий, которые непосредственно направлены на привлечение инвестиций, необходимо на первое место поставить создание системы управления инвестиционной деятельностью в регионах и повышение роли и ответственности в принятии и реализации инвестиционных решений. Это предусматривает привлечение инвестиций на определенную территорию с помощью гибких налоговых и кредитно-финансовых механизмов.
Основным условием создания благоприятного инвестиционного климата, обеспечения и стабилизации аграрной сферы и вывода ее на траекторию устойчивого экономического роста является комплексное решение проблем рыночных преобразований. В этом контексте большое внимание должно уделяться приватизации, которая через формирование отношений собственности является важнейшим направлением формирования благоприятного инвестиционного климата.
Глава 2 Анализ эффективности инвестиций на примере агропромышленного комплекса Краснодарского края и ОАО «МОК Братковский»
2.1 Общий анализ эффективности инвестиций в агропромышленный комплекс РФ
Агропромышленный комплекс - крупнейший межотраслевой комплекс. Он объединяет отрасли экономики, направленные на производство и переработку сельскохозяйственного сырья и извлечение из него продукта, доводимого до конечного потребителя. Главная задача АПК состоит в том, чтобы максимизировать удовлетворение человеческих потребностей в товарах народного потребления и продуктах питания.
Сельское хозяйство главным образом производит сырье для перерабатывающей промышленности, а условиями межотраслевого баланса определяются его экономические результаты деятельности. Эффективное функционирование аграрного сектора зависит не только от деятельности сельского хозяйства, но и от качества работы всех звеньев, участвующих в обеспечении потребителя конечной продукцией.
Для развития агропромышленного комплекса необходима реальная модернизация экономики, без которой невозможно обеспечить рост производительности труда, сокращение ресурсов производства и как следствие - повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности отрасли.
«Региональная инвестиционная политика (РИП) - неотъемлемая часть региональной политики, осуществляемая целенаправленно федеральными, субфедеральными, региональными и муниципальными органами власти и управления, а также другими заинтересованными лицами (инвесторами), направленная на мобилизацию и эффективное использование инвестиционного потенциала территории, на активизацию и стимулирование инвестиционных процессов в регионе с точки зрения достижения тактических и стратегических целей развития (саморазвития) региона»[7].
Должен быть сформирован инвестиционный климат в регионе, потому что это экономический регулятор, позволяющий координировать развитие региональной экономической системы и управлять на территории процессом инвестиционной деятельности.
Оживление инвестиционной деятельности является необходимым условием для выхода сельскохозяйственных предприятий на путь устойчивого экономического роста. За последние 20 лет во многих субъектах России накоплен ценный опыт сотрудничества, сформирована необходимая правовая инвестиционная среда и институты поддержки входящих инвесторов в регион.
В субъектах Российской Федерации основными элементами инвестиционной политики являются: принятие законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; обеспечение инвесторов различными льготами и стимулами финансового и нефинансового характера; создание организационных структур для стимулирования инвестиций; разработка и экспертиза инвестиционных проектов из государственных источников финансирования; предоставление поручительств и гарантий банкам, для выделенных ими средств для реализации выбранных на конкурсной основе инвестиционных проектов; накопление государственных средств за счет выпуска муниципальных займов.
В России основным и юридически закрепленным документом, в соответствии с которым оценивается эффективность региональных инновационных проектов, является метод расчета показателей и применения критериев эффективности региональных инвестиционных проектов, утвержденный приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30 октября 2009 г. № 493.
Методика содержит ряд алгоритмов для расчета показателей экономической, финансовой, бюджетной, социальной эффективности рассматриваемых проектов.
Снижение инвестиций является важным показателем вхождения экономики любой страны в состояние кризиса, а оживление инвестиционной активности - необходимое условие для выхода на траекторию устойчивого экономического роста. Поэтому в настоящее время одной из главных задач реформирования сельского хозяйства страны является активизация инвестиций и развитие нового механизма, который отвечает требованиям, предъявляемым к преодолению кризиса и восстановления экономики.
Сельское хозяйство является одним из самых важных в экономике страны. Но такой капиталоемкий сектор, не может функционировать без высоких темпов и больших масштабов накопления капитала. В связи с этим, проблема инвестиций становится ключевым вопросом для сельского хозяйства не только на ближайшие годы, но и в будущем.
Инвестиционная политика в системе АПК должна быть направлена на обеспечение гармоничного и сбалансированного развития всех частей комплекса, модернизацию производственных мощностей, повышение эффективности его использования[8].
Государство должно оказывать на инвестиционный процесс регулирующее воздействие путем обеспечения гибкой амортизационной, налоговой и кредитной политики, научно-обоснованного ценообразования, расширения лизинговых возможностей, целевого государственного финансирования, установление приоритетов для инвестиций и капиталовложений, стимулирования предпринимательства и предоставления льгот инвесторам в ходе приватизации, подготовки планов вложений капитала. На уровне региона, и особенно на уровне организаций, необходимо составить бизнеспланы, которые определяют логическое обоснование для инвестиционной деятельности и источников финансирования, а также дается оценка проектных решений.
Таким образом, в течение последних лет аграрная политика государства в основном направлена именно на стимулирование инвестиций в сельское хозяйство. Основной принцип государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия на 2013-2020 гг. - сбалансировать производство продукции с ее дальнейшей переработкой, а также последующей реализацией[9]. Новшеством государственной программы на 2013-2020 годы является постепенный переход от прямого субсидирования к поддержке рентабельности отрасли. Впервые введены с новой программой субсидии на 1 га земли, в зависимости от плодородия почвы. В 2013 году для этой цели в программе было заложено 15,2 млрд. рублей, к 2020 году финансирование должно увеличиться до 37,6 млрд. рублей. Кроме того, по-прежнему осуществляется грантовая поддержка начинающих фермеров и семейных ферм, занимающихся животноводством. Эта мера была впервые введена в 2012 году и доказала свою эффективность. Новая программа выделяет на это 84 млрд. рублей. К 2020 году планируется открыть 14 000 ферм. Запланировано 466 млрд. рублей до 2020 года на развитие растениеводства. Список получателей субсидии впервые расширен переработчиками.
2.2 Анализ эффективности инвестиций в АПК на примере Краснодарского края
Краснодарский край - один из наиболее динамично развивающихся регионов России, территория которого отличается комфортным деловым климатом, предоставляющим уникальную возможность для занятия бизнесом. Огромный потенциал субъекта подтверждает свою востребованность растущим с каждым годом интересом бизнеса к осуществлению крупных проектов в Краснодарском крае. Только за последние три года было привлечено более 2,4 триллиона рублей инвестиций в экономику края.
Для всей России активно развивающееся сельское хозяйство Краснодарского края играет важную роль, выполняя стратегическую цель поставок продовольствия. Животноводство на Кубани в последние годы сделало настоящий прорыв. Средний удой молока на одну корову, среднесуточный привес и уровень яйценоскости на Кубани - лучший в Южном федеральном округе.
Агропромышленный комплекс края представлен многоотраслевыми перерабатывающими и сельскохозяйственными предприятиями с развитой инфраструктурой, являясь крупнейшим поставщиком и производителем сельскохозяйственной продукции и сырья в России.
Производство сельскохозяйственной продукции осуществляет в основном организации частной формы собственности, представленные в большей степени обществами с ограниченной ответственностью. С 2010 по 2015 гг. произошло сокращение на 234 организации по производству сельскохозяйственной продукции.
Доля сельскохозяйственных организаций в общем объеме сельскохозяйственной продукции растет и в 2016 году составила 62,3%. Наблюдается сокращение доли хозяйств населения за исследуемый период с 28,6 до 19,3%. Крестьянские хозяйства и индивидуальные предприниматели увеличили свой вклад в производство сельскохозяйственной продукции, их удельный вес составляет 18,3% (таблица 2).
Таблица 2
Производство сельскохозяйственной продукции в Краснодарском крае, млн. руб.
Наименование |
2010 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2016 г. в % к 2010 г. |
Все категории хозяйств |
201654 |
286518 |
365753 |
181,5 |
в т. ч. продукция растениеводства |
128886 |
206336 |
275765 |
213,9 |
продукция животноводства |
72668 |
80183 |
89988 |
123,8 |
Сельскохозяйственные организации |
||||
118756 |
173202 |
227751 |
191,8 |
|
в т. ч. продукция растениеводства |
85132 |
127372 |
175545 |
206,2 |
продукция животноводства |
33624 |
45830 |
52207 |
155,3 |
Хозяйства населения |
57763 |
66185 |
70785 |
122,5 |
в т. ч. продукция растениеводства |
20357 |
34598 |
36052 |
177,1 |
продукция животноводства |
37406 |
31587 |
34733 |
92,8 |
Крестьянские (фермерские) хозяйства |
||||
25035 |
47132 |
67217 |
268,5 |
|
в т. ч. продукция растениеводства |
23397 |
44366 |
64168 |
274,3 |
продукция животноводства |
1638 |
2766 |
3049 |
186,1 |
За последние пять лет прирост денежной выручки от реализации сельскохозяйственной продукции составил 81,5%. В хозяйствах населения существенно снизилось производство продукции животноводства.
Значительные средства понадобились для перехода к инновационным технологиям в растениеводстве, заготовке, обработке и приготовлении кормов. Займы и кредиты стали основным источником покрытия дополнительных потребностей в финансовых ресурсах. Таким образом, в 2015 г. задолженность по займам и кредитам хозяйствующих субъектов Краснодарского края составила 109,1 млрд. руб., что на 48,1% больше, чем в 2010 г.