Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Уголовно-правовая характеристика разглашения государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 974

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) о состоянии здоровья высших должностных лиц нашей страны;

7) о случаях нарушения законности государственными органами власти и государственными служащими.

Таким образом, государственная тайна представляет собой один из существенных структурных элементов в механизме властвования и осуществляет не только утилитарную функцию защиты некоторых категорий сведений от распространения, но и обладает политическим оттенком, так как является прямым атрибутом реализации государственно-властных полномочий.

Институт государственной тайны имеет место быть во всех государствах мира и является неотъемлемой составляющей суверенитета и системы управления.

1.2. Защита государственной тайны

Одним из важнейших направлений государственной политики в области государственной безопасности было и остается некоторое укрепление конституционно-юридических основ защиты данных, которые составляют государственную тайну.

Под системой защиты государственной тайны понимается определенная совокупность органов защиты государственной тайны, которые применяют средства и методы защиты сведений, которые составляют данную тайну, и их носителей, а также осуществляемые в данных целях нужные мероприятия.

Прямыми органами защиты государственной тайны, в рамках положений статьи 20 Закона, являются следующие уполномоченные органы:

– Межведомственная комиссия по защите государственной тайны, непосредственное руководство деятельностью которой выполняет Президент нашей страны. Базовые функции Межведомственной комиссии состоят в координировании деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов страны по защите государственной тайны и формировании перечня данных, которые отнесены к государственной тайне, по предложениям государственных органов власти;

– федеральный орган исполнительной власти, который уполномочен в области обеспечения безопасности, его территориальные подразделения (Федеральная служба безопасности нашей страны);

– федеральный орган исполнительной власти, который имеет полномочия в оборонной сфере; его территориальные подразделения (Министерство обороны нашей страны);

– федеральный орган исполнительной власти, который имеет полномочия в сфере внешней разведки; его территориальные подразделения (Служба внешней разведки нашей страны);


– федеральный орган исполнительной власти, которые обладает полномочиями по противодействию техническим разведкам и технической защите информации, его территориальные подразделения (Федеральная служба по техническому и экспортному контролю);

– государственные органы власти, предприятия, учреждения и организации и их структурные подразделения по защите государственной тайны.

Данный перечень органов защиты государственной тайны выстроен по ранжиру имеющихся у них специальных полномочий.

Определенные средства и методы защиты информации предназначены для защиты от необоснованного доступа к государственным тайнам и их утечки по техническим каналам и т.п. и обеспечения должной эффективности защиты информации. Средствами и методами защиты данных, которые составляют государственную тайну и их носителей, могут являться присвоение данным, составляющим государственную тайну, соответствующей степени секретности, шифрование сведений, их хранение в условиях, которые исключают к ним доступ лиц, не имеющих определенного допуска к государственной тайне.

К числу средств защиты, которые позволяют контролировать эффективность защиты информации, составляют государственную тайну, относятся средства технического, физического, программного предназначения.

Также к числу средств защиты надлежит отнести правовое обеспечение (юридическое регулирование) специального режима государственной тайны.

Реализация правового обеспечения заключается, в частности, в:

а) ограничении круга лиц, которые способны получить допуск к сведениям, которые составляют государственную тайну;

б) определении особенной процедуры работы со сведениями, которые составляют государственную тайну. Кроме того, положения Гражданский процессуальный кодекс нашей страны, Уголовно-процессуального кодекса нашей страны, Арбитражного процессуального кодекс нашей страны устанавливают возможность осуществления закрытого судебного заседания по делам, которые связаны с защитой государственной тайны;

в) наступлении правовой ответственности для лиц, которые либо в силу собственных полномочий, либо добровольно взятых на себя обязательств вступили со страной в юридические отношения по защите государственной тайны:

– уголовная ответственность наступает за разглашение государственной тайны (положения ст. 283 УК нашей страны); за утрату документации, содержащей государственную тайну (положения ст. 284 УК нашей страны); за совершение государственной измены (положения ст. 275 УК нашей страны); за совершение шпионажа (положения статьи 276 УК нашей страны);


– административная ответственность наступает за нарушение строго установленных правил по защите информации, выполнение незаконной деятельности в сфере защиты информации (ст. ст. 13.12 – 13.14 КоАП нашей страны);

– дисциплинарная ответственность наступает за нарушение определенных требований режима, следствием которого является полное прекращение действия допуска лица к государственной тайне при условии, что в трудовом договоре (контракте) были оговорены обязательства по ее защите с последующим расторжением по данному дополнительному основанию контракта и увольнением работника за однократное нарушение работником взятых на себя предусмотренных положениями трудового договора (контракта) обязательств, которые связаны с защитой государственной тайны (положение ст. 23 Закона, ст. 81 ТК нашей страны);

– гражданско-юридическая ответственность характеризуется возмещением материального ущерба.

Процедурами, осуществляемыми для защиты сведений, которые составляют государственную тайну и их собственных носителей, могут являться проверочные мероприятия в отношении должностных лиц и граждан при решении вопроса об их допуске к государственной тайне. В процессе проверочных процедур истребуются данные о наличии судимостей у этих лиц, о признании их рецидивистами, недееспособными, об ограничении их дееспособности, о составлении ими документации для выезда на постоянное место жительство за пределы нашей страны и других данных сведений.

«Также к процедурам, проводимым в целях защиты сведений, составляющих государственную тайну, и их носителей, можно отнести ограничение прав должностных лиц, которые допущены к сведениям, содержащим государственную тайну, и осуществляемые действия, которые направлены на проверку соблюдения данных ограничений, предупреждение их непосредственного нарушения»[4].

«К примеру, в 2012 году, в области защиты государственной тайны, было осуществлено около семи тысяч контрольных процедур, около шести тысяч проверок обеспечения режима секретности и соблюдения лицензионных условий, возбуждены двадцать семь уголовных дел и более семисот дел об административных правонарушениях, приостановлено или аннулировано действия свыше пятисот ранее предоставленных лицензий»[5].

Должная защита сведений, содержащих государственную тайну, требует от страны детальной проработки и реализации целого комплекса мер политического, экономического, организационно-юридического, инженерно-технического, разведывательного, контрразведывательного и иного характера, которые, образуя в собственной совокупности четко отлаженную систему, в наибольшей степени способствовали бы качественной защите секретных данных.


Действенность системы защиты государственной тайны в стране прямым образом зависит от эффективности решения определенных задач в области обеспечения сохранности секретов абсолютно всеми государственными властными органами: законодательными, исполнительными и судебными. Особенное положение в изучаемой системе занимают органы защиты государственной тайны, которые организуют и обеспечивают должную защиту государственных секретов в соответствии с функционалом, который у них имеется.

На данный момент человеческий фактор в деле защиты государственной тайны и борьбы со шпионажем отходит вовсе на второй план, и на первый план фактор технического оснащения и применения всех новых достижений науки и техники. После рекордного числа шпионов, которые обнаружены в последние годы (к примеру, «в 2013 году пресечена шпионская деятельность сорока одного кадрового сотрудника иностранных специальных служб, найдено сто пятьдесят восемь агентов спецслужб иностранных стран, включая некоторое лиц нашего государства»[6]), главный прием добывания секретной информации – через завербованных агентов – на сегодняшний момент не оправдывает себя, и роль агентов в общем потоке развединформации не очень велика – особенно в сравнении с этими спутников-шпионов, радиоперехвата, детального анализа открытых источников.

ГЛАВА 2. Уголовно-правовая характеристика разглашения государственной тайны

2.1. Объективные признаки разглашения государственной тайны

Непосредственный объект разглашения государственной тайны представляет собой общественные отношения по поводу строго установленного порядка хранения важнейших интересов нашей страны в сфере государственной деятельности военного, внешнеполитического, экономического, разведывательного и оперативно-розыскного характера, распространение информации о которых может принести непоправимый ущерб безопасности страны.

Установление непосредственного объекта является важным фактором для корректной квалификации деяния, отграничения его от иных смежных составов преступлений, так как отечественный законодатель, формируя уголовно-юридические нормы, устанавливает уголовную ответственность с целью защиты общественного отношения, которое составляет непосредственный объект.


Объектом конкретного преступления является сохранность государственной тайны.

Предметом преступления являются те данные, которые содержат в себе государственную тайну. Поскольку предмет преступления является обязательным признаком этого состава преступления, нужно удостовериться, реально ли данные, которые составляют государственную тайну, отнесены именно к таковым.

Объективная сторона разглашения государственной тайны включает в себя:

а) действие (бездействие) – разглашение соответствующих данных;

б) последствие – сведения, которые составляют государственную тайну, становятся достоянием иных лиц;

в) причинную связь между этим действием (бездействием) и наступившими последствиями.

Под разглашением государственной тайны следует понимать некоторое предание огласке или распространение с нарушением строго установленного порядка (правил) сведений, составляющих государственную тайну, лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, вследствие чего они становятся известными иным гражданам.

Разглашение государственной тайны заключается в противоправном разглашении данных сведений. Противоправность обозначает, что сведения становятся известны другим лицам, которым виновный не должен был их разглашать.

Разглашение может быть осуществлено как действием, так и полным бездействием. Действие при разглашении государственной тайны может быть как в устной форме (к примеру, в процессе беседы, публичного выступления) или письменным (публикация в средствах массовой информации, печатных изданиях, а также в частной переписке). Приемом разглашения может быть и просто процесс передачи носителя сведений, которые составляют государственную тайну, иному лицу для ознакомления, а также демонстрация изделий и образцов, чертежей и схем. Однако прием в этом составе не обладает уголовно-юридическим значением.

«Бездействие заключается в непринятии определенных мер по обеспечению сохранности государственной тайны лицом, которому она доверена (к примеру, государственный служащий, уходя из помещения, оставляет в незакрытом ящике рабочего стола секретную документацию. Вошедший в его отсутствие в кабинет работник, которые не имеет право работать с такими секретными документами, делает их фотографии)»[7].

Конечным последствием такого противоправного деяния является ознакомление с данными, которые составляют государственную тайну, других (сторонних) лиц. При этом абсолютно не имеет какого-либо значения, применены ли эти данные во вред нашей стране. Достаточно зафиксировать то, что было нарушение государственной тайны, она стала достоянием гласности иных лиц, вследствие чего возникла некая опасность причинения какого-либо вреда интересам нашей страны.