Файл: Современная законодательно-нормативная база защиты государственной тайны (Уголовно-правовая характеристика разглашения государственной тайны).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 980

Скачиваний: 26

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Под иными лицами следует понимать именно тех лиц, которые не были допущены к работе со сведениями, которые составляют государственную тайну, либо были допущены к работе с иными сведениями. К ним должны быть отнесены и те лица, которым данные сведения не были доверены или стали известны по службе или работе.

Разглашение государственной тайны формирует состав изучаемого преступления исключительно в том случае, если в деянии «полностью отсутствуют признаки государственной измены»[8], совершаемой в форме выдачи государственной тайны

Диспозицию исследуемой статьи (норма статьи 283 УК нашей страны) можно отнести к бланкетно-ссылочной: при квалификации преступления требуется обращение к нормативно юридическим актам, которые регламентируют порядок обращения сведений, которые составляют государственную тайну (для фиксации факта незаконности ознакомления с соответствующими данными посторонних лиц), а также к предписаниям статьи 275 УК нашей страны (для установления отсутствия признаков государственной измены).

Общее правило обращения с информацией, которая содержит государственную тайну, заключается в том, что запрещаются абсолютно любая форма разглашения и разнообразные действия, которые способные привести к разглашению определенных сведений, которые составляют государственную тайну. Данные сведения могут стать достоянием гласности третьих лиц исключительно при условии их рассекречивания либо в ситуациях специально установленных законодательством (к примеру, при участии адвоката в уголовном или гражданском деле, которое связано с государственной тайной, или в случае передачи сведений, которые составляют государственную тайну, иным странам и т.д.). При квалификации разглашения государственной тайны следует установить факт незаконности действий виновного, что не представляет трудностей ввиду того, что у каждого лица, получающего доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, отбирается подписка о неразглашении этих сведений.

При отграничении разглашения сведений, которые составляют государственную тайну, от государственной измены в форме выдачи государственной тайны базовые отличительные признаки заключаются в следующем:

а) субъектом преступления, которое предусмотрено положениями статьи 283 УК нашей страны, может быть исключительно лицо, которому государственная тайна стала известна по службе или работе, а субъектом выдачи государственной тайны – абсолютно любое лицо;


б) адресатом получения данных при разглашении, в отличие от выдачи, является не только какая-либо страна, организация или их представители, но и другие третьи лица;

в) государственная измена, в отличие от разглашения государственной тайны, преследует наличие строго установленной направленности умысла виновного лица – нанести ущерб внешней безопасности нашей страны.

Для наличия состава исследуемого преступления нужно зафиксировать причинно-следственную связь между фактом нарушения строго установленных правил обращения с документами и предметами, в которых имеется государственная тайна, и выходом этих документов и предметов из владения лица, которому они были полностью доверены. Отсутствие причинно-следственной связи означает отсутствие состава преступного деяния. Если документы хранились с соблюдением специально установленных правил обращения с ними, а в обеденное время преступные лица проникли в помещение и, взломав сейф, похитили их, вопрос о юридической ответственности государственного служащего отпадает, так как в данной конкретной ситуации отсутствует причинно-следственная связь между прямыми действиями и утратой (хищением) документов.

Преступление обладает материальным составом и считается оконченным с того обстоятельства, когда данные сведения стали абсолютным достоянием гласности сторонних лиц. При этом не требуется детализированного восприятия абсолютно всей совокупности разглашаемых сведений, а достаточно общего понимания смысла предаваемой огласке информации. Если по каким-то причинам, которые не зависят от прямой воли виновного лица, умышленно разглашаемые данные не восприняты посторонними лицами, налицо покушение на преступление. К примеру, разглашаемые данные не были восприняты вследствие незнания национального языка, глухоты, сильного опьянения и т.п.

2.2. Субъективные признаки разглашения государственной тайны

«Субъективная сторона в юридических источниках раскрывается различными способами. Исключение из ее собственной характеристики неосторожной формы вины, как делают определенные авторы-правоведы, абсолютно ничем не обосновано»[9]. Субъективная сторона разглашения государственной тайны характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. При прямом умысле лицо, сознавая общественно опасный характер действий, которые связаны с разглашением государственной тайны, предвидит, что оглашаемые данные воспримут посторонние лица, и желает этого (к примеру, в доверительном разговоре с родственниками и близкими людьми).


Так, «работая на строительстве специализированного объекта, техник О. разгласил в приватной беседе собственной знакомой девушке-студентке К. данные о дислокации, прямом назначении и конструктивных особенностях режимного объекта, желая при этом продемонстрировать собственную солидность и осведомленность»[10].

Действуя с косвенным умыслом, субъект прямо сознает общественно опасный характер собственных действий, предвидит, что сведения, которые составляют государственную тайну, могут стать достоянием сторонних лиц, и допускает факт восприятия сведений сторонними людьми. Так оценивается проведение разговоров между сослуживцами по закрытой тематике в общественном транспорте при громкости, которая допускает вероятность восприятия смысла беседы иными пассажирами, громкое чтение документов или обсуждение каких-либо деловых вопросов в помещениях с плохой звукоизоляцией, оставление в служебном кабинете, куда заходят сторонние лица, развешенных схем, таблиц, графиков и т.п.

С субъективной стороны разглашение государственной тайны осуществляется исключительно умышленно, при этом умысел может быть как прямым, так и косвенным. Осуществление преступления с прямым умыслом обусловливает необходимость отграничить его от таких преступных деяний, как государственная измена в форме выдачи государственной тайны и шпионажа, которые также могут осуществляться исключительно с прямым умыслом. Определенные признаки отграничений от государственной измены были указаны выше в курсовой работе. Для отграничения от шпионажа следует знать, что в процессе шпионской деятельности лицо собирает, похищает или хранит в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их непосредственным представителям данные, которые составляют государственную тайну, в то время как при разглашении государственной тайны лицо обладает данными сведениями в силу должностного или служебного статуса.

Цель и мотивы разглашения государственной тайны не нашли своего правового отражения в диспозиции статьи 283 УК нашей страны. Они могут быть абсолютно различными. Мотивами осуществления разглашения чаще всего выступает бахвальство, а целью – показать постороннему собственную осведомленность, компетентность, важность и значимость собственной персоны. В основе мотивации могут быть и другие побудительные стимулы, к примеру, «помочь» близкому человеку в осуществлении научной работы, выступлении с лекцией и т.д.


Субъективная сторона состава преступления, которое предусмотрено в части 2 статьи 283, характеризуется неосторожной формой вины. Лицо предвидит некоторую возможность наступления тяжких последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (неосторожность в виде легкомыслия) или не предвидит наступления тяжких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть (неосторожность в виде небрежности) (к примеру, виновное лицо применяет уязвимый шифр при передаче секретных данных или по невнимательности высылает секретные данные в адрес сторонних лиц).

Субъективная сторона квалифицированного вида разглашения государственной тайны характеризуется неосторожной формой вины исключительно по отношению к последствиям. Само разглашение государственной тайны может быть умышленным, но отношение к наступлению тяжких последствий – абсолютно всегда неосторожное.

В данной ситуации речь идет о так называемой сложной или смешанной форме вины (норма статьи 27 УК).

Субъект анализируемого преступления специальный представляет собой физическое вменяемое лицо, которое достигло шестнадцатилетнего возраста, которому государственная тайна была абсолютно доверена или стала известна по службе или работе и которое имеет доступ к государственной тайне, который оформлен в виде допуска.

Прямой доступ к сведениям, которые составляют государственную тайну, означает санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица с данными сведениями.

Под лицами, которым тайна была доверена, следует понимать субъектов, которые имеют специализированный допуск к государственной тайне и состоящих на должностях в организациях и учреждениях, функционирование которых непосредственно связано с формированием или оборотом материалов, которые содержат государственную тайну. Под лицами, которым тайна стала известна по долгу службы или работе, следует понимать субъектов, которые не находятся на должностях в данных учреждениях, но получили определенный доступ к государственной тайне (адвокаты, непосредственно участвующие в качестве защитников в уголовном судопроизводстве по делам, которые связаны со сведениями, имеющими государственную тайну; члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, судьи на период исполнения ими собственных полномочий; лица, которые получили допуск к государственной тайне в связи с подготовкой диссертаций или осуществлением других научных исследований, и т.д.).


Все данные участники предупреждаются о неразглашении государственной тайны, ставшей им известной в связи с осуществлением собственных полномочий, и о привлечении их к мерам юридической ответственности в случае ее разглашения, о чем у них отбирается специальная расписка. Именно наличие оформленного должным образом допуска (или доступа) и получение подписки о неразглашении государственной тайны являются базовыми признаками субъекта анализируемого преступления. Прекращение допуска к государственной тайне абсолютно не освобождает должностное лицо или гражданина от взятых ими обязательств по неразглашению сведений, которые составляют государственную тайну.

Если разглашение сведений, содержащих государственную тайну, осуществляют другие лица, которые не отвечают требованиям специализированного субъекта, они в зависимости от ситуации могут нести какую-либо ответственность за соучастие в преступлении, предусмотренном положениями стати 283 УК нашей страны.

Разглашение сведений, которые лицу не были доверены и не стали известны по службе или работе, состава преступления, установленного положениями статьи 283, не образует (к примеру, разглашение сведений из найденного на улице документа).

Часть 2 статьи 283 УК в качестве квалифицирующего признака указано причинение по неосторожности тяжких последствий. Тяжкие последствия – определение оценочного характера, формируется судом с учетом абсолютно всех обстоятельств дела (к примеру, необходимость больших затрат для нейтрализации вероятных последствий поступления сведений, которые составляют государственную тайну, в распоряжение спецслужбы иностранного государства, арест работника наших спецслужб, срыв заключения государственного соглашения, военного контракта, программы научных изысканий, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам нашей страны и т.д.). Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может заключаться исключительно в неосторожной форме вины.

2.3. Ответственность за разглашения государственной тайны

Страна рьяно следит за сохранением государственной тайны и довольно серьезно карает ее собственных нарушителей.

Уголовно-пюридическая ответственность, понимаемая в уголовно-юридическом значении, представляет собой некоторую обязанность лица, осуществившего преступление, нарушившего уголовно-юридический запрет, понести за данное преступление отрицательные последствия в виде лишений или ограничений собственных законных прав и свобод, установленные положениями уголовного закона и реализуемые в форме государственного принуждения.