Файл: Понятие и виды ценных бумаг (Проблемы развития и направления по совершенствованию рынка государственных ЦБ в России.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью этого рынка является обеспечение купли - продажи ценных бумаг после их первичного размещения. Он способен обеспечить необходимые условия для быстрой и справедливой перепродажи ценных бумаг. Также существуют внебиржевой (неорганизованный или "уличный" рынок) и биржевой (организованный рынок) для вторичного рынка.

Все ценные бумаги, которые обращаются на вторичном рынке, строго упорядочены или ранжированы согласно их надежности, значимости и других показателей рынка. Процедура по ранжированию и отбору ценных бумаг называется листингом. У биржевой и внебиржевой системы организованной торговли фондовых бирж существует свой листинг ценных бумаг (свой листинг для допуска к обращению).

Являясь механизмом перепродажи, этот рынок позволяет инвесторам легко покупать и продавать бумаги. Инвесторы на вторичном рынке по необходимости могут получить обратно те средства (продав актив), которые были вложены в ценные бумаги, а также получить прибыль от операций с ними.[7]

Возможность по перепродаже ценных бумаг основывается на том, что первоначальный владелец этих бумаг - свободен и имеет право владеть ими и распоряжаться, а также перепродавать их другому инвестору. Сам по себе вторичный рынок стимулирует активную работу первичного рынка.

Если бы вторичный рынок ценных бумаг был слабо организован или вовсе не существовал, то операции с ценными бумагами были бы невозможны или затруднены, что могло бы послужить отталкивающим фактором для инвесторов по купли-продажи всех или части ценных бумаг. Общество было бы в проигрыше, поскольку новые начинания эмитентов остались бы без необходимой финансовой поддержки.

1.3 Участники рынка

Размещение ГЦБ без развития инфраструктуры РЦБ невозможно. Основная часть ГЦБ выпускается в безбумажной форме. В результате этого возникает необходимость улучшения системы депозитарного учета, развития клиринга, развития института дилеров, первичных дилеров и т.д.[8]

Участники рынка Облигаций: Эмитент, Генеральный агент Эмитента, Первичный Дилер, Владелец (инвестор).

Эмитент – это действующее в соответствии с действующим законодательством Министерство финансов РФ.

Генеральный агент Эмитента – это Центральный банк РФ.

Он занимается:

-установлением требований к торговой системе, расчетным центрам ОРЦБ, депозитарной системе;


-заключением договоров с организациями на выполнение соответствующих функций торговой и депозитарной систем, расчетных центров ОРЦБ;

-заключением договоров с организациями на выполнение функций дилеров, первичных дилеров;

-установлением правил поведения аукционов по размещению облигаций и проведением аукционов;

-дополнительной продажей на рынке облигаций, не проданных в период размещения, и выкупом размещенных ранее выпусков;

-обслуживанием выпусков Облигаций за счет средств федерального бюджета;

-выполнением иных действий, обусловленных договором с Эмитентом.

Функции Банка России на рынке ГЦБ:

-Генеральный агент Министерства финансов РФ по обслуживанию выпусков облигаций;

-Дилер (Первичный Дилер);

-Контролирующий орган;

-Регулятор рынка;

-иные функции, предусмотренные действующим законодательством.

Дилер – это юридическое лицо, которое является профессиональным участником РЦБ и в соответствии с действующим законодательством совершает гражданско-правовые сделки с Облигациями, как от своего имени, так и за свой счет, и в качестве комиссионера, который действует на основании договора поручения или комиссии. Дилер для выполнения своих функций заключает в соответствии с нормативным актом Банка России договор на выполнение функций Дилера на рынке Облигаций.

Первичный дилер - это Дилер, который отвечает требованиям, установленным Банком России для статуса Первичных Дилеров, и заключивший соответствующий договор с Банком России.

Инвестор - это юридическое или физическое лицо, которое не является Дилером. Инвестор имеет право покупать облигации на праве собственности, получать Облигации на основании договора доверительного управления в соответствии с действующим законодательством и параметрами выпуска Облигаций.

Дилер заключает договор с Инвестором, который позволяет определять порядок приобретения Облигаций, осуществлять операции по счету «депо» и по порядку учета прав на Облигации. Нормативными актами Банка России определяются требования к договору. Чтобы учитывать права на Облигации и регистрировать сделки Дилерам назначается регистрационный код. Этот код присваивает Банк России и называется кодом Дилера. Он является уникальным и указывается в договоре между Банком России и Дилером.

Регистрационный код, который обслуживает Дилер, присваивается Инвестору и носит название кода Инвестора. Он тоже является уникальным для каждого инвестора и указывается в том же договоре, что и у Дилера.


К прочим участникам рынка ГЦБ можно отнести контролирующие и регулирующие органы, а также финансовые консультанты.

Функции контролирующего органа:

1. контроль над размещением и обращением облигаций;

2. получение из торговой системы информации о ходе торгов, об остатках на счетах «депо» дилеров в депозитарии, о движении средств на счетах в расчетной системе;

3. разработка форм отчетности дилеров;

4. уведомление дилеров и инвесторов по вопросам, предусмотренным нормативными актами, в целях прекращения правонарушений;

5. принятие решений о приостановлении операций дилеров, первичных дилеров, инвесторов в случае нарушений, а также о расторжении договоров о выполнении функций дилеров, первичных дилеров.

Финансовый консультант – это участник институциональной системы привлечения государством заемных средств и управления долгом, который предоставляет эмитенту и его агенту консультации по вопросам привлечения заемных ресурсов.

Основные функции финансовых консультантов:

-определять потребность заемщика в финансовых ресурсах и ее временную структуру;

-определять инструмент привлечения заемных ресурсов (долговые ценные бумаги, кредиты) и целевые рынки, на которых возможно такое привлечение;

-определять параметры привлечения заемных ресурсов, объем привлечения (объем эмиссии ценных бумаг и суммы кредита) и приемлемую цену привлекаемых финансовых ресурсов;

-предоставлять рекомендации по повышению надежности выпускаемых ценных бумаг, оптимизации их обеспечения, а также рекомендации по отдельным мероприятиям, направленным на повышение кредитного рейтинга и улучшения имиджа в глазах инвесторов институтов привлечения заемных ресурсов;

-предоставлять рекомендации для повышения надежности выпускаемых ценных бумаг, оптимизировать их обеспечение;

-давать консультации по оптимизации финансового управления и организации финансовых потоков;

-сопровождать эмитента при подготовке и проведении презентаций.

Глава 2 Анализ доходности и ликвидности ГКО-ОФ3

Судя по размещениям, проводимым ЦБР видно, что с 2003 года РФ отказалась от использования краткосрочных займов (ГКО) в пользу более долгосрочных Облигаций федерального займа (ОФЗ) (Средний срок по данным Министерства Финансов 3,5 года, средняя доходность размещений за 2011 год 7,2%).


Доходность ОФЗ является эталонной и любые другие корпоративные, и муниципальные облигации оценивают с учетом их доходности.

Отсчетами являются различные размещения. После 2010 года можно наблюдать увеличение частоты размещений, а так же общую тенденцию к повышению доходности по облигациям.

При кризисных явлениях доходность размещений растет. Поэтому, можно предположить, что увеличение количества заимствований со стороны государства вызвано стремлением получить больше денег по относительно низким ставкам (подготовка страны к кризисным явлениям мировой экономики).

Однако у этого явления может быть и другое объяснение. Последние 5 лет расходная часть бюджета формируется с устойчивым дефицитом. Министерство финансов прогнозирует дефицит на текущих уровнях (2,7% ВВП) до 2014 года, а в 2015 году планируется снизить его до 2,3 % ВВП. На 90% финансирование этого дефицита осуществляется за счет государственных заимствований. Как видим из графика, частота размещений увеличилась именно в последние 5 лет.

Следует различать внутренние и внешние долговые обязательства страны. Внешние обязательства номинированы в иностранной валюты (Еврооблигации). Внутренние обязательства номинированы в национальной валюте.

Суммарный внутренний долг 4 507 000 млн. рублей. (140 млрд. долларов). Суммарный внешний долг 1 104 000 млн. рублей.(36,8 млрд. долларов). Внутренние резервы 3 963 400 млн. рублей. (132 млрд. долларов). Суммарные золотовалютные резервы: 15300 (510,54 млрд. долларов). Суммарный внешний корпоративный долг: примерно(точно не нашел) 500 млрд. долларов.

Анализируя данные по активам страны можно сделать вывод, что государство имеет небольшой внешний долг, преимущественно состоящий из долгосрочных обязательств займа с погашением позже 2016 года. Это дает государству дополнительную устойчивость.

Однако высокий корпоративный долг, соизмеримый с суммарными золотовалютными резервами страны настораживает. Если предположить, что государство будет действовать в кризисной ситуации так же как 2008 году, то весь резервный фонд будет израсходован на спасение банковского и корпоративного секторов экономики.

По мимо этого следует обратить внимание на темпы роста расходов и затрат на обслуживание долга.

Проанализировав таблицу мы видим, что самым нестабильным показателем долговых обязательств России является Отношение расходов на обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации к доходом федерального бюджета. Этот показатель вплотную приблизился к пороговому значению.


Почти 60 % бюджета России формируется за счет экспорта энергоносителей. Следовательно, бюджет страны очень зависит от стоимости нефти и газа. Сценарий, которого в настоящее время придерживается большинство российских политиков, предполагает ежегодный рост цен на нефть:

- 93 долл. США – 2012 году

- 95 долл. США – 2013 году

- 97 долл. США – 2014 году

При отклонении цены на нефть на 10 долл. США от прогнозируемых значений дефицит бюджета возрастает на 1% ВВП (16 млрд. долларов).

Тогда динамика расходов на обслуживание государственного долга.

Чтобы, хоть как-то сбалансировать бюджет, правительство постарается обесценить национальную валюту, и если потребуется, будет принят закон о расширении коридора бивалютной корзины (сейчас 31,65—38,65). Обесценение национальной валюты до 38 по бивалютной корзине в рублевом выражении увеличит корпоративный долг коммерческих организаций и подорвет их деятельность на внутреннем рынке. Это вызовет повышения уровня безработицы и уменьшит значение ВВП. Кроме этого внутренние производители, чтобы компенсировать убытки повысят стоимость на товары, а правительство, чтобы окончательно не уничтожить их повысит ввозные пошлины на некоторые товары. Это приведет к резкому увеличению инфляции и к увеличению стоимости заимствований для государства.

По данным стресс тестирования долговых показателей России, проводимым министерством финансов, при снижении стоимости нефти до 50 долларов США, показатель «государственный долг к ВВП» превысит 20 %.

Это негативно повлияет на рейтинг страны и усугубит ситуацию с новыми заимствованиями (Придется размещаться под высокий %, что еще больше увеличивает уровень долга, либо снижать уровень жизни людей, на это руководители страны идут не охотно, особенно в предвыборные годы, да и средний уровень жизни не очень высокий).

При снижении средней стоимости нефти до 60 долларов США и дефицит бюджета составит 5 % ВВП. Это потребует дополнительных средств, которые будет взяты из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Расходование средств ФНБ приведет к тому, что Пенсионному Фонду РФ будет проблематично выполнять свои обязательства, поэтому, чтобы не допустить народных волнений и удержать электорат, правительство будет вынуждено принять меры (повысить пенсионный возраст, повысить налоги).

В такой ситуации единственным источником финансирования дефицита бюджета будет приватизация и госзаиствования. Однако, стоит учитывать, что владельцами ОФЗ в основном являются структуры аффелированые с государством (Сбербанк – 29%, ВЕБ – 16%, Банк России 10 %) и в условиях нехватки денег внутренний спрос на ОФЗ значительно упадет, а это значит, необходимо будет проводить заимствования на внешних рынках. При этом доходность обязательств ОФЗ значительно возрастет.