Файл: Управление формированием прибыли на предприятии (Анализ формирования и использования прибыли В ОАО «Брянские коммунальные системы»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.

Эффективность функционирования любого предприятия во многом определяется его способностью приносить необходимую прибыль. Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов деятельности, позволяющие определить:

- насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы;

- какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов;

- какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты;

- насколько эффективно управление компанией в целом [10. с. 78].

При этом широко используется финансовый анализ, который в своем традиционном понимании представляет собой метод исследования путем расчленения сложных явлений на составные части. В широком научном понимании финансовый анализ – это метод научного исследования (познания) и оценки явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы. Экономическая сущность финансового анализа лучше всего отражается в следующем определении: финансовый анализ представляет собой оценку финансово – хозяйственной деятельности фирмы в прошлом, настоящем и предполагаемом будущем [14, с. 63].

В его основе лежит факторный анализ прибыли заключатся в выявлении различных факторов, оказывающих влияние на сумму получаемой прибыли или уровень рентабельности и определение их влияние на результативный показатель.

Величина получаемой предприятием прибыли и изменение отпускных цен на его продукцию находятся в прямо пропорциональной зависимости. При этом аналитику целесообразно отслеживать общую динамику цен на основе компоненты сырья и материалов, используемых предприятием при изготовлении продукции, чтобы правильно определить эффект, полученный за сет изменения данного фактора.

Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объем реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура продукции может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшается.


Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

При дальнейшем анализе следует выделить факторы, повлиявшие на изменение себестоимости. По данным бухгалтерского учета и данным отчетности о себестоимости продукции предприятия. К таким отклонениям относится изменения цен на материалы, тарифов на перевозку и энергию и т.д., кроме того, следует попытаться установить причины структурных сдвигов в реализации продукции. В тех случаях, когда предприятие для получения большей прибыли увеличивает выпуск наиболее рентабельных изделий в ущерб заданному ассортименту, полученную прибыль нельзя считать достижением предприятия. Возможно, отдельные высокорентабельные виды продукции не находят сбыта, и необходимо либо ограничить их производство, либо улучшить потребительские свойства.

Анализ формирования прибыли состоит из следующих этапов:

- анализируется бухгалтерская прибыль (убыток) по составу в динамике;

- проводится факторный анализ прибыли (убытка) от продаж;

- анализируются причины отклонения по таким составляющим прибыли, как проценты к получению и уплате, прочие операционные доходы и расходы, внереализационные доходы и расходы и т.п.;

- анализируется формирование чистой прибыли (убытка) от продаж и влияние налоговых регулятивов и налога на прибыль, сумм штрафных санкций по расчетам с бюджетом;

-анализируется использование прибыли на капитализацию и потребление;

-дается оценка эффективности распределения прибыли на капитализацию и потребление;

- разрабатываются предложения к составлению финансового плана.

Для оценки рентабельности рассчитываются два типа показателей:

  1. Рентабельность предприятия - оценивается с помощью следующих показателей.

Показатели рентабельности капитала:

1.1.1 Показатель собственного капитала характеризует эффективность использования собственного капитала предприятия :

, (4)

где СК – средняя величина собственного капитала;

Пч – величина чистой прибыли.

1.1.2 Показатель акционерного (уставного) капитала:

, (5)

где УК – средняя величина акционерного (уставного) капитала.

1.1.3Показательинвестиционного(перманентного) капитала:, (6)

где Кинв. – средняя величина инвестированного капитала.


Этот показатель характеризует эффективность использования капитала определяют по данным бухгалтерского баланса как сумму собственных средств и долгосрочных пассивов.

  1. Рентабельности активов - оценивается с помощью следующих показателей.

2.1. Рентабельность использования имущества - этот показатель отражает эффективность использования имущества предприятия:

, (7)

где – средняя величина инвестированного капитала.

2.2 Показатель рентабельности оборотных активов:

(8)

где – средняя величина оборотных активов.

Средняя величина капитала определяется по данным бухгалтерского баланса как средняя арифметическая величина итогов на начало и конец периода.

Рассмотренные показатели изучаются в динамике и по тенденции их изменения судят об эффективности ведения хозяйства.

Факторный анализ рентабельности продукции в процессе финансового анализа осуществляется с помощью «Отчета о прибылях и убытках» Этот анализ проводится на основе модели:

, (9)

где П – прибыль от реализации продукции; С – полная себестоимость реализованной продукции; ВР – объем реализации в отпускных ценах 9 без НДС и иных косвенных налогов).

Для факторного анализа используют метод цепных постановок. При этом объем реализованной продукции будет количественным показателем, а ее себестоимость – качественным.

Тогда прирост рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным будет определяться по формуле:

(10)

Здесь составляющая характеризует влияние изменения себестоимости реализованной продукции на динамику рентабельности продукции, а составляющая – влияние изменений объема реализации [15, с. 191].

Один из наиболее распространенных подходов к выявлению факторов реализован в известной факторной модели «Дюпон». Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования предприятия, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE).


В основу данной модели анализа заложена следующая жестко детерминированная трехфакторная зависимость:

, (11)

где Pnчистая прибыль;

S – выручка от продаж;

А – стоимостная оценка совокупных активов фирмы;

Е – собственный капитал

LTD – заемный капитал (долгосрочные обязательства);

CL – краткосрочные обязательства.

Из представленной модели видно, что рентабельность собственного капитала зависит от трех факторов:

1) рентабельности продаж,

2) ресурсоотдачи,

3) структуры источников средств, авансированных в данное предприятие.

Значимость выделенных факторов с позиции текущего управления объясняется тем, что они в определенном смысле обобщают все стороны финансово-хозяйственной деятельности предприятия, его статику и динамику и, в частности, бухгалтерскую отчетность: первый фактор обобщает «Отчет и о прибылях и убытках», второй актив баланса, третий пассив баланса.

Анализируя рентабельность собственного капитала в пространственно-временном аспекте, необходимо принимать во внимание три ключевые особенности этого показателя, существеннее для формулирования обоснованных выводов.

Первая связанна с временным аспектом деятельности коммерческой организации. Коэффициент рентабельности продаж определяется результативностью работы отчетного периода; вероятный и планируемый эффект долгосрочных инвестиций он не отражает. Когда коммерческая организация делает переход на новые перспективные технологии или виды продукции, требующие больших инвестиций, показатели рентабельности могут временно снижаться. Однако если стратегия перестройки была выбрана верно, понесенные затраты в дальнейшем окупятся, т.е. снижение рентабельности в отчетном периоде нельзя рассматривать как негативную характеристику текущей деятельности.

Вторая особенность определяется проблемой риска. Многие управленческие решения связаны с дилеммой: «хорошо кушать или спокойно спать?». Если выбирают первый вариант, то принимают решения, ориентированные на получение высокой прибыли, хотя бы и ценой большего риска. При втором варианте – наоборот. Одним из показателей рисковости бизнеса как раз и является коэффициент финансовой зависимости – чем выше его значение, тем более рисковой с позиции акционеров, инвесторов и кредиторов является коммерческая организация.

Данная модель Дюпона широко известна в экономической литературе. Рассматривая эту модель, можно сказать, что на рентабельность активов организации оказывают влияние рентабельность продаж, оборачиваемость собственного капитала и доля собственного капитала в общей массе активов организации.


Таким образом, финансовые результаты организации отражаются рядом показателей, каждый из которых имеет свое значение.

1.3 Анализ распределения и использования прибыли на предприятии

Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия [10, с. 58].

На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.

Распределение чистой прибыли отражает процесс формирования фондов и резервов предприятия для финансирования потребностей производства и развития социальной сферы.

В современных условиях хозяйствования государство не устанавливает каких-либо нормативов распределения прибыли, но через порядок предоставления налоговых льгот стимулирует направление прибыли на капитальные вложения производственного и непроизводственного характера, на благотворительные цели, финансирование природоохранных мероприятий, расходов по содержанию объектов и учреждений социальной сферы и др. Законодательно ограничивается размер резервного фонда предприятий, регулируется порядок формирования резерва по сомнительным долгам.

Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения: фонды накопления (фонд развития производства или фонд производственного и научно-технического развития, фонд социального развития) и фонды потребления (фонд материального поощрения) [13, с.49].