Файл: Современные методы стратегического анализа внутренней среды организации в условиях макроэкономической нестабильности на примере компании ООО «Ква-Ква» (Применение внутреннего управленческого анализа по модели «Шести ячеек» М. Вайсборда на примере компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С помощью этого метода строится профиль организационной культуры организации. Инструментарий, используемый в методе OCAI, предполагает выявление характеристик культуры организации по шести ключевым направлениям:

  1. Важнейшие характеристики организации (черты, которые отражают особенности организации).
  2. Общий стиль лидерства (черты, присущие лидеру организации).
  3. Стратегические цели (характер ориентации организации на развитие).
  4. Критерий успеха (элементы трудовой деятельности, которые воспринимаются как успех в данной организации).
  5. Связующая сущность (содержание элементов, объединяющих коллектив).
  6. Стиль управления сотрудниками (черты, отличающие организацию при управлении персоналом).

В первой главе нами были проанализированы основные теоретико-методологические основы процесса стратегического анализа внутренней среды организации. Было определены понятия стратегического анализа, внутреннего стратегического анализа, методов анализа.

Анализ внутренней среды раскрывает тот потенциал, на который может рассчитывать компания в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Он позволяет также лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию.

Мы проанализировали современные методы, подходы и технологии проведения стратегического анализа внутренней среды, выбор которых определяется целями и задачами исследования конкретной организации: SWOT-анализ, модель «7S» McKinsey, «Цепочка ценностей» по М. Портеру, модель Дж. Пирса и Р. Робинсона, модель «Шести ячеек» М. Вайсборда, метод OCAI, а также рассмотрели дополнительные методы проведения внутреннего анализа: метод экспертных оценок, коллективный метод и др. [8, 12, 19]

ГЛАВА 2. СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ ООО «КВА-КВА»


2.1. Применение внутреннего управленческого анализа по модели «Шести ячеек» М. Вайсборда на примере компании ООО «Ква-Ква»

В качестве объекта исследования нами была выбрана современная российская компания (общество с ограниченной ответственностью) ООО «Ква-Ква».

ООО «Ква-Ква» - это парк водных развлечений «Ква-Ква парк» и центр досуговой деятельности для всей семьи, представляющий собой крупный комплекс бассейнов, водных аттракционов, банного и SPA- комплекса, оздоровительного центра, ресторанов и кафе, а также торговых галерей, рассчитанных на ежедневную круглогодичную эксплуатацию.

Открытие комплекса ООО «Ква-Ква» произошло 05.11.2006 года и сам комплекс располагается в городе Мытищи в торговом центре «XL».

Тип ОСУ компании ООО «Ква-Ква» - это функциональная организационная структура управления.

В компании имеется штат специалистов, несущих ответственность за определенное направление деятельности фирмы и за решение проблем именно в нем. Такая функциональная специализация аппарата управления значительно повышает результативность деятельности компании. К функциональным направлениям компании относятся следующие отделы:

• Инженерный отдел (проверка технического состояния объектов и проведение ремонтных работ);

• Кадровый отдел;

• Отдел маркетинга;

• Финансовый отдел;

• Отдел планирования;

• Коммерческий отдел (сбыт продукции, закупка материалов). [20,21]

Каждый функциональный руководитель осуществляет решение задач, находящихся в сфере его компетенции и его конкретного направления. Он наделен правом руководить и контролировать деятельность нижестоящих подразделений по вопросам своей специализации. Функциональные специалисты несут ответственность за качество принимаемых специализированных решений и за их исполнение.

Целевой аудиторией водного комплекса являются: родители с детьми; молодёжь (от 18 до 30 лет); семейные люди среднего возраста (от 31 до 55 лет) и гости города (туристы).

Основной целью компании является: сохранение семейных ценностей при помощи проведения совместной досуговой и развлекательной деятельности в нашем парке водных развлечений «Ква-Ква парк».

Задачей компании является: обеспечивать комфортное и безопасное времяпрепровождение в нашем парке водных развлечений для всей семьи.

На примере компании ООО «Ква-Ква» нами был проведён внутренний управленческий анализ. Нами была выбрана диагностическая модель «Шести ячеек» М.Вайсборда. Выбор связан с тем, что эта модель является наглядной и очень удобной в анализе так, как сразу видны расхождения между тем, что должно быть и тем, что есть на самом деле. В модели М. Вайсборда организация представляется шестью основными параметрами: цели, структура, система вознаграждений, поддерживающие механизмы, отношения и лидерство, — с помощью которых осуществляется диагностика.


Мы провели внутренний управленческий анализ, с помощью выбранной, нами модели «Шести ячеек» М.Вайсборда. Компанию ООО «Ква-Ква» мы представили шестью основными параметрами и рассматривали их в рамках как формальной, так и неформальной системы организации. Формальная система отвечает на вопрос, как это должно быть в организации, а неформальная показывает непосредственно сам процесс работы и как оно есть на самом деле. Результаты проведенного анализа мы представили в таблице (табл. 5). [20, 21]

Таблица 5

Результаты внутреннего управленческого анализа компании ООО «Ква-Ква» по модели «Шести ячеек» М. Вайсборда

Ячейки

Формальная система (что должно быть)

Неформальная система (что и как реально происходит)

Цель организации

Сохранение семейных ценностей при помощи организации и обеспечения комфортного и безопасного отдыха для всей семьи в комплексе водных развлечений «Ква-Ква парк».

Собственник и каждый менеджер не только высшего, но и среднего звена понимают основную цель компании, которая заключается в следующем: создание и поддержание условий для безопасного и комфортного отдыха.

Но среди рядовых сотрудников сильное негативное влияние может оказывать человеческий фактор: невнимательность, усталость и другие факторы, которые могут влиять на нарушение технической безопасности, что может понести за собой тяжелые последствия.

Структура

Тип ОСУ – функциональная структура (выполнение указаний функционального органа в пределах его компетенций, обязательно для всех остальных подразделений).

В компании слабая координация работы подразделений. Высокая текучесть кадров (специалистов подразделений).

Ответственность за неудачи может переноситься на сотрудников других подразделений и на младших сотрудников (исполнителей).

Вознаграждение

  • Разовые вознаграждения в виде премии по типу заслуг (например, оперативное предотвращение ЧП, которое может повлечь за собой вред жизни и здоровью человека);
  • Компенсация питания (обеды);
  • Корпоративная скидка семьям сотрудников.
  • Благодаря интересным и продуктивным предложениям сотрудники могут рассчитывать на вознаграждение (материальное в виде увеличения заработной платы или морального удовлетворения личности в виде похвалы, грамоты и т.п.)

Благодаря низкой мотивации персонала отсутствуют интересные и продуктивные предложения, касающиеся развития компании. Сотрудники не проявляют никакой инициативы.

Премии сверх оклада отсутствуют. Разовые премии чаще всего не материальные, а моральные (похвальные грамоты). Компенсация за питание недостаточная (возникают недовольства).

Корпоративные скидки для семей сотрудников присутствуют.

Вспомогательные механизмы

Управление и планирование проводится путем ранжирования стратегических задач включающих ряд действий:

  • Наблюдение за развитием факторов внешней среды.
  • Оперативное информирование руководства о результатах наблюдений (научно-технические; изменение рынка; социальные наблюдения).
  • Обработка результатов и постановка целей и задач.
  • Оперативный контроль за поведением конкурентов (водный комплекс «Мореон», «Фэнтези», «Карибия»).

Бюджетирование. 1-Расходы: аренда; заработная плата; техническое обслуживание; коммунальные платежи; выплата налогов; оплата поддерживающих ремонтных работ. 2-Доходы: продажа услуг (билеты в аквапарк, SPA,термы, оздоровительные процедуры. Косметические услуги); организация праздников; продажа сувенирной продукции в торговых галереях; рестораны и общественное питание.

Организация информационных потоков. Поиском и размещением на специальном сервере для сотрудников информации занимается на предприятии конкретный человек – директор по маркетингу и IT. Однако при выполнении каких-либо заданий сотрудники тоже осуществляют сбор информации и обмениваются ей на специальном сервере компании.

Нехватка высококвалифицированного персонала, способствует нарушению этих факторов.

Не всегда происходит оперативное управление.

Управлением денежными потоками занимается высшее руководство компании (директор), а распределением денежных потоков – бухгалтер. В бюджетировании могут возникать неучтенные и непредвиденные расходы.

Отсутствует мотивация у сотрудников на продажу дополнительных услуг.

В управлении информацией существует проблема: информация о внешних изменениях не всегда доходит до низших звеньев организации из-за чего рождаются слухи, с которыми очень тяжело бороться, и работа рядовых сотрудников может быть не очень корректной.

Взаимоотношения

В компании сформирована корпоративная культура. Имеются корпоративные ценности, традиции и праздники. Взаимоотношения строятся на доверии и уважении. Каждый руководитель отдела внутри своего отдела контактирует со всеми сотрудниками. Налажены коммуникационные каналы. При приеме на работу сотруднику объясняют стратегию и цели компании, её дальнейшее развитие, он подписывает документ, в котором указаны основные положения компании, её корпоративная культура, позиционирование на рынке, а также миссия, которой должен придерживаться сотрудник.

Отсутствие системы мотивации, ориентированной на результаты деятельности компании в целом, и, как следствие, отсутствие у персонала чувства принадлежности к единой организации. Созданы неформальные группы между сотрудниками отделов. Из-за нехватки информации от руководителей, у сотрудников возникает потребность в взаимопомощи. При возникновении неудовлетворенностей работников условиями труда или иных конфликтных ситуаций директора фирмы (технический и коммерческий) применяют структурные методы: готовы выслушать и обсудить проблемы и найти подходящее для всех решение.

Лидерство

Каждый сотрудник знает свои должностные инструкции и соблюдает их.

Менеджеры высшего уровня имеют право на то, чтобы давать указания и распоряжения (в пределах своих полномочий) нижестоящим подразделениям.

Формальными лидерами в компании являются главный директор, коммерческий директор и директор по технической части, причем последние два являются и неформальными лидерами.

У каждого работника есть четко прописанная должностная инструкция, которая соответствует уставу компании и её стратегическим целям.

В компании минимизировано оперативное управление среди руководителей высшего уровня. Уклон на стратегическое развитие. Оперативными вопросами занимаются руководители отделов.


Исходя, из проведенного нами внутреннего управленческого анализа по модели «Шести ячеек» М. Вайсборда, результаты которого представлены в таблице 5, нами были обнаружены отличия формальной системы (того, как должно быть) от неформальной системы (то, как оно есть на самом деле).

Для того чтобы выявить организационные проблемы в компании использовались следующие методы:

  1. Наблюдение – установка в помещении водного комплекса и офиса камер видео наблюдения (для такого рода организации – наиболее удобный инструмент).
  2. Внедрение «тайного покупателя» - выявление проблем в отделе продаж.
  3. Внедрение «тайного сотрудника» - суть заключается во внедрении специалиста в определенный отдел или структуру компании, задача которого состоит в том, чтобы в режиме реального времени и на экспертном уровне, контролировать возникновение возможных корпоративных, финансовых или иного рода угроз.
  4. Анонимное анкетирование - помогает оценить микроклимат в коллективе и вскрыть управленческие проблемы. Они дают сотрудникам возможность высказываться честно, без страха быть уволенными за строптивость.

Далее, при помощи выше изложенных методов нами были выявлены некоторые организационные проблемы, имеющиеся в компании ООО «Ква-Ква». Рассмотрим их:

1. Проблемы, связанные с соблюдением ежедневных санитарных норм содержания и обслуживания водного комплекса парка развлечений «Ква-Ква парк»:

• проведение дезинфекции помещений и поддержание постоянной чистоты (уборка);

• каждый час установка температурных режимов в общих помещениях (раздевалка, коридоры) и постоянный учет температуры воды;

• установка температурных режимов в самом водном комплексе, а также в саунах и банях и учёт влажности воздуха;

• каждые 4 часа проверка уровня хлора и других химических микроэлементов.

2. Проблемы, связанные с обеспечением безопасности и оказанием необходимой своевременной медицинской помощи:

• недостаточная квалификация спасателей на каждом из объектов;

• ежедневная (2 раза в день) техническая проверка работоспособности и безопасности эксплуатации всех видов аттракционов и других объектов комплекса;

• оперативное проведение ремонтных работ.

3. Проблемы, связанные с переполнением и размещением посетителей водного комплекса в выходные и праздничные дни:

• очереди на кассу и аттракционы;

• нехватка шезлонгов для посетителей;

• нехватка ящиков для хранения вещей в раздевалках;


• нехватка парковочных мест;

• нехватка места в общем гардеробе в зимний период времени.

Рекомендации и возможные пути решения организационных проблем на примере компании ООО «Ква-Ква»

В предыдущем параграфе при помощи диагностической модели «Шести ячеек» М. Вайсборда, нами были выявлены слабые стороны (внутренние организационные проблемы) в ООО «Ква-Ква». Каждая проблема требует решения. Исходя из этого, нами была разработана программа возможных путей их решения и подобраны для этого подходящие инструменты. Реализация данных мероприятий позволит улучшить деятельность предприятия и наметить положительные тенденции в его развитии. Основные пути решения мы представили в таблице (табл.6).

Таблица 6

Пути решения организационных проблем в ООО «Ква-Ква»

Путь решения

Инструменты

1.

Повышение мотивации сотрудников

  1. Установка KPI для сотрудников (ключевые показатели эффективности) - это ключевой показатель результатов деятельности каждого сотрудника.
  2. Полная компенсация питания (обеды) сотрудникам.
  3. Медицинская страховка для сотрудников, чья работа связана с риском для жизни (механики водного комплекса, спасатели, проверяющие безопасность водных горок и др.).
  4. Создать «Банк идей» с целью привлечения новых идей и «свежих взглядов» развития организации, а также поиска сотрудников с креативным мышлением.
  5. Разовые премии за заслуги в формате материального вознаграждения (премия к заработной плате).
  6. Увеличение интенсивности контактов сотрудников с руководителем (проведение корпоративных собраний с целью выявления текущих проблем и их оперативного решения – установление личного контакта сотрудниками и повышения уровня доверия в их глазах к руководству).
  7. Корпоративные скидки - члены команды могут пользоваться услугами комплекса с 30%-ной или другой по номиналу скидкой.
  8. Корпоративная мобильная связь, оплачиваемая компанией.
  9. Проведение совместных мероприятий, конференций, тренингов, тимбилдингов.
  10. «Доска почёта» - за разного рода достижения каждый месяц сотрудник может быть поощрен таким способом (похвала и почёт), а также за достижения может выплачиваться премия.

2.

Создание санитарного отдела

  1. Проверка химических веществ в лаборатории.
  2. Назначить руководителя ответственного за проверку и контроль соблюдения санитарных норм (несколько раз в день) и сформировать микро-команду его помощников для оперативной работы.
  3. Охрана и ежедневный учет химических веществ.
  4. Мониторинг изменений в законодательстве, связанных с санитарными и экологическими нормами.
  5. Проведение предварительных лабораторных экспериментов и исследований.

3.

Квалифицированные специалисты, готовые оперативно реагировать на проблемы

  1. Обучение имеющихся сотрудников: проведение 2-3-ёх тренингов для руководителей отделов, направленных на стратегическое и оперативное планирование и на грамотное управление человеческими ресурсами.
  2. Привлечение специалистов извне для решения определенных важных задач.
  3. При поиске новых специалистов использовать методы подбора персонала (предварительная отборочная беседа, интервью, прохождение тестов, профессиональных испытаний, проверку послужного списка и рекомендаций).
  4. «Деловая игра» для рядовых сотрудников – моделирование проблемной ситуации и способов ее решения (например, в выходной день не хватает шезлонгов «Что делать и как себя вести с посетителями?»).

4.

Создание программы нормированного учёта работы и отдыха сотрудников

  1. Введение системы «Умные браслеты» с целью повышения жизненной активности сотрудника и снижения усталости, вследствие которой может быть невнимательность, плохое самочувствие как физическое, так и эмоциональное на рабочем месте, которое может привести к ЧП в водном комплексе. «Умные часы» реагируют на состояние организма и сообщают, когда надо сделать перерыв и поменяться с другим сменщиком, когда надо поесть.
  2. Созданием сменного графика с учётом пожеланий сотрудников (например, мама с ребенком – утром ей надо вести его в школу, тогда в графике ее смена, желательно, должна быть дневная и т.д.).
  3. Создание гибкого графика для определенных сотрудников - можно назначить такой режим удаленным программистам, с которыми компания сотрудничает.