Файл: Современные методы стратегического анализа внутренней среды организации в условиях макроэкономической нестабильности на примере компании ООО «Ква-Ква» (Применение внутреннего управленческого анализа по модели «Шести ячеек» М. Вайсборда на примере компании.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях макроэкономической нестабильности российские организации должны научиться жить в соответствии с требованиями рыночной экономики, важнейшим условием для этого является анализ и управление внутренними факторами организации. Но при этом, руководители не должны забывать и о целевом назначении своей фирмы, следить за производством и оказанием услуг на высшем уровне. И таким образом поддерживать свою конкурентоспособность. Развитие рыночных отношений в России предъявляет новые требования к качеству управления, характеру решаемых при этом задач, а также методам их решения. Подходить со старыми методами управления к новым явлениям экономической деятельности недопустимо. Необходима новая концепция управления, адекватным образом отражающая перемены в экономике. Такой новой концепцией для российской экономики является стратегическое управление организацией.

Не существует стратегии, единой для всех компаний, так же, как не существует единого универсального стратегического управления. Каждая компания в своем роде уникальна, поэтому и процесс выработки стратегии для каждой организации уникален, так как он зависит от позиции компании на рынке, динамики ее развития, ее потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимого ею товара или оказываемых услуг, состояния экономики, организационной среды и ещё многих факторов. И в то же время есть некоторые основополагающие моменты, которые позволяют говорить об обобщенных принципах выработки стратегии поведения и осуществления стратегического управления.

Умение выделить и проанализировать элементы внутренней среды организации является залогом успеха фирмы. Изучение внутренней среды компании дает руководству возможность адекватно оценить внутренние ресурсы и возможности компании. Выявляя сильные и слабые стороны компании, руководство имеет возможность расширять и укреплять конкурентные преимущества и, соответственно, предупредить возникновение возможных проблем.

Цель исследования – изучение и практическое применение современных методов стратегического анализа внутренней среды организации в условиях макроэкономической нестабильности.

Объектом исследования является российская компания ООО «Ква-Ква» - парк водных развлечений «Ква-Ква парк» и центр досуговой деятельности для всей семьи.

Предметом исследования является - внутренний управленческий анализ, диагностическая модель «Шести ячеек» М. Вайсборда.


Задачи исследования:

    1. Изучить структуру стратегического анализа.
    2. Изучить теоретико-методологические основы процесса стратегического анализа внутренней среды организации.
    3. Исследовать методы проведения стратегического анализа внутренней среды организации.
    4. Проанализировать ключевые факторы внутренней среды организации.
    5. Провести внутренний управленческий анализ по модели «Шести ячеек» М.Вайсборда.
    6. Выявить внутренние организационные проблемы деятельности компании ООО «Ква-Ква».
    7. Разработать основные рекомендации и пути решения внутренних организационных проблем в ООО «Ква-Ква».

Курсовая работа состоит из двух частей: теоретической и практической. В теоретической части мы будем анализировать теоретические основы стратегического анализа внутренней среды, а в практической части данной работы мы проведем анализ внутренней среды организации в условиях макроэкономической нестабильности на примере российской компании ООО «Ква-Ква».

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Определение и структура стратегического анализа

В современных экономических условиях функционирования предприятий в России, которые характеризуются высокой нестабильностью внешней среды и темпов ее изменения, важностью построения эффективной внутренней среды организаций, актуальным является использование эффективных методов и инструментов стратегического анализа и управления.

Стратегический менеджмент - процесс, находящийся в постоянном движении. Изменение как внутри организации, так и вне ее, или все вместе требует соответствующих коррективов стратегии, поэтому процесс стратегического управления представляет собой замкнутый цикл. Задача оценки деятельности и принятия коррективов является одновременно концом и началом цикла стратегического менеджмента. Ход внешних и внутренних событий рано или поздно вынуждает пересматривать предназначение компании, цели деятельности, стратегию и процесс ее осуществления. Задача менеджмента - находить пути для улучшения существующей стратегии и следить за тем, как она выполняется.


Существует множество моделей процесса стратегического управления, которые в той или иной мере детализируют последовательность шагов этого процесса, однако три ключевых этапа являются общими для всех моделей:

  • стратегический анализ;
  • стратегический выбор;
  • реализация стратегии.

Анализ – это метод познания объектов, явлений и процессов, в основе которого лежит изучение их составных частей – элементов. Метод анализа позволяет получить необходимую информацию о структуре объекта[1,3] исследования, а также выделить из общей массы фактов те, которые относятся к рассматриваемому вопросу.

В менеджменте объектами анализа являются организации, точнее – организационные системы, элементами которых, в зависимости от целей исследования, могут быть подразделения, функции или разнообразные социально-экономические процессы.

Любой анализ как метод исследования имеет определенную цель. В тех случаях, когда целями анализа являются выявление состояния внешней и внутренней среды организации в интересах определения долгосрочных и масштабных целей ее развития, говорят о стратегическом анализе.

В структуре стратегического управления первым этапом является этап стратегического анализа. Этот этап интерпретирует стратегическое положение организации с помощью, определения изменений, которые возникли в экономическом окружении организации, и выявление их воздействия на организацию и ее деятельность, а также определения преимуществ и ресурсов организации в зависимости от их изменений.

Стратегический анализ – это комплекс исследований, направленных на глубокое и всестороннее изучение текущего состояния организации и внешнего окружения в интересах выявления критических факторов стратегического успеха и обоснованного выбора стратегии.

Основная цель стратегического анализа - оценка ключевых воздействий на нынешнее и будущее положение компании и определение их специфического влияния на стратегический выбор.

Стратегический анализ предполагает изучение: внешней среды (макроокружение) и внутренней среды организации.

Анализ внешней среды направлен на то, чтобы выяснить, на что может рассчитывать фирма, если она успешно проведет работу, и на то, какие осложнения могут ее ждать, если она не сумеет оперативно предотвратить негативные выпады, которые может преподнести ей окружение [9, 11, 16].

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, на которые может рассчитывать компания в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели компании, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Важно помнить, что компания не только занимается экономической деятельностью, но и обеспечивает возможность существования своему коллективу.


Необходимость проведения стратегического анализа определяется несколькими факторами:

  • он необходим при разработке стратегии развития организации и в целом для реализации эффективного менеджмента;
  • он необходим для оценки привлекательности организации, с точки зрения внешнего инвестора, определения позиции организации в национальных и иных рейтингах;
  • он позволяет выявить резервы и возможности организации, определить направления адаптации внутренних возможностей организации к изменениям условий внешней среды.

Первым этапом анализа всегда является четкое определение основополагающих категорий: объекта, предмета, цели и задач исследования (табл.1).

Таблица 1

Основные категории стратегического анализа

Категория

Пояснение

Объект исследования

Это определенный объект или процесс, порождающий проблемную ситуацию, то, на что направлен анализ. Общим объектом исследования в стратегическом менеджменте является организация в ее системной взаимосвязи с внешней средой. Для проведения отдельных видов анализа выбирают частные объекты исследования: факторы макроокружения фирмы, отрасль, рынок, внутреннюю среду организации и т.п.

Предметом исследования

Предметом исследования может быть: система управления организацией, неформальная группа, компетентность персонала, эффективность маркетинга и т. п. В стратегическом менеджменте - это выявление сильных и слабых сторон организации в целом; необходимость и масштабы организационных изменений и т.п.

Цель исследования

Это ожидаемый конечный результат анализа. Цель зависит от объекта и предмета исследования.

Задачи исследования

Правильная постановка цели стратегического анализа позволяет поставить ряд частных задач исследования. Задачи раскрывают и уточняют цель, позволяя лучше понять ожидаемые результаты и пути их достижения.

Рассмотренные нами выше в таблице 1 категории «объект», «предмет», «цель» и «задачи» определяют дальнейший выбор менеджерами компании методов и инструментов стратегического анализа.

Проведение стратегического анализа включает в себя исследование динамики окружающей среды и, непосредственно, самого потенциала организации. Потенциал организации изучается с целью его использования при построении конкурентных преимуществ. Важную роль в стратегическом анализе играет выявление основных умений и навыков - тех умений и навыков, которые дают компании конкурентные преимущества и определяют основные направления ее деятельности.


Результатом стратегического анализа должно стать определение соответствия внутренних ресурсов и возможностей стратегическим задачам компании, задачам удовлетворения потребностей рынка и обеспечения конкурентоспособности предприятия. Углубленный анализ отдельных направлений хозяйственной деятельности выступает при этом тем вспомогательным инструментом, к которому при необходимости обращаются при проведении стратегического анализа внутренней среды предприятия.

Современные методы стратегического анализа внутренней среды организации

При разработке стратегии организации менеджеры должны исследовать не только внешнюю среду, но и ситуацию внутри предприятия. Необходимо идентифицировать те внутренние факторы, которые могут рассматриваться как сильными и слабыми сторонами организации, оценить их [5,10,14] возможность и установить, какие из этих факторов могут стать основой конкурентных преимуществ.

Сильная сторона - это то, в чем организация преуспела, какая-то особенность, предоставляющая ей дополнительные возможности и конкурентные преимущества (например, высококвалифицированные специалисты, современная технология, дополнительные услуги).

Слабая сторона - это отсутствие чего-то важного для функционирования компании или то, что ей не удается (в сравнении с другими), или нечто, ставящее ее в неблагоприятные условия.

Внутренняя среда организации - это перечень всех внутриорганизационных факторов, процессов и ресурсов организации, влияющих на ее функционирование и развитие.

В зависимости от целей и особенностей проведения анализ внутренней среды может иметь разные названия. Чаще всего такое исследование называют:

  • управленческий анализ;
  • организационно-управленческий анализ;
  • самоанализ организации;
  • бизнес-диагностика;
  • организационная диагностика.

Каждое из этих наименований отражает какую-то особенность внутреннего анализа, в целом же под анализом внутренней среды понимается процесс всестороннего исследования внутренних ресурсов, разнообразных аспектов деятельности и возможностей компании, а также выявления ее стратегических проблем.

Анализ внутренней среды организации имеет следующие значения для организации:

  • информация о внутренней среде фирмы необходима менеджеру, чтобы определить внутренние возможности, сильные и слабые стороны, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей; [2, 15, 19]
  • анализ внутренней среды позволяет уяснить цели и задачи организации;
  • указывает на то, что помимо производства продукции, оказания услуг организация обеспечивает возможность существования своим работникам, создает определенные социальные условия для их жизнедеятельности.