Файл: Мотивация и ее теории (Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

«Верьте в талант и творческие силы каждого воспитанника!». Эти слова одного из самых замечательных педагогических деятелей современности - Василия Александровича Сухомлинского - можно было бы поставить эпиграфом ко всему, что было им написано. Опыт собственной многолетней учительской практики, обобщение огромного педагогического наследия прошлого убедили его в том, что «сила и возможности воспитания неисчерпаемы». Воспитание точно отражает жизнь, и оно должно быть полным жизни и от полноты жизни идущим, тогда оно имеет силу.

Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.

Сухомлинский одним из первых в советской педагогике своего времени стал разрабатывать гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли.

Современность, как считал Сухомлинский, развитие советского государства наиболее обеспечивает развитие гармоничной личности. Поэтому тезис: «вход в тот дворец, имя которому – знания, образованность, приобщение к богатствам человеческой культуры, мыслился и переживался как величайшее благо нашего строя, нашего общества...» должен стать обязательным для любого представителя молодого поколения нашей страны [10].

Гуманистические идеи Сухомлинского нашли отклик у современников и педагогов последующего поколения. Например, мы можем видеть их развитие в личностно-ориентированном подходе в образовании, который получил развитие в 80-90-х гг. XX столетия. Педагоги этого направления выступили против авторитарной педагогики и школы, они предложили свой подход для преобразования отечественной школы.[1].


В настоящее время перед нашим обществом стоит великая цель воспитания новой личности, свободной, способной к активной, творческой деятельности во всех сферах жизни. Из этой цели возникают следующие задачи:

1) выявление сущности личности

2) изучение появления различных сторон личности, особенности протекания психических процессов, особенности психического состояния, психологические свойства личности

3) познать законы формирования личности.

Определить воспитание можно как воздействие на человека, но для развития целостной личности важно понимать воспитание как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей. Воспитание в таком понимании направленно на выработку у человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем. Что требует от обращения человека " внутрь себя ", к своим истокам. Воспитание есть поиск личностью (самостоятельно и с помощью наставника) способа построения нравственной, подлинно человеческой жизни на сознательной основе, оно соотносится с поиском ответов на вопросы: кто я? как я живу? зачем так поступать? чего хочу от жизни? от себя? от других? куда двигаться дальше?

Тогда цель воспитания в ее широком понимании будет ориентироваться на формирование у личности рефлекторного, творческого, нравственного отношения к собственной жизни в соответствии с жизнью других людей. Воспитание развитой личности неотделимо от мира культуры. У каждого человека есть понимание значимости культуры.

Формирование личности происходит на основе всех аспектов: физического, нравственного, умственного, аскетического воспитания, а так же трудового. Мы коснёмся некоторых аспектов детской и педагогической психологии, получивших глубокую и самобытную разработку в педагогическом творчестве В.А. Сухомлинского. Сказанного вполне достаточно, чтобы в полной мере осознать и оценить широту охвата, глубину проникновения педагога в наиболее актуальную для наших дней проблематику детской и педагогической психологии.[2]

Цель: Определить основные психолого-педагогические идеи В.А.Сухомлинского, определившие развитие педагогической теории и практики в наши дни.

Задачи:

  • осуществить анализ педагогической литературы, посвященной жизни и творчеству В.А.Сухомлинского
  • определить психолого-педагогические идеи педагога, составившие специфику его профессиональной деятельности
  • установить направления в развитии современной педагогической науки и практики, методологические основания которых связаны с воззрениями педагога-классика

Глава I. Педагогические взгляды В.А. Сухомлинского

Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово.

Когда его спрашивали: ”Что самое главное было в его жизни? ”, он отвечал: ”Любовь к детям!” Искренняя любовь к детям и подлинная педагогическая культура, по Сухомлинскому, понятия нерасторжимые. Он считал, что учитель обязан уметь дорожить детским доверием, щадить беззащитность детей, быть для него воплощением добра и справедливости. Без этих качеств не может быть учителя.

“Если учитель стал другом для ребенка, если эта дружба озарена благородным влечением, порывом к чему-то светлому, разумному, в сердце ребенка никогда не появится зло. И если в школах есть насторожившиеся, ощетинившиеся, недоверчивые, а иногда и злые дети, то лишь потому, что учителя не узнали их, не нашли подхода к ним, не сумели стать их товарищами. Воспитание без дружбы с ребенком можно сравнить с блужданием в потемках”.[11]

Рожденная в живом опыте Павлышской школы методика воспи­тания коллектива основывалась не на «организационных зависимос­тях», а на развитии духовных богатств личности, потребности в человеке, готовности привносить в коллектив плоды своей «ин­дивидуальной духовной деятельности» и обогащаться в духовном общении.

Мир, окружающий человека, - это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. В природе вечный источник прекрасного. Природа – благодатный источник воспитания человека. Среди различных средств воспитания воспитание красотой стоит у Сухомлинского на первом месте. Именно обращение к красоте, облагораживание души, переживание красоты и снимает “ толстокожесть”, утончает чувства ребенка настолько, что он становится восприимчив к слову, а значит, становится воспитываемым.

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Слушая музыку, человек познает себя, и познает, прежде всего, что он, человек, прекрасен, рожден для того, что бы быть прекрасным, и если в нем есть что – то плохое, то это плохое надо преодолеть; почувствовать плохое в самом себе и помогает музыка.” [11]


В школе Сухомлинского много внимания уделялось слушанию музыки. Первой задачей, которая при этом ставилась, было вызвать эмоциональную реакцию на мелодию и потом постепенно убедить детей, что красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира; музыкальная мелодия как бы призывала человека – остановись, прислушайся к музыке природы, наслаждайся красотой мира, бери эту красоту и умножай ее.[3]

Труд как осно­ва воспитания нового человека в теории и практике Павлышской школы наполнялся также необычными для советской педагогичес­кой мысли личностной направленностью и духовно-нравственным содержанием. Системе трудового воспитания в сельской школе была посвящена кандидатская диссертация Сухомлинского. В течение последующих пятнадцати лет эта система непрерывно со­вершенствовалась, обеспечивала учащимся все большие возможнос­ти для удовлетворения своих трудовых интересов и склонностей, самореализации и самоопределения, подготовки к профессиональ­ной деятельности.

Главное же заключалось в том, что педагогичес­ки организованный труд выступал ничем не заменимым средством воспитания. «Что означает идея: Труд - основа всестороннего гар­монического развития? В практической работе с детьми и подрост­ками. Это означает, что от труда идут крепкие нити к интеллекту­альному, моральному, эстетическому, эмоциональному, физическо­му развитию, к становлению идейной, гражданской основы лично­сти».[3]

1.1 В.А. Сухомлинский о воспитании и обучении.

Рассмотрим такие широко известные произведения В. А. Сухомлинского как: - "Сердце отдаю детям", "Рождение гражданина", а также "Письма к сыну". Эти произведения, по нашему мнению тематически связаны между собой и составляют своеобразную трилогию, в которой автор поднимает актуальные проблемы: воспитания ребенка, подростка, юноши.

Сегодня, когда творчество В. А. Сухомлинского приобрело черты завершенного и логического целого, особенно отчетливо видно значение его книг. Каждая из этих работ - отдельное, самостоятельное и законченное произведение. Представленные же, как трилогия, они раскрывают комплекс проблем формирования марксистско-ленинского мировоззрения и коммунистического воспитания подрастающего поколения. Написанные в последний период жизни Василия Александровича, эти книги принадлежат к главным, во многих отношениях программным его трудам и в своей совокупности дают четкое представление и о педагогической системе Сухомлинского, и о его личности как теоретика и педагога-практика. У всех произведений, вошедших в трилогию, счастливая судьба: их сразу оценили как заметное явление педагогической мысли. Книга "Сердце отдаю детям" была первой в области педагогической пауки работой, отмеченной Государственной премией УССР (1974 г.), а дилогия "Сердце отдаю детям" и "Рождение гражданина" получила в 1973 г. первую премию Педагогического общества УССР.


Глубокая внутренняя связь произведений, вошедших в трилогию, позволяет нам понять, как Василий Александрович решал проблемы развития, формирования и воспитания, обучения и образования детей в единстве с потребностями нашего социалистического общества. Сухомлинский выделяет три составные части воспитательного процесса: педагог - воспитанник - коллектив.

Первая книга трилогии "Сердце отдаю детям", впервые вышедшая в 1969 г., она сразу приобрела широкую популярность, выдержала 46 изданий на 23 языках мира, в том числе на английском, французском, немецком, японском, китайском. Своей популярностью она обязана и манере изложения, и поднятой проблематике.

"Школа под голубым небом", описанная в книге,- это своеобразная творческая лаборатория, в которой идет сложный процесс физической закалки, умственного развития, духовного становления, эмоционально-эстетического роста, трудового приобщения, идейного пробуждения детей. Главными средствами педагогического воздействия здесь выступает природа, язык, творчество, труд: "...Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в красоте, воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям",- писал Сухомлинский.

Язык, слово Василий Александрович трактовал очень широко (это и слово учителя, и книга, и язык природы, и язык музыки, живописи) и придавал им очень большое значение. Слова призваны пробудить пытливую мысль ребенка, способствовать выявлению его творческой индивидуальности; дети должны понять нерасторжимую связь языка с Родиной, культурными традициями народа. В начальной школе слово объединяет в себе мысль и фантазию, ведь для детей этого возраста сказка, выдумка, игра - слагаемые духовного мира. "Сказка, - подчеркивал педагог это, - образно говоря, свежий ветер, раздувающий огонек детской мысли и речи".

В книге "Сердце отдаю детям" широко представлено детское творчество как средство и результат воспитания. Создание сказок, тонкие наблюдения над природой, умение передать ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром - в этом Василий Александрович видел слияние творческою восприятия с анализом, с размышлением, с нравственным, гражданским содержанием. Эмоционально-эстетическая окраска слова, его тончайшие оттенки - вот в чем животворный источник детского творчества".

Большое место ֹв кֹнֹиֹге, кֹаֹк и вֹо всех рֹаֹбֹотֹах В. А. Сухֹоֹмлֹиֹнсֹкֹоֹгֹо, зֹаֹнֹиֹмֹают идеֹи трудֹоֹвֹоֹгֹо вֹоспֹитֹаֹнֹия кֹаֹк вֹаֹжֹнеֹйֹшеֹгֹо фֹаֹктֹорֹа рֹазֹвֹитֹия лֹиֹчֹнֹостֹи. Пֹоследֹоֹвֹательֹныֹй мֹарֹксֹист, оֹн рֹассֹмֹатрֹиֹвֹал труд кֹаֹк глֹаֹвֹнֹое сֹодерֹжֹаֹнֹие и сֹмысл жֹизֹнֹи, сֹчֹитֹал вֹоспֹитֹаֹнֹие пֹотреֹбֹнֹостֹи трудֹиться осֹнֹоֹвֹнֹоֹй зֹадֹаֹчеֹй всеֹй сֹистеֹмы кֹоֹмֹмуֹнֹистֹиֹчесֹкֹоֹгֹо вֹоспֹитֹаֹнֹия, оֹцеֹнֹиֹвֹал труд кֹаֹк результֹат слֹоֹжֹных и нелеֹгֹкֹих уֹмстֹвеֹнֹных и фֹизֹиֹчесֹкֹих оперֹаֹцֹиֹй.


Смотрите также файлы