Файл: Мотивация и ее теории (Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского разносторонне и многопланово).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для В.А. Сухֹоֹмлֹиֹнсֹкֹоֹгֹо не былֹо дֹилеֹмֹмы: лֹиֹчֹнֹость илֹи кֹоллеֹктֹиֹв. "Этֹо дֹве грֹаֹнֹи, дֹве стֹорֹоֹны едֹиֹнֹоֹгֹо челֹоֹвеֹчесֹкֹоֹгֹо бытֹия. Нет, и не мֹоֹжет, быть вֹоспֹитֹаֹнֹия лֹиֹчֹнֹостֹи вֹне кֹоллеֹктֹиֹвֹа, тֹоֹчֹнֹо тֹаֹк же, кֹаֹк не мֹоֹжет быть "ֹаֹбстрֹаֹктֹнֹоֹгֹо" кֹоллеֹктֹиֹвֹа без лֹиֹчֹнֹостеֹй".[9]

Итֹаֹк, Сухֹоֹмлֹиֹнсֹкֹиֹй пֹоֹкֹазыֹвֹает: детֹи дֹолֹжֹны пֹостֹояֹнֹнֹо переֹжֹиֹвֹать рֹадֹость успехֹа, преֹодֹолеֹнֹия трудֹнֹостеֹй. Нельзя дֹаֹвֹать реֹбеֹнֹку пֹоֹчуֹвстֹвֹоֹвֹать, будтֹо оֹн хуֹже друֹгֹих, не спֹосֹоֹбеֹн, отстֹает, нельзя уֹнֹиֹжֹать еֹгֹо дֹостֹоֹиֹнстֹвֹо: оֹн не вֹиֹнֹоֹвֹат в тֹоֹм, чтֹо дуֹмֹает медлеֹнֹнее друֹгֹих. Пֹостֹояֹнֹнֹо пֹоддерֹжֹиֹвֹать реֹбеֹнֹкֹа, не стֹаֹвֹить еֹму плֹохֹих оֹцеֹнֹоֹк, не стֹаֹвֹить еֹму нֹиֹкֹаֹкֹих отֹметֹоֹк, пֹоֹкֹа оֹн не дֹоֹбьется успехֹа. Оֹцеֹнֹиֹвֹать не зֹнֹаֹнֹие сֹаֹмֹо пֹо сеֹбе и не стֹарֹательֹнֹость, а иֹмеֹнֹнֹо прֹодֹвֹиֹжеֹнֹие вперед, этֹот результֹат сֹоедֹиֹнеֹнֹия зֹнֹаֹнֹия сֹо стֹарֹательֹнֹостью. "Уֹчеֹнֹие - труд, серьезֹныֹй труд реֹбеֹнֹкֹа, следֹоֹвֹательֹнֹо, оֹнֹо дֹолֹжֹнֹо быть рֹадֹостью, пֹотֹоֹму чтֹо труд, успех в труде, преֹодֹолеֹнֹие препятстֹвֹиֹй в труде, еֹгֹо результֹат - все этֹо нֹадеֹжֹные истֹоֹчֹнֹиֹкֹи челֹоֹвеֹчесֹкֹоֹй рֹадֹостֹи".[3]

2.2. Рֹоль гуֹмֹаֹнֹистֹиֹчесֹкֹих идеֹй В.А.Сухֹоֹмлֹиֹнсֹкֹоֹгֹо в рֹазֹвֹитֹиֹи теֹорֹиֹи и прֹаֹктֹиֹкֹиличностно - ориентированного образования

Гуманистическая направленность педагогики Сухомлинского объединяла учеников и учителей. Василий Александрович не верил в спасительную силу наказаний, был против, как он говорил, «педагогического экстремизма», убежден был, что воспитание можно действительно возможно, если между воспитателем и воспитанниками устанавливается духовное единство, если они на какой-то ступени развития обоюдных отношений становятся единомышленниками в утверждении высоких нравственных ценностей.


Сухомлинский учит, что педагог, воспитатель призван чувствовать в каждом своем воспитаннике активное существо, читать его душу, угадывать его сложный духовный мир, но при этом – беречь, щадить его неприкосновенность, уязвимость, ранимость его. Он предостерегал от нанесения нечаянных ран и обид, тревог и беспокойства и настаивал на уважении личности воспитанника. Но эту свою способность наставник должен передать и своему ученику. Только уважая достоинство другого, человек может снискать уважение и к себе. «Сердце отдаю детям» – так назвал Сухомлинский книгу, которая стала итогом тридцати трех лет безвыездной работы в сельской школе.

В предисловии он рассказал, какое огромное влияние на него оказали жизнь и подвиг Януша Корчака. Корчак был воспитателем сиротского дома в варшавском гетто. Гитлеровцы обрекли несчастных детей на гибель в печах Треблинки. Когда Янушу Корчаку предложили выбрать жизнь без детей или смерть вместе с детьми, он без колебаний и сомнений выбрал смерть. Он пошел на смерть вместе с ребятами, успокаивал их, заботясь, чтобы в сердца малышей не проник ужас ожидания смерти. «Жизнь Януша Корчака, его подвиг изумительной нравственной чистоты – пишет Сухомлинский, - явились для меня вдохновением. Я понял: чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им сердце».[11]

В одном из очерков Сухомлинский рассказывает о судьбе мальчишки, у которого, считалось, нет способностей. А учитель – биолог открыл в нем скрытую «пружинку» с помощью, которой, был пробужден интерес, и стало развиваться творческое начало. Только труд пробуждает разум и открывает неисчерпаемый источник волевых усилий, направленных на преодоление трудностей. Автор подчеркивает, что волевые мотивы, побуждающие к преодолению трудностей, должны быть связаны не с удовлетворением личного тщеславия, собственного самолюбия, а с сознательным отношением к труду, с подготовкой к будущей деятельности. Воспитание интереса, потребности в самостоятельной осмысленной деятельности закладывает в характер стимул самосознания личности. Равнодушие, инертность школьника – его собственный враг номер один. Сухомлинский призывал докапываться до самых корней этой опасности и решительно ее устранять. Один из таких корней – навязывание готовых формулировок, лозунгов, назиданий, риторических правил. В подобном случае в сознании включаются тормоза. Снять их можно только живым делом и примером.[7]

Огромную роль в процессе формирования характера и высоких нравственных качеств Сухомлинский отводит общению с природой. Все то, что приходит в ум и сердце ребенка из книги, из учебника, из урока, приходит лишь потому, что рядом с книгой окружающий мир, в котором малыш делает свои нелегкие шаги от рождения до того момента, когда он сам может открыть и прочитать книгу. Человек был и всегда останется сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Такое человеческое качество, как тонкость, эмоциональность натуры, выражается в том, что окружающий мир обостряет способность к переживаниям. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, страдания, несчастья другого человека, совесть заставляет его прийти на помощь. Эмоциональную чуткость нужно воспитывать с раннего детства. Детские годы, тот возраст, который считается возрастом беззаботной радости, игры, сказки, – это истоки жизненного идеала. Перед взором ребенка открывается многогранный мир с его противоречиями и сложностями.[3]


Самая ценная нравственная черта хороших родителей, которая передается детям без особых усилий, – это душевная доброта матери и отца, умение делать добро людям. В семьях, где отец и мать отдают частицу своей души другим, принимают близко к сердцу радости и горести людей, дети вырастают добрыми, чуткими, сердечными. Самое большое зло – эгоизм, индивидуализм отдельных родителей. Иногда это зло выливается в слепую любовь к своему ребенку. Если при этом отец и мать не видят других людей, эта гипертрофированная любовь, в конце концов, оборачивается несчастьем.[8]

Ребенок – зеркало семьи. В детях отражается нравственная чистота матери и отца. Задача школы и семьи – дать каждому ребенку счастье. «Счастье многогранно.ВПавлышской школе была разработана система работы с родителями учащихся, которая помогала осуществить цели гуманизации воспитания. Педагогические знания родителей особенно важны в тот период, когда мать и отец являются единственными воспитателями своего ребенка – в дошкольные годы. В возрасте от 2 до 6 лет умственное развитие, духовная жизнь детей в решающей мере зависят от этой элементарной педагогической культуры матери и отца, которая выражается в мудром понимании сложнейших душевных движений развивающегося человека.[11]

Личностно - ориентированное обучение открывает широкие возможности для решения таких актуальных задач, как демократизация, гуманизация и гуманизация системы образования. В центре внимания личностно - ориентированного образования находится ребенок, развитие его способностей, его становление как личности. Учащийся рассматривается как субъект учебной деятельности. Меняется и роль учителя: его саморазвивающаяся личность призвана помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для актуализации его самообразовательной и самовоспитательной деятельности.

Первые шаги в практической реализации личностно-ориентированного обучения были предприняты в западных странах в 50-е годы XX века. С 60-х годов оно получило там широкое распространение. В основе личностно ориентированной модели обучения лежат идеи, разработанные в трудах многих мыслителей и конечно же В.А. Сухомлинского. При всех различиях их взглядов базовые, фундаментальные положения их концепций дополняют и развивают друг друга. Это позволяет говорить о единой гуманистической философской и психолого-педагогической парадигме, в русле которой и развивается теория и практика личностно-ориентированного обучения.[13]


В нашей стране в последние десятилетия идеи личностно- ориентированного обучения все чаще входят в педагогическую практику. Используя опыт западной педагогики и лучшие традиции педагогики отечественной.

Взгляды В.А. Сухомлинского во многом определили взгляд других педагогов на личностно – ориентированное образование, на индивидуальный подход к каждому ученику как к отдельному целому.[10]

Заключение

«На любви к детям держится мир». Во все эпохи лучшие педагоги именно эту мысль считали главной в деле воспитания. Василий Александрович Сухомлинский был из их числа. «Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям» - так писал он в главной книге своей жизни «Сердце отдаю детям». И название ее вовсе не красивый литературный оборот, а «чистая» правда.

Он поистине «соком мозга и кровью сердца» (Луначарский) созидал себя как гуманиста, человека куль­туры, разносторонней образованности, растил коллектив педагогов-единомышленников, строил и совершенствовал жизнь школы, сде­лав ее очагом духовно-нравственного становления личности. Обла­дая не только педагогическим, но и литературным даром, Сухомлин­ский изложил свой богатейший, уникальный опыт, свои философско-педагогические воззрения в многочисленных статьях, книгах, оставил большое рукописное наследие.

В.А. Сухомлинский - гуманист, мыслитель, педагог. Творчество Сухомлинского с каждым годом привлекает все более пристальное внимание мировой научной и педагогической общественности, как в нашей стране, так и за рубежом. И это не случайно. Разработанная им педагогическая система не только обогатила педагогическую науку новаторскими идеями и положениями, внесла вклад, как в теорию, так и в практику образования и воспитания, но и составила значительный, революционный этап в развитии отечественной педагогической мысли.[10]

Сейчас вряд ли можно встретить учителя, воспитателя, который бы в той или иной мере не был знаком с его педагогическим наследием, как и вряд ли можно найти хотя бы несколько публикаций по педагогическим проблемам, в которых бы их авторы не ссылались на положения и выводы выдающегося педагога. В утвердившемся среди педагогической общественности мнении В.А. Сухомлинский предстает, прежде всего, как знаток и поборник внедрения психологических знаний в школьную практику.

В заключение, воспользовавшись результатами исследований М.И. Мухина, изложу схематично концептуальные положения и основополагающие принципы педагогической системы В.А. Сухомлинского, определяющие гуманизм его педагогики.[1]


Как подлинный гуманист Василий Александрович прекрасно понимал и постоянно отстаивал значимость всесторонности и гармоничности в развитии личности как целостном и системном образовании.

Определяющее значение придает В.А. Сухомлинский системо-образующему фактору — нацеленность всей учебно-воспитательной работы на формирование у школьников высоких нравственных качеств. Центральный стержень, без которого немыслима гармоничная, всесторонне развитая личность, по убеждению педагога, — это человечность в человеке. Именно к этому стержню привязывает он все, что приобретается ребенком в жизни вообще и в школе в частности. «Без нравственной чистоты теряет смысл все — образование, духовное богатство, трудовое мастерство, физическое совершенство».[12]

При этом Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что средоточием нравственности является долг. Поэтому одним из оснований его педагогики является идея нравственного долга: человека перед человеком, обществом, Отечеством; отца и матери перед своими детьми и детей перед родителями; отдельной личности перед коллективом и перед высшими нравственными принципами.

В докторском докладе В.А. Сухомлинского в связи с проблемой воспитания всесторонне развитой личности получает раскрытие тема необходимости формирования «высокой педагогической культуры семьи», основным методом формирования которой он считает «проведение этических бесед, посвященных высокой миссии матери и отца. Это беседы о любви и дружбе, браке, деторождении, воспитании детей».

Педагог, очевидно, впервые в отечественной педагогике обсуждает проблему воспитания моральной зрелости как неотъемлемой составляющей воспитания всесторонне развитой личности интегрального личного качества. В это понятие автор включает гражданственность, идейную стойкость, верность убеждениям, готовность их отстаивать, зрелость мысли.

Каждый новый день отделяет нас от того времени, в котором жил и творил В.А. Сухомлинский, но, как это всегда бывает, мысли и дела истинно великих людей со временем не только не устаревают, не только не отдаляются, но становятся все ближе, нужнее новым поколениям. Так и гуманистическая педагогика Василия Александровича Сухомлинского продолжает активно воплощаться и развиваться в жизни современной российской школы. И этот процесс необратим. [6]

Список используемой литературы


Смотрите также файлы