Файл: Нотариат в РФ (Субъекты нотариальной деятельности и основные виды, осуществляемой ими нотариальной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 170

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Правовые основы нотариата в Российской Федерации

Современное законодательство о нотариате представляет собой целый комплекс нормативно-правовых актов, в центре которого, находится Конституция Российской Федерации. Как сказано в ч.1 статьи 48, «Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи», а нотариальная деятельность оказывает юридическую помощь и защиту прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Все основные правовые принципы статуса нотариата, его цели и задачи следуют из Конституции РФ.  Наряду с Основным законом это ряд кодифицированных и иных законодательных актов, подзаконные и ведомственные нормативные акты.  С учетом федеративного устройства России Конституция РФ определила предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст.71) и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст.72) в области прав человека и гражданина. Так, в ведении Российской Федерации находятся регулирование и защита прав человека и гражданина. Нотариат же, согласно п.п. «л» п.1 ст.72 Конституции РФ находится в совместном ведении, т.е. Российская Федерация устанавливает основные принципы деятельности органов нотариата, но субъекты могут детализировать, развивать определенные положения.
Центральным кодифицированным актом, регулирующим основы нотариата, являются Основы законодательства РФ о нотариате11 (далее - Основы). Их принятие было закономерным явлением в связи с зарождением имущественного оборота, объективной необходимостью защиты частной собственности, вовлечением в гражданский оборот недвижимости, земли и иного дорогостоящего имущества. Основы пошли по пути учреждения свободного нотариата, т.е. ввели институт свободных нотариусов – независимых представителей государства. Наряду с основами необходимо выделить следующие кодифицированные акты: 
-Налоговый кодекс Российской Федерации;
- Гражданский кодекс Российской Федерации (Гражданский кодекс содержит очень небольшой вид сделок, для которых требуется обязательная нотариальная форма, но любая сделка по желанию сторон может быть заключена в нотариальной форме.);
- Уголовный кодекс РФ (ГПК РФ закрепляет контроль судебных органов за законностью правоохранительной деятельности нотариусов, это обусловливается тем, что нотариус осуществляет именно правоохранительную функцию); 
- Семейный кодекс РФ и другие законодательные акты.
Среди нормативных актов направленных на регулирование организационных основ нотариата отдельно необходимо выделить подзаконные нормативные акты: указы президента РФ и постановления правительства РФ. Они не должны противоречить вышеназванным законам. Кроме того, Федеральное Правительство вправе принимать постановления, содержащие нормы, посвященные основам нотариата, но только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами либо указами Президента Российской Федерации. Наряду с вышеназванными законами и подзаконными актами, в качестве источников правового регулирования необходимо выделить и материалы судебно-арбитражной практики. Несмотря на то, что в нашей стране судебная практика не является источником права и тем самым не обязательна в правоприменении (как это принято в англосаксонской системе права), тем не менее, в Российской Федерации нижестоящие суды зачастую пользуются обзорами судебной практики для разбирательств дел. Поэтому важно обозначить обзоры арбитражной практики по делам, связанным с основами нотариата. 
Таким образом, законодательство, касающееся нотариата, не является полным, завершенным и совершенным, тем не менее, позволяет нотариату достаточно эффективно осуществлять защиту прав граждан и юридических лиц.
Глава 2. Современное состояние российского нотариата


На сегодня нотариат занимает свое место в правовой системе России. Нотариат позволяет обеспечивать прозрачность гражданского оборота и юридическую безопасность для его участников без каких-либо затрат со стороны государства, в этом уникальность института нотариата, его полезность, а также экономичность для общества.

Однако потенциал нотариата используется недостаточно, что не способствует социальному и экономическому развитию нашей страны. Ведь нотариат способен наряду с другими правовыми институтами дать формальные гарантии права собственности. Нотариальный акт — основа формальной собственности, основанной на гарантированных a priori (т. е. в момент возникновения обязательства, а не ex post) правах.

Реализация нотариатом конституционных прав граждан в части квалифицированной правовой помощи населению, зависит от качества и от кадрового состояния нотариата, от его подготовленности, от его функциональной принадлежности.

Последнее реформирование нотариата состоялось в 1993 году. В этом была насущная необходимость для разрешения хронических проблем, накопившихся к тому времени и препятствующих нормальному правовому обслуживанию граждан и юридических лиц в новых экономических условиях, поскольку государственный нотариат на тот период влачил жалкое существование. Из-за не обустроенных помещений нотариальных контор, низкой зарплаты нотариусов, в стране хронически не хватало нотариусов. На начало 90-х годов их было порядка 4 тысяч. Многие из них не имели высшего образования, справиться с возросшим объёмом нотариального обслуживания в условиях интенсивно развивающихся рыночных отношений такому количеству нотариусов было сложно. Идея реформирования, заключавшаяся в возрождении частного нотариата, в целом оправдала себя. В Российской Федерации утверждено 8030 должностей нотариусов, из них должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 8015. Вакантных должностей нотариусов – 107, из них вакантных должностей нотариусов, занимающихся частной практикой, – 102. Фактически в Российской Федерации осуществляют деятельность 7921 нотариус, включая 7911 нотариусов, занимающихся частной практикой (данные за 2015 год).

По состоянию на 31.12.2015 в Российской Федерации сформирован 2191 нотариальный округ, причем в 42 нотариальных округах все должности нотариусов являются вакантными. В 2015 году упразднено 4 должности нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах, в связи с изменением статуса нотариусов на частнопрактикующих. На начало 2016 года сохранилось всего 12 государственных нотариальных контор. С 01.07.2015 прекращена выдача лицензий на право нотариальной деятельности. Право занятия нотариальной деятельностью с указанной даты подтверждается сведениями о сданном квалификационном экзамене и соответствующей записью в реестре нотариусов и лиц, сдавших квалификационный экзамен. За период с 01.01.2015 по 01.07.2015 выдано 138 лицензий на право нотариальной деятельности. По состоянию на 2016 год частные нотариусы составляют подавляющее большинство (порядка 90%), а в ряде субъектов РФ государственные нотариальные конторы отсутствуют.


Кроме того, у нотариусов в качестве помощников, консультантов, операторов компьютерной техники работают свыше 10 тысяч человек. Созданы нормальные условия для приёма граждан. Повысилось качество обслуживания. Ликвидированы очереди. В систему нотариата пришло много новых, хорошо подготовленных специалистов, профессия нотариуса стала престижной и востребованной в гражданском обороте и в обществе в целом. Система нотариат в целом показала свою устойчивость и способность функционировать в новых условиях. По статистике за 2015 год нотариусами совершены 60597372 нотариальных действия, в том числе:

выдано:

свидетельств о праве на наследство – 3347769;

дубликатов документов – 129441;

свидетельств о праве собственности на долю в общем имуществе супругов – 248868;

удостоверено:

завещаний – 595762; соглашений об уплате алиментов – 25806;

брачных договоров – 46460; договоров ренты – 14574;

договоров залога – 11191;

договоров об отчуждении долей в уставном капитале ООО – 85988; договоров об отчуждении транспортных средств – 16420;

договоров об отчуждении жилых помещений – 75591;

договоров об отчуждении земельных участков – 20457;

договоров об отчуждении земельных участков со строениями – 27364;

договоров об отчуждении строений нежилых помещений – 5457;

приняты меры:

к охране наследственного имущества – 202;

по учреждению нотариусами доверительного управления наследственным имуществом – 11671;

по удостоверению фактов – 12121;

связанные с принятием на хранение документов – 124;

по составлению актов о морском протесте – 28;

по удостоверению  фактов достоверности протоколов органов управления организаций – 30546;

по обеспечению доказательств – 18602;

по принятию на депозит денежных средств и ценных бумаг – 45981;

по свидетельствованию подлинности подписей переводчиков – 6058637;

по свидетельствованию подлинности подписей на заявлениях юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в регистрирующие органы – 2551099;

по свидетельствованию подлинности подписей на банковских карточках – 256594;

подготовлено:

заявлений на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним – 91479;

запросов в Центральный каталог кредитных историй – 3115;

постановлений об отказе в совершении нотариального действия – 29256; засвидетельствовано копий документов и выписок из них – 26232371; совершено протестов векселей – 1030.

В соответствии с частью второй статьи 9 Основ, контроль за исполнением правил нотариального делопроизводства нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляется территориальными органами Минюста России, а в отношении нотариусов, занимающихся частной практикой, – в порядке, определяемом Минюстом России совместно с Федеральной нотариальной палатой. Такой порядок, установлен главой XIII Правил нотариального делопроизводства, утвержденных приказом Минюста России 16.04.2014 № 78 (далее – Правила). Проверки исполнения Правил могут быть плановыми, внеплановыми и повторными. Плановая проверка исполнения Правил проводится один раз в четыре года. Проверка исполнения Правил нотариусом, впервые приступившим к осуществлению нотариальной деятельности, проводится через год после наделения его полномочиями нотариуса. Проверка исполнения Правил может проводиться в иные сроки, если законодательством субъекта Российской Федерации для проведения проверок организации работы нотариуса установлены специальные сроки.


В настоящее время наблюдается тенденция к снижению количества выявленных в ходе проверок нарушений, что обусловлено эффективными мерами по предупреждению типичных нарушений, проводимыми территориальными органами Минюста России совместно с нотариальными палатами, за период с 01.06.2014 по 01.06.2015 совместно с нотариальными палатами ими проведены 1582 проверки исполнения нотариусами Правил. В целом за 2015 год проведено 2137 совместных проверок. По результатам проведенных проверок к 244 нотариусам, занимающимся частной практикой, применены меры дисциплинарного взыскания, в том числе к 43 – по инициативе территориальных органов Минюста России. В отношении 10 нотариусов, занимающихся частной практикой, возбуждены уголовные дела в связи с совершением нотариальных действий, по 2 из них уголовные дела прекращены. В отношении 22 нотариусов, занимающихся частной практикой, направлены в суд обращения о лишении права нотариальной деятельности, из них 6 нотариусов лишены права нотариальной деятельности, в отношении 13 нотариусов обращения находятся на рассмотрении в судах.  Несмотря на связанный с экономическим кризисом общий спад количества сделок с недвижимостью в 2015 году, о котором говорит статистика Росреестра, количество сделок, удостоверенных у нотариуса, в абсолютных цифрах осталось на уровне 2014 года, доля таких сделок серьезно увеличилась, в среднем по стране — более чем на 15%. При этом, в столичном регионе доля нотариально удостоверенных сделок выросла почти на 30%.  Количество нотариально удостоверенных сделок с жилой недвижимостью в 2015 году составило около 78 000, при этом всего нотариусами было подано в Росреестр 97 000 заявлений на регистрацию прав, по этому показателю рост составил почти полтора раза по сравнению с предыдущим годом. Изменения, предусмотренные вступившим в силу в 2014 году Федеральным законом № 379—ФЗ, существенно повысили привлекательность нотариальной формы сделок с недвижимостью, прежде всего, благодаря принципу «одного окна», сокращению срока и упрощению порядка государственной регистрации прав, основанных на нотариально удостоверенном документе. К тому же право подавать заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в органы Росреестра повлекло за собой существенное увеличение количества обращений нотариусов в эти органы на фоне общего снижения количества сделок с недвижимостью в России. Тенденцию на повышение привлекательности нотариальных сделок с недвижимостью продолжил принятый в конце 2014 года Федеральный закон № 457—ФЗ. Прежде всего, это признание повышенной доказательственной силы нотариального акта. Государственная регистрация прав на основании нотариально удостоверенных документов стала производиться в течение трех дней, а в случае представления документов в форме электронных документов — в течение одного дня. Были снижены тарифы на удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимого имущества. Благодаря Федеральному закону № 457—ФЗ нотариусам также было предоставлено право получать сведения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним,  была установлена возможность использования депозита для расчетов по сделке, вместо архаичной системы банковских ячеек.


Новое законодательство о нотариате постепенно приводит к приданию гражданско-правовым отношениям стабильного и бесконфликтного характера, ускоряет гражданский оборот имущества; усиливает роль нотариата как института превентивного правосудия, снижает нагрузки на суды; обеспечивает доступность нотариальной помощи; равного высокого уровня нотариальной защиты прав на территории Российской Федерации; возрастает ответственность нотариусов и нотариальных палат за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей; повышает общий уровень правовой культуры и правовой защищённости граждан.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нотариат современной России выступает в роли полноценного многофункционального института гражданского общества, обеспечивающий охрану и защиту прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В 2015 году произошли самые масштабные изменения в сфере нотариата за последние двадцать лет. Были внесены поправки в Основы законодательства РФ о нотариате Федеральным законом от 29.12.2014 г. № 457 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Принятые законодателем изменения, вступившие в силу с 1 января 2015 года, повысили роль нотариусов в обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Законом значительно упрощен гражданский оборот, но при этом основательно укреплены гарантии прав граждан. Возросла роль нотариусов в формировании стабильного гражданского общества. Государство тем самым показывает, что нотариальное удостоверение сделок  - это экономически выгодно для граждан. Привлекая к заключению сделки нотариуса, можно не сомневаться, что им будет проверена ее законность. С  1 января 2015 года Законом предусмотрена новая, дополнительная ступень защиты имущественных прав и законных интересов граждан - Компенсационный фонд Федеральной нотариальной палаты, формируемый за счет отчислений специального назначения нотариальными палатами всех субъектов Российской Федерации. Средства Фонда перечисляются в счет компенсации вреда, причиненного действиями нотариуса, в случае если личного имущества нотариуса будет недостаточно. Таким образом, в настоящее время нотариус является единственным профессиональным участником гражданского оборота, который может обеспечить гражданам и юридическим лицам гарантии их имущественных прав и обязанностей, неся при этом полную ответственность за причинение вреда. С этого же периода начал функционировать специальный Реестр нотариусов Российской Федерации и лиц, сдавших квалификационный экзамен. Сведения реестра, размещенного на официальном сайте Минюста России в сети Интернет, носят открытый характер. Изменились требования к лицам, желающим стать нотариусом. Теперь нотариусом может быть лицо, получившее высшее юридическое образование в вузе, имеющем государственную аккредитацию, со стажем работы по юридической специальности не менее 5 лет, достигшее возраста 25 лет и не старше 75 лет, сдавшее квалификационный экзамен. Сам квалификационный экзамен теперь будет проводиться с использованием автоматизированной системы, исключающей возможную субъективность при оценке знаний кандидата. Законом также ликвидирован проблемный правовой пробел путем установления порядка осуществления контроля за совершением нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления. Такой контроль будет осуществляться территориальными органами Минюста России. Это только малая часть изменений. Естественно, законодателю предстоит еще немало работы: из новелл закона вытекает не менее пятнадцати подзаконных и локальных актов, разработка которых активно идет сейчас с участием Федеральной нотариальной палаты и Минюста России. И этим законом список законодательных инициатив не оканчивается. Говоря о перспективах повышения роли нотариуса в обеспечении безопасности гражданского оборота, можно отметить следующие основные направления: это, во-первых, участие нотариуса в формировании государственных реестров. С 2014 года нотариус участвует в формировании реестра залогов движимого имущества, а начиная с 1 июля 2015 года нотариусы вносят сведения в Единые федеральные реестры сведений о фактах деятельности юридических лиц и сведений о банкротстве.