Файл: Личностные деформации стрессового типа (Влияние стресса на деформацию личности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 132

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Каждый человек обладает той или иной профессией, которая накладывает отпечаток на личность и на жизнь в целом. В течение всей жизни человек развивается в личностном плане и в профессиональном. Проблема влияния профессии на личность очень актуальна на современном этапе.

Профессиональная роль сильно влияет на личность, предъявляя к человеку определенные требования, она тем самым преобразует всего человека. Ежедневное, на протяжении многих лет, решение типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, определенный склад мышления и стиль общения.

Цели работы: Изучить понятия личностных деформаций стрессового типа, а также изучить деформации личности на примере учителей.

Задач работы:

Изучить такие понятия как деформация личности, стресс, фрустрация

Изучить влияние стресса на личность

Изучить личностные деформации в профессии учитель.

Глава 1. Личностные деформации и влияние стресса.

1.1.Основные понятия деформации личности

В последнее время феномену личностной деформации уделяется большое внимания, как в личностном, так и профессиональном планах.

В психологической литературе деформация личности чаще всего рассматривается в профессиональном контексте. Деформация личности - изменение качеств и свойств личности (стереотипов восприятия ценностных ориентаций, характера, способов общения и поведения) под влиянием тех или иных факторов, имеющих для нее жизненно важное значение.[2]

Если человеку не удается справиться с кризисами профессионального роста, то могут возникать личностные деформации. Это проявляется в изменении личности то за счет замены позитивных установок на негативное отношение к себе или другим людям. Возникновению профессиональных деформаций способствуют особенности самой профессиональной деятельности. Так, отмечается, что примерно у пятой части работников социальной сферы наблюдается так называемый синдром «сострадательной усталости», выражающейся в безразличии, в депрессии. У тех, кто имеет дело со страданиями других людей, например у врачей, деформации личности проявляются равнодушием, черствостью, цинизмом. У педагогов возникают истощение, «выгорание», герметизация и уход от контактов, что является следствием духовного переутомления, эмоционального «выкладывания» в профессиональной деятельности. На этой основе складываются деформации в мотивационной сфере личности, выражающиеся приглушением эмоций, исчезновением остроты чувств и переживаний, возникновением конфликтов. Пропадает интерес к профессии. У психологов, психотерапевтов деформация личности может состоять в устойчивом стремлении манипулировать другим человеком, навязывать ему ту или иную картину мира, не учитывая мотивов и целей самого человека, нарушая суверенность личности. Некоторые виды профессий, такие как учителя, судьи, военные, медработники, полицейские тоже могут предрасполагать к профессиональной деформации, к развитию качеств черствости, властности, бездушия, отгороженности от переживаний другого человека. Одним из проявлений деформации личности являются профессиональные этические ошибки – врачебные ошибки, судебные ошибки, ошибки в деятельности педагога.[4]


Ученые отмечают, что представители профессий типа «человек-человек», постоянно работающие с людьми, к которым относятся врачи, педагоги, руководители, работники сферы обслуживания, сотрудники правоохранительных органов имеют опасность подвергаться профессиональной деформации больше, чем представители профессий «человек-техника», «человек-природа». [6]Это связано с тем, что данный тип профессий предполагает обратное общение, так называемую «обратную связь». Общение с пациентом влияет на личность медработника, общение с осужденными – на сотрудников милиции и др. У работающих в данных профессиях существует необходимость игры, так называемого вживания в роль другого, что так же влияет на личность. Такое «вживание» в образы многих других людей является небезопасным для психического здоровья работника. Еще одна черта - это изначально взгляд на другого с профессиональной точки зрения, например как на пациента. [5]

Известно, что профессиональные деформации у представителей различных профессий выражаются по-разному. Например:

  • Авторитарность и категоричность суждения в учительской профессии
  • Грубость, грубый юмор, жесткость, отсутствие сочувствия – у врачей
  • Подавление эмоций, скурпулезность, склонность создавать алгоритмы жизни – у программистов.

Существуют личностные деформации у больных людей. В частности, у больных алкоголизмом, выражается в снижении активности мотивации, отсутствие желания трудиться или что-то менять в том, чем занимается.

Каждому работающему человеку, время от времени, необходимо наблюдение за собой в плане личностных деформаций.

Когда говорится о личностных деформациях стрессового типа, то необходимо подчеркнуть именно стрессовый характер того или иного отклонения в типе личности.

Профессиональный стресс – напряженное состояние работающего человека, возникающее у него при достаточно длительном, более или менее интенсивном воздействии эмоционально-отрицательных и экстремальных факторов, связанное непосредственно с выполняемой профессиональной деятельностью. [6]

Выделяют такие разновидности профессионального стресса:

  • информационный,
  • эмоциональный
  • коммуникативный [4]

Информационный характеризуется в ситуации, когда человек не справляется с возникшей перед ним задачей и не успевает принимать важные решения в ситуации ограничения во времени. К этому прибавляется большая ответственность за принятие решения. Тогда происходят информационные перегрузки, вызывающие такой вид стресса. Иногда данный вид стресса происходит из-за того, что человек не обладает информацией для решения задачи. Иногда – в ситуации резкой смены заданий, требований и прочего.


Эмоциональный стресс может переживаться тогда, когда разрушаются внутренние установки, личностные ценности человека, связанные с его профессией, работой, должностью. Эмоциональный стресс возникает при наличии реальной или предполагаемой опасности, переживаниях унижения, вины, гнева и обиды, непонимания, недоверия, несправедливости, в случаях противоречий или разрыва как деловых, так и личных отношений с коллегами по работе или конфликте с руководством. Хотя последнее может относится так же к следующему типу стресса.

Коммуникативный стресс характеризуется реальными проблемами делового общения, проявляется в повышенной раздражительности, неумении защититься от коммуникативной агрессии, неспособности сформулировать отказ там, где это необходимо.

Ученые так определяют стадии развития стрессового состояния:

– нарастание напряженности ;

– собственно стресс;

– снижение внутренней напряженности [7]

Необходимо уточнить, что течение стресса зависит от человека, его темперамента, скорость нервных реакций.

Состояние и поведение человека при стрессе резко меняется и часто на противоположное: спокойный и сдержанный человек может стать раздраженным, даже агрессивным и жестоким. Появляется отчуждение в отношениях. На второй стадии происходит потеря самоконтроля которая может быть как полной, так и частичной. Появляется такое понятие как деструктивный стресс. Такой стресс  отрицательно воздействует на психику. Человек может даже не понимать, что он делает, проявляются неожиданные качества личности. Очень многие люди, пережившие стресс, позже сожалеют о содеянном. В состоянии после стресса человек чувствует опустошение и усталость.

На стадии снижения внутренней активности человек задумывается о себе и своих поступках, переживает чувство вины.

Это стрессовый сценарий. Он индивидуален. И частота проявления данного сценария тоже индивидуальна.

Стрессовый сценарий запускается автоматически: достаточно небольших изменений привычного ритма жизни. Человек в стрессе становится раздражительным, у него искажается восприятие окружающих, он придает значения мелочам.[6]

В профессиональной деятельности часто проявляется такая отрицательная эмоция как раздражительность. Она может возникнуть как из-за усталости, так и по другим причинам. Например, из-за неуверенности в себе, неудовлетворенности в работе или проблемами в личной жизни.

Повышенная раздражительность может перерасти в коммуникативный стресс, проявлением которого станет коммуникативная агрессия, выражающая тяжелые отрицательные состояния. В профессиональном плане такая агрессия выражается в стремлении унизить соперника в конкурентной борьбе, разрушить статус и авторитет какого-либо сотрудника, в желании исключить данного человека из коммуникативных контактов. Используя агрессию, человек может самоутверждаться или защищаться, а также может делать психологическую разгрузку, избавляясь от неприятных эмоций.[6]


Коммуникативная агрессия бывает:

  • физической 
  • вербальной
  • прямой
  • косвенной 
  • ситуативной 
  • направленной на другого 
  • аутонаправленной [8]

Человек стремится чувствовать себя в гармонии, равновесии. Если же желаемое не совпадает с реальным, начинают происходить психологические процессы, ведущие к стрессу.

Разные люди по- разному воспринимают действительность. Есть люди, стремящиеся больше отдавать - альтруисты. Другие стремяться больше брать – эгоисты. Часто альтруисты больше вкладывают в общение потому, что получают от этого коммуникативное удовлетворение. В связи с этим, у таких людей больше развито чувство собственного достоинства и нормальная самооценка.

Эгоисты стремятся что-то получить от нужного человека, не прикладывая к этому никаких усилий или затратив минимальные усилия.

Для комфортного существования в общении необходимо выбрать золотую середину. Так же необходимо проявлять терпимость к другим людям и сохранять самообладание в различных ситуациях.

Еще одно проявление, приводящее к стрессу – это манипулирование.

Цели манипулятора:

– корысть (деньги, связи), стремление использовать силы и жизненное время другого человека;

– самоутверждение.[4]

Критериями, свидетельствующими о том, что манипулирование действительно имеет место, выступают ситуации:

– когда один человек запугивает другого и стремится вызвать в нем переживания страха;

– когда манипулятор заставляет другого человека переживать вину и раскаяние в то время, когда тот ни в чем не виноват;

– когда кто-то пытается сделать так, чтобы другой почувствовал подавленность, неуверенность в себе, снижение самооценки;

– когда первый вызывает в другом чувство навязанного долга.[4]

В роли «жертвы» часто выступает открытый и добрый человек. Манипулятивное общение – общение скрытое и «замаскированное». Обычно манипулятор объясняет свои действия стремлением заботиться не о себе, а о другом человеке. Поэтому если другой открыто говорит о том, что. он понимает истинные цели манипулятора, ситуация общения между ними кардинально меняется. Манипулятор начнет стремиться учитывать интересы и желания своего партнера или вовсе прекратит свои попытки.

Отметим еще и так называемый, условный стресс несовпадения по темпу общения. Люди часто бывают недовольны друг другом, если один излишне медлителен, а второй излишне поспешен. Перед сверхмедлительными и сверхторопливыми стоит одна и та же задача: изменить темп общения в сторону усреднения. Иначе: те, кто общается слишком медленно, должны стремиться к возможному ускорению в выражении своих мыслей и чувств. А те, кто общается слишком торопливо, должны стараться замедлять себя в разговорах с другими людьми [3]


Большая часть родителей формирует у нас в детстве программу на успех. Называя детей талантливыми и способными, ругая даже за «четверку», они дают установку: вуз – престижная работа – высокая должность – стремительная карьера и потрясающая зарплата – все блага мира… Трудности и проблемы возникают тогда, когда нет внутренних ресурсов для достижения того уровня успеха профессиональной деятельности, который он планирует (по родительской программе). Например, он хочет быть известным художником или писателем, но не имеет художественных или литературных способностей. Стремится к руководящей должности, но не умеет эффективно общаться с людьми. Отсюда – тяжелые переживания, вплоть до нервных срывов и депрессий, начинаются тогда, когда слишком высокий уровень притязаний, связанный с усвоенной в детстве установкой только на успех и достижения, не обеспечивается внутренними ресурсами человека – его возможностями и способностями. Правда, могут быть и другие, внешние преграды: непризнание таланта обществом, несоответствие историческому времени, неблагоприятные обстоятельства жизни. К депрессии и личностному разрушению, к тяжелому стрессу приводит внутренний, психологический механизм самооценки, имеющийся у каждого человека – он отождествляет (идентифицирует) себя с результатами своей жизни и деятельности. Он не умеет понять, что сам по себе, вне зависимости от успеха и достижений, – ценность, как может быть ценной и уникальной любая человеческая личность. А так важно уметь чувствовать, что независимо от должности, которую занимает человек, независимо от заработка, его любят и ценят близкие, родные и друзья.[7]

Существует стресс, вызванный боязнью сделать ошибку. Страх ошибки появляется, когда человек имеет слишком сильную внутреннюю установку только на успех и когда существуют запреты или карательные санкции в случае ошибки (уменьшение зарплаты или премии, увольнение и т. д).[7] Как это ни покажется странным, наиболее сильный стресс человек переживает в именно тогда, когда стремится быть только успешным и удачливым. Боязнь ошибки блокирует творческие способности: испытывается внутренняя скованность и напряжение, появляется повышенный самоконтроль и излишне жесткая схема слежения за собственными действиями. В результате человек сам снижает свой потенциал. Страх сделать, ошибку заставляет человека избегать всего нового, в определенном смысле делает его излишне консервативным. Человек строит защиты везде и повсюду и даже там, где в этом нет объективной необходимости.