Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Теоретические основы управления оборотными активами
1.1 Сущность, состав и структура оборотных средств
2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Денвик»
2.2 Оценка финансового состояния предприятия
2.3 Анализ эффективности управления оборотными активами
2.4 Вывод по аналитической главе
3 Пути повышения эффективности управления оборотными активами ООО «Денвик»
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию управления оборотными активами предприятия
Основное направление деятельности - оптовая торговля товарами. Для осуществления своей деятельности на данный момент арендует помещение.
Финансовое состояние является комплексным понятием, которое зависит от многих факторов и характеризуется системой показателей, которые отражают наличие и размещение средств, реальные и потенциальные финансовые возможности предприятия. Основными документами для оценки являются баланс и отчет о прибылях и убытках.
Важнейшей характеристикой текущего финансового положения организации является ее способность своевременно оплачивать свои разнообразные обязательства. Эта способность, или ликвидность, зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных ресурсов величине краткосрочных долговых обязательств.
Динамика технико-экономических показателей производственно-хозяйственной деятельности за 2012-2014 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3 –Технико-экономические показатели ООО «Денвик»
за 2012-2014 года
В тысячах рублей
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонения |
|||
Абсолютное, (+;-) |
Относительное, (%) |
||||||
2013 к 2012 |
2014 к 2013 |
2013 к 2012 |
2014 к 2013 |
||||
Выручка |
21400 |
28500 |
29400 |
7100,00 |
900,00 |
133,2 |
103,2 |
Себестоимость продаж |
17100 |
19420 |
21430 |
2320,00 |
2014,00 |
113,6 |
110,4 |
Прибыль от продаж |
3680 |
8070 |
6987 |
4390,00 |
-1083,00 |
219,3 |
86,6 |
Среднегодовая стоимость ОФ |
1306 |
2088 |
2717,5 |
782 |
629,5 |
159,88 |
130,15 |
Фондоотдача, руб. к руб. |
16,39 |
13,65 |
10,82 |
-2,74 |
-2,83 |
83,28 |
79,27 |
Фонд оплаты труда |
6048 |
7800 |
8200 |
1752,00 |
400,00 |
129,0 |
105,1 |
Среднесписочная численность, чел. |
20 |
30 |
25 |
10,00 |
-5,00 |
108,3 |
96,2 |
Выработка на одного работника |
1070 |
950 |
1176 |
-120 |
226 |
88,79 |
123,79 |
Чистая прибыль |
3045 |
6432 |
5486 |
3387,0 |
-946,0 |
211,2 |
85,3 |
Рентабельность продаж, % |
17,2 |
28,3 |
23,8 |
11,1 |
-4,6 |
- |
- |
Данные таблицы показывают, что выручка за три изучаемых года выросла на 900 тыс. руб. или на 3,2%. Рост выручки объясняется ежегодным ростом объема продаж, а также ежегодным ростом цен. Затраты предприятия также за три отчетных года выросли на 2014 тыс. руб. или на 10,4%. Рост затрат объясняется ежегодным увеличением (инфляцией) цен на закупаемые продукты для реализации, а также ежегодным ростом стоимости электроэнергии, горюче смазочных материалов и других ресурсов.
При этом произошло уменьшение прибыли от продаж на 1083 тыс. руб. или 13,4%. Это объясняется тем, что ООО «Денвик» в 2014 году проводило большой объем ремонтных работ в складских помещениях, на который были потрачены значительные денежные средства.
Среднегодовая стоимость основных фондов за три периода увеличилась на 629,5 тыс. руб. (30,15%), что объясняется покупкой нового торгового оборудования. Фондоотдача имеет тенденцию к снижению, и в 2014 году составила 10,82 это говорит о том, что на единицу средств, вложенных в основные фонды было получено 10 рублей выручки. Снижение фондоотдачи негативно сказывается на объеме выпуска продукции. Это говорит об неэффективном использовании основных фондов.
Фонд оплаты труда увеличился на 5%, что объясняется увеличением среднемесячной заработной платы работников с 20 тыс. руб. в 2013 году до 25 тыс. руб. в 2014 году.
Среднесписочная численность работников уменьшилась за три года на 5 человек, и в 2014 году этот показатель составил 25 человек. Уменьшение этого показателя не является негативной тенденцией, так как повлекло за собой позитивные факторы, такие как повышение заработной платы.
Чистая прибыль ООО «Денвик» за три исследуемых периода уменьшилась на 946 тыс. руб. или на 14,7%.
Рентабельность продаж в 2014 году по сравнению с 2013 годом сократилась на 4,6 %. Снижение показателя в 2014 году объясняется снижением прибыли от продаж, которая в свою очередь снизилась за счет значительного увеличения затрат предприятия по сравнению с 2013 годом.
2.2 Оценка финансового состояния предприятия
Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшими среди них является показатель прибыли, которая в условиях рыночной экономики составляет основу экономического развития предприятия.
Прибыль – это конечный финансовый результат деятельности предприятия. При рыночной экономике результаты деятельности оцениваются системой показателей, основным среди которых является рентабельность, определяемая как отношение прибыли к одному из показателей функционирования торгового предприятия.
При расчете рентабельности могут быть использованы разные показатели прибыли. Это позволяет выявить не только общую экономическую эффективность работы предприятия, но и оценить другие стороны его деятельности.
На сумму прибыли организации влияют внешние и внутренние факторы.
К внешним, относят факторы, не зависящие от деятельности организации, но влияющие на финансовые результаты: состояние рынка, нормы амортизации, цены и тарифы на производственные ресурсы, уровень развития внешнеэкономических связей и др.[11].
Внутренние факторы определяют показатели деятельности организации и ее финансовые результаты: величина прибыли от продаж, объем реализованной продукции, цена, структура себестоимости продукции, качество продукции, сумма налога на прибыль и др.
При изучении прибыли основное внимание обращается на анализ влияния внутренних факторов на прибыль, так как он позволяет определить внутренние резервы роста прибыли. Одними из таких показателей являются доходы и расходы организации.
Прибыль отражает положительный финансовый результат. Стремление к получению прибыли ориентирует предпринимателей на увеличение объема оказания услуг, снижение затрат[27].
Прибыль как результат финансовой деятельности выполняет определенные функции:
1) прибыль отражает экономический эффект полученный в результате деятельности предприятия;
2) она составляет основу развития предприятия;
3) за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетом, банками и другими организациями;
4) прибыль является не только финансовым результатом, но и основным элементом финансовых ресурсов.
Поэтому очень важно для предприятия проводить анализ прибыли, определить ее изменение и факторы, повлиявшие на это.
Стремление к получению прибыли ориентирует предпринимателей на увеличение объема оказания услуг, снижение затрат.
В таблице 4 проведен анализ прибыли ООО «Денвик», рассчитанный по данным его отчета о финансовых результатах (форма 2) и данных бухгалтерского баланса.
Таблица 4 – Анализ прибыли ООО «Денвик» за 2013-2014 года
В тысячах рублей
Показатель |
2013 |
2014 |
Изменения |
|||
---|---|---|---|---|---|---|
тыс. руб. |
% к выручке |
тыс. руб. |
% к выручке |
Абсолютное, (+;-) |
Относительное, (%) |
|
Выручка |
28500 |
100 |
29400 |
100 |
+900 |
103,2 |
Себестоимость продаж |
19420 |
68,1 |
21430 |
72,9 |
+2014 |
110,4 |
Валовая прибыль |
9080 |
– |
7970 |
-1110 |
87,8 |
|
Коммерческие расходы |
1010 |
3,5 |
983 |
3,3 |
-27 |
97,3 |
Прибыль(убыток) от продаж |
8070 |
- |
6987 |
- |
-1083 |
86,58 |
Прочие доходы |
1049 |
3,7 |
1025 |
3,5 |
-24 |
97,71 |
Прочие расходы |
1079 |
2,3 |
1155 |
2,7 |
76 |
107,04 |
Прибыль до налогообложения |
8040 |
- |
6857 |
- |
-1183 |
85,29 |
Текущий налог на прибыль |
1608 |
7,1 |
1371 |
5,9 |
-237 |
85,26 |
Чистая прибыль |
6432 |
- |
5486 |
- |
-946 |
85,29 |
По данным таблицы 4 можно сказать, что себестоимость продаж по отношению к выручке в 2014 году по сравнению с 2013 годом увеличилась на 10,4%. Доля коммерческих расходов сократилась на 2,7%. В связи с увеличением себестоимости продукции в 2014 году и снижением прибыли от продаж сумма текущего налога на прибыль уменьшилась на 14,74 %. Соответственно сумма чистой прибыли, полученная ООО «Денвик» также уменьшилась на 946 тс. руб. и на конец 2014 года и составила 5486 тыс. руб. Наибольшее влияние на такой результат оказало опережение темпа роста затрат над темпом роста выручки от продаж предприятия.
Рассчитаем влияние факторов на сумму прибыли от продаж, к которым относятся:
1) Выручка: (29400 -28500) × (8070к 28500) = 900 × 0,283 = 254,7 тыс. руб.
Рост выручки на 900 тыс. руб. позволил увеличить прибыль от продаж на 254,7 тыс. руб.;
2) Уровень себестоимости:
(21430к 29400 – 19420к 28500)×29400=(0,729-0,681)×29400=1411,2 тыс. руб.
Увеличение расходов на 1 руб. выручки на 0,1 коп. стоило предприятию потери прибыли на сумму в 1411,2 тыс. руб.
3) Уровень коммерческих расходов:
(983к 29400–1010 к 28500) × 29400 = (0,033 -0,035) ×29400 = - 58,8 тыс. руб.
Снижение коммерческих расходов на 1 руб. выручки на 01 коп. привело к росту прибыли от продаж на сумму в 58,8 тыс. руб.
Совокупное влияние факторов:
254,7 – 1411,2 + 58,5 = -1083 тыс. руб.
Итак, уменьшение прибыли от продаж обеспечено увеличением уровня себестоимости продаж, несмотря на то, что произошел рост выручки и уменьшение суммы коммерческих расходов. Данный фактор повлиял на сокращение прибыли от продаж ООО «Денвик» в 2014 году по сравнению с 2013 годом на 1083 тыс. руб. В результате чего предприятие за 2014 год получило чистой прибыли 5486 тыс. рублей
Одним из основных показателей работы организации является рентабельность (уровень прибыли), которая показывает размер прибыли на единицу потребляемых ресурсов и рассчитывается как отношение прибыли к конкретным видам средств или результатам деятельности, обеспечивающим ее получение.
Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации могут быть использованы различные показатели рентабельности, которые можно условно обледенить в следующие группы: показатели рентабельности капитала, показатели рентабельности производства, показатели рентабельности продаж, показатели рентабельности, рассчитанные на основе денежных средств.
Рентабельность производственной деятельности показывает, сколько предприятие получает прибыли с каждого рубля затраченного на производство и реализацию продукции. Показатели рентабельности продаж включают показатели, рассчитанные как отношение различных видов прибыли к выручке и позволяют оценить эффективность вложения средств в различные виды деятельности и структуру прибыли организации. В таблице 5 приведен анализ рентабельности ООО «Денвик» 2012-2014 года.
Таблица 5 – Анализ рентабельности ООО «Денвик» за 2012-2014 года
В процентах
Показатель |
2012 |
2013 |
2014 |
Отклонение |
|
Абсолютное, (+;-) |
|||||
2013 к 2012 |
2014 к 2013 |
||||
Рентабельность активов |
66,4 |
85,1 |
55,1 |
18,7 |
-30 |
Рентабельность собственного капитала |
116,3 |
110 |
67,3 |
-6,3 |
-42,7 |
Рентабельность деятельности |
21,5 |
41,6 |
32,6 |
20 |
-9 |
Рентабельность продаж |
17,2 |
28,3 |
23,8 |
11,1 |
-4,6 |
Из данных таблицы 5 видно, что коэффициент рентабельности активов показывает, сколько денежных единиц потребовалось фирме затратить для получения одной денежной единицы прибыли, независимо от источника привлечения этих средств, т.е. в 2013 году один рубль активов принес 0,85 копеек. чистой прибыли, а в 2014 году данный показатель снизился и составил около 0,6 руб. Отсюда следует, что рентабельность активов в 2014 году уменьшилась за счет опережающего увеличения среднегодовой величины активов над суммой чистой прибыли.
Рентабельность затрат сократилась в отчетном году по сравнению с предыдущим на 4,8% и составила 27,1%, т.е. предприятие получило 27,10 копеек прибыли с одного рубля затрат. Рентабельность продаж, соответственно сократилась на 4,5% и составила в отчетном году 23,8%, т.е. предприятие получило 23,8 копеек прибыли с одного рубля продаж.
В результате с 2012 по 2014 год рентабельность деятельности снизилась почти на 4,5%, что объясняется резким ростом затрат предприятия.
Показатели рентабельности продаж включают показатели, рассчитанные как отношение различных видов прибыли к выручке и позволяют оценить эффективность вложения средств в различные виды деятельности и структуру прибыли организации.
Рентабельность продаж характеризует размер прибыли в расчете на 1 рубль выручки. В 2013 году на 1 рубль выручки было получено 28,3% прибыли, а в 2014 году этот показатель уменьшился до 23,8,7%.
На уменьшение этого показателя наибольшее влияние оказал рост затрат.
В виду того, что рентабельность предприятия по всем параметрам имеет тенденцию к спаду, можно сказать, что финансовое управление ООО «Денвик» не эффективно размещает средства в различные виды деятельности и структуру прибыли продаж.