Файл: Специфика маркетинговых исследований на рынке труда, (на примере реально проведенного маркетингового исследования).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

2000-е годы ознаменовались в Российской Федерации как положительными, так и проблемными трансформациями в сфере труда и социально – трудовых отношений. Так, отмечались увеличение занятости и потребности в дополнительных работниках со стороны предприятий, уменьшение безработицы по обследованиям и регистрируемой безработицы. Наметились положительные сдвиги в отраслевой и профессионально-квалификационной структуре занятых. Произошло резкое сокращение основных типов видимой неполной занятости - численности лиц, находящихся в вынужденных отпусках или работающих неполное рабочее время по инициативе администрации.

Однако, оценивая реальное докризисное состояние российского рынка труда, можно бесспорно отметить, что он является «квазирынком», которому присущи многочисленные диспропорции и слабость, а в ряде случаев – и отсутствие реальных рыночных механизмов. Рынок труда в России в значительной степени дисбалансирован и степень дисбаланса углубляется под влиянием экономического кризиса. Для отечественного рынка труда характерна глубокая региональная дифференциация по показателям напряженности на рынке труда, безработицы, уровню доходов и заработной плате и др. Другим важнейшим качеством рынка труда России является глубокая отраслевая дифференциация по уровню доходов работающих, их заработной плате, условиям труда, квалификационному потенциалу работников, рабочих мест и другое.

При этом развитие рыночной экономики должно обеспечить привнесение в процесс регулирования и функционирования рынка труда, а также в трудовое поведение работников и работодателей принципов маркетингового подхода. Дело в том, что использование философии маркетинга, и особенно его современной социально – этической концепции, в социально-трудовой сфере позволяет повысить качественные характеристики рынка труда, чем и объясняется актуальность выбранной темы. Поэтому важнейшей предпосылкой для решения круга проблем на рынке труда является необходимость переосмысления политики на рынке труда на основе углубленного маркетингового подхода, с тем, чтобы инструменты этой политики могли обеспечивать стабильность системы рабочих мест и социально-трудовых отношений в период экономического роста и их гибкость во время кризисов.

Цель настоящей курсовой работы – исследование рынка труда в Российской Федерации на основе аналитических возможностей маркетингового подхода. Реализация данной цели предопределила постановку и решение следующих задач:


  • описать сущность, значение и особенности маркетинга на рынке труда;
  • представить универсальный методический подход к маркетинговому исследованию рынка труда;
  • проанализировать динамику вакансий и резюме в регионах России;
  • исследовать динамику, структуру вакансий и резюме по профессиональным сферам в России;
  • выявить структуру спроса по опыту работы и отрасли деятельности компании в России
  • провести анализ конкуренции на рынке труда в России.

Объектом исследования в работе является рынок труда в Российской Федерации. Предмет исследования – анализ состояния рынка труда в Российской Федерации на основе реально проведенного маркетингового исследования.

Информационной базой исследования послужили данные банка данных заработных плат HeadHunter — актуальной онлайн базы данных заработных плат.

Глава 1. Теоретические аспекты специфики маркетинговых
исследований на рынке труда

1.1. Сущность, значение и особенности маркетинга на рынке труда

Маркетинговые исследования рынка труда – это сбор и анализ информации о факторах, определяющих конъюнктуру рынка труда с целью снижения степени неопределенности и риска при принятии управленческих решений. При этом на основе результатов исследований можно выявить в содержании деятельности фирмы проявление выделенных в ходе исследования критериев изменения рыночной конъюнктуры, что позволяет соразмерить действия фирмы и возникающий при этом риск [2].

Объектами исследования выступают, наряду с общерыночными тенденциями и процессами, структурой рынка, динамикой занятости, основные параметры, определяющие его (рынка) конъюнктуру: спрос, предложение, цена, конкуренция.

Значение маркетинга на рынке труда весьма высоко, поскольку благодаря применению маркетинговых инструментов осуществляется распределение, способствующее более эффективному использованию способности человека к труду и, тем самым, повышению эффективности производства и трудовой мотивации работников. Именно на рынке труда формируется цена труда, а следовательно, - запускается механизм социального распределения [6, с.33].


Работодатели конкурируют за привлечение работников нужной квалификации, а работники – за лучшие условия найма, что обеспечивает, в определенной степени, саморегулирование рыночного механизма. Однако на данном рынке постоянно возникают ситуации, когда избыточный спрос на трудовые ресурсы и избыточное их предложение нарушают равновесие и государственное вмешательство становится необходимым регулятором рыночного процесса. Смягчить проявление нестабильности, упорядочить конкуренцию и спрогнозировать развитие рынка труда позволяет применение широкого спектра маркетинговых приемов и методов, основанных на результатах исследований рынка и его элементов.

Организация маркетинговых исследований на рынке труда предполагает, прежде всего, оценку базовых параметров рынка и его места в классификационной системе, определяемое по ряду критериев: пространственная характеристика, временные параметры, уровень конкуренции, степень регулируемости, этап развития, критерии моделирования, признаки сегментирования.

По пространственным характеристикам можно выделить международные (на уровне межгосударственных отношений), национальные, региональные, локальные рынка труда. По критерию временных параметров можно говорить о реальном и потенциальном рынках труда. При этом следует отметить, что для анализа рынка труда рассматриваются, в том числе, и его ретроспективные параметры, что позволяет наблюдать динамику и прогнозировать его тренды.

По степени регулируемости, определяемой уровнем государственного вмешательства в механизм данного рынка, можно выделить регулируемый и нерегулируемый рынок. На регулируемом рынке труда взаимоотношения между его субъектами строятся на основе нормативной базы, включающей развитую систему трудового законодательства, социальных гарантий, коллективно-договорного регулирования, систему охраны труда, судебных, арбитражных и других структур. В тоже время, нерегулируемому рынку труда присуще практически полное отсутствие социальной защищенности работников, привлеченных, как правило, относительно высоким материальным вознаграждением [3].

Конкурентные отношения на рынке труда определяются состоянием спроса и предложения на трудовые ресурсы. Чистая конкуренция характеризуется большим числом фирм, конкурирующих за наем работников конкретной специальности и квалификации и многочисленными квалифицированными работниками, предлагающими свою рабочую силу. При этом ни фирмы, ни работники не могут полностью контролировать рыночную ставку заработной платы, а фирмы могут нанимать столько работников, сколько им необходимо по рыночной ставке заработной платы.


Однако если рассматривать рыночную ситуацию, когда основным работодателем выступает конкретная фирма, а множество потенциальных работников предлагают определенный конкретный вид труда, то можно говорить о монопсонии на рынке труда, что часто имеет место условиях моногородов, мелких населенных пунктов, на отдельных отраслевых рынках [5, с.21].

Рынки труда в своем развитии проходят ряд этапов. По этому критерию можно выделить формирующиеся рынки труда (это могут быть рынки, становление которых связано с переходным периодом экономики или формированием новых отраслей промышленности).

По критерию мобильности рабочей силы выделяют внутренний и внешний рынки труда. Внутренний (внутрифирменный) рынок труда ограничен пределами предприятия, частью предприятия или специализацией профессионального сообщества. Он представляет собой систему, в пределах которой определением цены трудовых ресурсов, его распределением и принятием решений об обучении управляет ряд административных правил и процедур, устанавливаемых предприятием. Это основное отличие внутреннего рынка труда от внешнего, предполагающего мобильность трудовых ресурсов между государствами, предприятиями, фирмами и регулируемого экономическими переменными (спрос, предложение, цена трудовых ресурсов, конкуренция).

При проведении маркетинговых исследований рынка труда необходимо учитывать характер связи между внутренним и внешним рынками труда, заключающийся в движении трудовых ресурсов по направлениям к внутреннему рынку труда и от него. При этом характеристики трудовых ресурсов, поступающих на внутренний рынок труда с внешнего, определяются требованиями предприятия как к количественным, так и к качественным их характеристикам.

Исходя из критерия качества трудовых ресурсов, некоторые выделяются первичный и вторичный рынки труда. На первичном рынке предлагается работа более квалифицированному персоналу, соответственно, с более высокой заработной платой, льготами, хорошими условиями труда и прочее, в то время как на вторичном рынке работа менее привлекательна, нестабильна, менее оплачиваема [10].

Исследование моделей рынка труда имеет важное значение при определении стратегии маркетинга в сфере занятости, разработке долгосрочных программ развития рынка. При этом необходимо учитывать, что наряду с формальным рынком труда функционирует и неформальный рынок, характеризующийся отсутствием официальной регистрации деятельности и преобладанием самозанятости населения. Такой рынок достаточно сложно исследовать и регулировать.


Сегментация рынка труда представляет собой разбивку предложения трудовых ресурсов и спроса на них на группы, выражающие совокупности, которые одинаково реагирует на один и тот же мотив занятости. Например, с позиции работодателя, можно сегментировать рынок труда по географическим, демографическим, экономическим, психографическим и поведенческим признакам.

Использование инструментов сегментации позволяет более глубоко и тщательно анализировать возможности рынка трудовых ресурсов, определить его параметры, позволяет обосновать социальные программы, программы обучения и переподготовки, регулировать отдельные целевые рынки. Кроме того, сегментация позволяет принимать управленческие решения в отношении персонала и проводить обоснованную кадровую политику, что особенно важно в условиях модернизации экономики и развития индивидуального подхода к персоналу.

При исследовании спроса и предложения на рынке труда необходимо понимать, что в масштабах национальной экономики возможно одновременно на уровне отдельных сфер и территорий наблюдать ситуацию, когда имеет место и дефицит рабочей силы, и полная занятость и безработица, т.е. общая характеристика рынка труда складывается из характеристик отдельных локальных рынков.

Конъюнктура на рынке труда зависит от целого ряда факторов, связанных как с экономической ситуацией, так и с индивидуальными особенностями рыночных субъектов. Так, предложение со стороны трудовых ресурсов определяется демографическими, социально-экономическими, психографическими, поведенческими характеристиками, а также зависит от развития системы образования и уровня профессиональной подготовки носителей способности к труду. Динамика и структура спроса на трудовые ресурсы определяется не только спадом и подъемом производства в стране или регионе, но и зависит от изменения отношений собственности, инвестиционного климата, финансово-бюджетной, социальной и кредитной политики государства.

При проведении исследований рынка труда необходимо учитывать, что одной из важнейших его характеристик является уровень развития рыночной инфраструктуры, включающей государственные и негосударственные учреждения, содействующие развитию занятости, кадровые службы предприятий, общественные организации, фонды, страховые и правовые организации, обеспечивающие взаимодействие между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда.

Работодателям при проведении маркетинговых исследований целесообразно использовать комплексный подход и применять маркетинговый инструментарий при рассмотрении всех элементов комплекса маркетинга: товара «трудовые ресурсы», его цены, распределения и продвижения. В частности, исследование товара «трудовые ресурсы» имеет главной целью определение соответствия качественных характеристик работников требованиям работодателей и уровня их конкурентоспособности, что позволяет разрабатывать эффективные программы подбора и развития персонала в соответствии с тенденциями развития предприятия и рынка трудовых ресурсов, а также снизить неудовлетворенность руководителей качествами своих сотрудников, уровень которой по отдельным направлениям достаточно высок.