Файл: Цель и задачи налогового учета (Объект и предмет налогового учета).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 42

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вместе с тем существует тесная связь налогового учета с бухгалтерским, который проявляется в том, что и налоговый и бухгалтерский учет имеют один объект - хозяйственной деятельности и отражают одни и те же хозяйственные операции; и бухгалтерский и налоговый учет базируются, за некоторым исключением (налоговые накладные), на первичных документах финансового учета; осуществлять эффективный контроль за правильностью начисления налогов можно только при условии ведения налогового учета теми же работниками ведут соответствующие участки финансового учета. Иногда эта связь настолько тесная, что налоговый учет без финансового просто не в состоянии существовать. Например, расчет прироста (убыли) балансовой стоимости запасов для определения валовых расходов осуществляется на основании данных финансового учета; обязательным условием для зачисления расходов в состав валовых является наличие первичных документов, ведутся в рамках финансового учета. Эти обстоятельства ставят под сомнение возможность отделения налогового учета в самостоятельный, независимый от других вид учета [8].

По нашему мнению, налоговый учет является не отдельным видом учета, а скорее информационной системой, которая выделилась для решения особо важной для успешной хозяйственной деятельности задачи — начисления и уплаты налогов.

Таким образом, налоговый учет ведется только на уровне субъекта налогообложения, поэтому субъектом налогового учета является субъект налогообложения.

2. Задачи налогового учета.Объект и предмет налогового учета

2. Задачи налогового учета

Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему, которая возникла с момента возникновения государства и по мере его развития, менялась, развивалась и совершенствовалась [4].

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и лицензионные органы, таможенные комитеты и другие) [9].


Налоговый учет необходимо организовать так, чтобы удовлетворить потребности управления предприятием и службы налогового менеджмента в информации о формировании налогооблагаемой базы предприятия от всех видов деятельности.

Основными задачами налогового учета являются:

  1. своевременная и полная регистрация предприятием хозяйственных операций с отражением налогового кредита и налоговых обязательств;
  2. достоверное и своевременное определение сумм налогов и сборов (обязательных платежей), подлежащих уплате в бюджет всех уровней;
  3. своевременное составление и представления налоговой отчетности; своевременное уплата налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты различных уровней;
  4. контроль за соблюдением налогового законодательства и нормативно-правовых документов, регулирующих правила ведения налогового учета и составления налоговой отчетности [13].

2.2.Объект и предмет налогового учета

Объектом налогового учета является хозяйственная деятельность субъекта налогообложения, связанная с уплатой налогов. То есть, объект налогового и бухгалтерского учета у субъекта налогообложения является общим. Если же предприятие не платит налогов и не является субъектом налогообложения, то оно не ведет налогового учета.

Предметом налогового учета являются параметры хозяйственной деятельности субъектов налогообложения, определяются нормативными документами, регламентирующими процесс начисления и уплаты налогов. Такая трактовка предмета налогового учета позволяет четко очертить его составные части и определить учетные объекты, являющиеся основой построения рациональной системы налогового учета [15].

Структура предмета налогового учета определяется двумя факторами, а именно: налоговым законодательством, определяющим отличные от финансового учета правила определения отдельных параметров деятельности, предприятия и тесной связью бухгалтерского и налогового учета, о чем было сказано выше. Первый, обуславливает существование в структуре предмета налогового учета таких специфических учетных объектов, как валовые доходы, валовые расходы, налоговая амортизация и тому подобное. Существует даже точка зрения, что налоговый учет, вообще ограничивается этими объектами.

«Налоговый учет плательщика налога на прибыль - это учет валовых доходов, валовых расходов и их корректировка, а также учет балансовой стоимости активов, подлежащих амортизации с целью определения объекта налогообложения».


Такая позиция не соответствует научному подходу к построению налогового учета, который должен предусматривать системность и комплексность на базе реализации целей и задач. Тесная взаимосвязь налогового и финансового учета предопределяет некоторую размытость понятия налогового учета и невозможность полного его отграничения от финансового. По нашему мнению, это и не нужно. Ведь бухгалтерский учет - это информационная система. И различные виды учета, выделяемые в последнее время, различаются превалированием тех или иных задач для решения, которых необходима информация. Однако объект бухгалтерского учета во всех случаях один и тот же, а именно: хозяйственная деятельность предприятия. Поэтому считаем, что бухгалтерский учет как информационная система должна базироваться на принципе единого информационного потока. При этом функциональные виды учета (управленческий, налоговый) должны строиться, максимально используя информационную систему финансового учета как наиболее полную, такую ​​является обязательным и соответствует международной практике.

Таким образом, часть учетных объектов налогового учета формируется в системе финансового учета. Основные задачи, которые необходимо решить для построения налогового учета по этой группе объектов включают:

  1. разработку алгоритма использования информации финансового учета для формирования показателей налогового учета;
  2. внесение допустимых изменений в финансовый учет (в первую очередь, за счет углубления аналитических уровней и внесение изменений в учетные регистры, используемые в финансовом учете) [10].

Другая часть учетных объектов налогового учета формируется за пределами финансового учета. Здесь основные задачи построения рациональной системы налогового учета включают:

  1. определение техники и технологии формирования информации по учетным объектам;
  2. организацию работы бухгалтерской службы по ведению налогового учета.

Их решения осложняется еще и тем, что ведение налогового учета в этой части не регламентируется учетным законодательством. Поэтому каждое предприятие самостоятельно разрабатывает технологию ведения налогового учета. Указанные выше соображения позволяют определить структуру предмета налогового учета, включая две группы учетных объектов:

  1. Учетные объекты, определяются правилами налогового законодательства, которые не отображаются в финансовом учете;
  2. Учет объекты, которые формируются в системе финансового учета. Эти объекты отличаются по технологии ведения учета и задачами, которые нужно решать в процессе построения рациональной системы налогового учета [8].

Налоговый учет можно трактовать двояко. В узком смысле это вид практической деятельности по учетному обеспечению налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС. В широком смысле это учетное обеспечение системы налогообложения, включая учет налогов, осуществляется в пределах финансового учета и учетное обеспечение налоговой отчетности по налогу на прибыль и НДС [9].

Действующая система налогообложения сегодня в полной мере не может обеспечить реализацию ни целей государственной политики, ни прав и целей налогоплательщиков. Целый ряд недостатков, которые были допущены при ее создании, привели к тому, что налоги не выполняют полноценно ни фискальной, ни стимулирующей функций. Сфера материального производства практически подавлена ​​налогами, ведет к сокращению налогооблагаемых оборотов, а, следовательно, к уменьшению бюджетных поступлений. В результате действующая налоговая система вместо стимулирования производства вызывает его сокращение, почти не пополняет доходную часть бюджета.

Главная проблема заключается в том, что при создании этой системы не было в полной мере учтено теоретико-практические принципы налогообложения, которые сформированы на основе международного многовекового опыта. Необходимо постоянно проверять соответствие функционирующей в Российской Федерации системы налогообложения существующим международным теоретическим принципам. Так, одним из основателей налоговой теории А. Смитом сформулированы следующие четыре принципа налогообложения:

  1. налоги должны равномерно распределяться между источниками доходов, а каждый отдельный налог должен одинаково приходиться на тот источник, на который он направлен;
  2. время уплаты, способ оплаты и размер налога должны быть четко определены;
  3. налог должен взиматься в такой форме и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика;
  4. налог должен взиматься таким образом, чтобы на его изъятие уходило как можно меньше денег, поступающих в Государственное казначейство [13].

Собранные средства должны оставаться как можно меньше в руках собирателей. Применение первого принципа в Российской Федерации можно проанализировать на примере налогов на потребление (НДС, акцизный сбор, пошлина). Эти налоги должны влиять на все источники доходов. Но здесь следует учесть тот факт, что наибольшее бремя этих налогов ложится на конечного потребителя. Они опять же влияют не на все источники доходов одинаково, а в основном на заработную плату. Этими налогами больше сокращается платежеспособный спрос населения, а, следовательно, и объемы производства товаров народного потребления. Возникает проблема: неравномерное распределение налогов между источниками доходов. Очевидно, при разработке ставок налогообложения необходимо учитывать уровень реальных доходов населения. Нельзя забывать аксиому: с падением спроса со стороны населения угасает и производство.


Относительно современного экономического состояния, и в частности российской действительности, второй принцип требует незначительного уточнения, которое учитывалось многими теоретиками при объяснении определенности - до того, как начнется период действия того или иного налога [17].

В Российской Федерации в течение всего периода независимости время от времени вводились в действие ставки налогов «задним числом», примером может быть также введение или отмена некоторых льгот и другое. Анализ литературы свидетельствует, что имели место случаи, когда законодательные акты уже применялись на практике, а по использованию ни были сделаны и поступали к исполнителям через недели, а то и через три месяца. Все это создает нестабильность, необходимость постоянной проверки процесса, что приводит к большим трудностям в работе финансового аппарата предприятий. Плательщик должен заранее быть проинформирован о подготовке, введение в действие или изменение налогового законодательства.

Обращаясь к основам управления налогами, можно заметить, что эти принципы не всегда работают в отечественной системе налогообложения. В истории российской системы налогообложения есть такие примеры:

  1. эволюция налога на добавленную стоимость и налога на прибыль предприятий, частые изменения размеров ставок пошлины и акцизов, достаточно высокие тарифы отчислений в государственные целевые фонды социального направления;
  2. отсутствие стимулирующего влияния подоходного налога с граждан и др. [5].

Нельзя назвать простыми и доступными законодательные акты относительно этих налогов в том виде, в котором они существуют сегодня. Расчеты этих налогов затрудняют работу, как плательщиков, так и контролирующих органов.

Негативно также влияют на качество работы налогоплательщиков, а также работников налоговых служб, контролирующих правильность начисления и уплаты налогов, имеющиеся разногласия, сомнительные толкования отдельных терминов, положений, определенных в законах и подзаконных актах [16].

Одним из недостатков налоговой системы Российской Федерации, по нашему мнению, достаточно частые проверки деятельности предприятий работниками налоговых органов и других государственных структур. Таким образом, можно констатировать, что в Российской Федерации разработана законодательная база, регламентирующая взимания налогов, и создан административные органы, которые контролируют выполнение законодательства субъектами хозяйствования, но сказать, что налоговая система является эффективной и выполняет свои функции в полном объеме, нельзя.