Файл: Оценка готовности детей к школе (Психологические особенности детей 6 – 7 лет).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 2

Процентные показатели по итогам диагностики

Уровни

методики

В

С

Н

ВЫВОДЫ

Керна - Йирасека

3

37,5%

5

62%

-

-

Требуются фронтальные занятия.

«Графический

диктант»

6

67,5%

1

12,5%

1

12,5%

Требуется индивидуальная работа.

«Домик»

6

75%

1

12,5%

1

12,5%

Требуется индивидуальная работа.

«Да и Нет»

7

87,5%

1

12,5%

-

-

Коррекция не

нужна.

«Эхо»

8

100%

-

-

-

-

Коррекция не нужна.

«Переплетённые линии»

3

37,5%

4

50%

1

12,5%

Требуются фронтальные занятия.

«Корректурная проба»

5

62,5%

3

37,5%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

«Нелепицы»

5

62,5%

3

37,5%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

«Лишний

предмет»

6

75%

2

25%

-

-

Требуется индивидуальная работа.

«Запомни фразу»

2

25%

5

62,5%

-

-

Требуются фронтальные занятия.

3.1Психокоррекционная работа с детьми показавшими низкий результат

На основе предыдущих расчётов видно, что необходимо проведение психокоррекционной работы.

Такие аспекты как: смысловая память, образно-логическое мышление, устойчивость внимания имеют средний уровень развития почти у всех обследуемых детей. Для коррекции этих сторон психической деятельности можно проводить с детьми фронтальные занятия на основе формирующего эксперимента, где экспериментатор выступает в роли педагога. Изучению вопроса памяти дошкольников посвящены работы З.М. Истоминой. В монографии ей раскрыты основные закономерности памяти у дошкольников ,вскрыты потенциальные возможности и пути формирования уних осмысленного запоминания. [11]


Для тренировки зрительной памяти можно пользоваться методикой «Запомни рисунки». Детям раздаются таблицы с картинками, и даётся инструкция: «На этой картинке предоставлены девять разных фигур. Постарайтесь запомнить и затем узнать на другой картинке (Б), которую я вам сейчас покажу. На ней находятся,кроме девяти ранее показанных изображений, ещё шесть таких, которые вы до сих пор не видели. Постарайтесь узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые вы видели на первой картинке, и отметьте их крестиком.

Такое занятие можно проводить, как фронтально, так и индивидуально.

Для коррекции образно-логического мышления – умственных операций анализа и обобщения можно использовать методику «Четвёртый лишний». Эту методику можно использовать в форме дидактической игры. В этой методике можно использовать карточки, а можно проводить её на вербальном уровне. При вербальном проведении у детей развивается умение выполнять задание взрослого.

Для коррекции устойчивости внимания можно использовать методику: «Найди одинаковые картинки». При проведении этой методики детям раздаются таблицы с картинками и их просят найти на них определённые фигурки идентичные друг другу.

Здесь можно использовать методику: «Узнай фигуры».

Детям раздаются таблицы с рисунками. 10 рядов по 5 картинок. Даётся инструкция: «Перед вами 5 картинок, расположенных рядами. Картинка слева отделена от остальных двойной вертикальной чертой и похожа на одну из четырёх картинок, расположенных в ряд справа от неё. Надо как можно быстрее найти и указать на похожую картинку»

В индивидуальных занятиях нуждаются дети по таким аспектам психической деятельности, как образно логическое мышление, распределение внимания, его устойчивости и объёма, развитие произвольности.

Для развития логического мышления можно использовать развивающие упражнения Л.Г. Петерсона. Детям предлагаются незаконченные рисунки узоров, и предлагается их продолжить. Также предлагается продолжить числовой ряд. Ребёнок должен найти закономерность изменения. Можно предложить несколько фигур (например: красные и синие квадраты и круги разной величины) и предложить разбить их на группы.

Можно предложить ребёнку дорисовать последнюю фигуру и объяснить, почему он так сделал.

ФИГУРЫ

Для коррекции распределения и переключения внимания используется методика: «Кольца».

Для проведения занятия необходима таблица с изоб­ражением колец, имеющих разрывы в разных частях (желательно, чтобы кольца были примерно равны строчным буквам и букваре).


Для оценки устойчивости внимания ребенка просят как можно быстрее находить и зачеркивать кольца с разрывом в строго определенном месте (например, справа).

За 2 минуты ребенок 6-7 лет просматривает 10-11 строк. Но при первой попытке делает много ошибок. При дальнейшей тренировке ошибок становится все меньше и меньше, а продуктивность деятельности улуч­шается.[14]

При проведении работы по коррекции необходимо поощрение ребёнка, косвенная помощь («Не волнуйся, попробуй ещё раз, у тебя обязательно получиться».)

Обследовались дети, чья готовность к школьному обучению при предыдущем обследовании оказалась на низком уровне.

Таблица 3

Обследование детей показавшие низкий результат

Ф.И.

методика

Алина Н

Миша А

Илья В

ВЫВОДЫ

Керна –

Йирасека

С

В

В

Коррекция дала положительные результаты

«Переплетенные линии»

С

В

В

Дети хорошо справились.

Лишний предмет.

С

В

В

Результаты хорошие.

Запомни фразу

С

В

В

Дети с работой справились.

Результаты обследования позволяют сделать вывод, что двое детей, после проведения коррекционной работы полностью готовы к школе. Одна девочка к школьному обучению не готова. Родителям рекомендовано оставить Алину ещё на один год в детском саду для дальнейших индивидуальных занятий с психологом.

Заключение

Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психологического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Психологическая готовность к школьному обучению определяется прежде всего для выявления детей, не готовых к школьному обучению, с целью проведения с ними развивающей работы, направленной на профилактику школьной неуспеваемости и дезадаптации.

Развивающую работу с детьми у которых возникают трудности целесообразно проводить в группах развития. Не ставится специальной задачи научить детей считать, писать, читать. Главная задача – довести психологическое развитие ребенка до уровня готовности к школе. Основной акцент в группе развития делятся на мотивационное развитие ребенка, а именно развитие познавательного интереса и учебной мотивации. Задача педагога-психолога сначала пробудить у ребенка желание научится новому, а уже затем начинать работу по развитию высших психологических функций.


Опыт показывает, что надежность результатов психолого- педагогической диагностики очень высокая. Существенным является и тот факт, что прогноз оказывается долговременным и охватывает период начальной школы, а не только начало обучения в первом классе.

Все сказанное выше приводит к очень важному выводу о том, что принципиально возможно дать прогноз интеллектуальной успешности детей на уровне приема в первый класс. При этом не исключаются варианты неравномерного, скачкообразного интеллектуального развития детей, но надежность результатов диагностики, основанная теоретическим подходом, выбором адекватных методов и методик, такова, что выводит на решение проблемы приема детей в первый класс школ с обучением на высоком уровне трудностей.

В нашей работе было проведено обследование, которое выявило стороны психической деятельности детей, нуждающиеся в коррекции. Коррекционная работа проводилась в виде формирующего эксперимента и дидактических игр. Повторная диагностика детей показала, что пути коррекции были выбраны правильно и могли бы быть рекомендованы для дальнейшего применения.

Список использованных источников:

1.Божович Л. И. «Проблемы развития мотивационной сферы ребёнка. Изучение мотивации и поведения ребёнка». – М.: Педагогика - 1972 г.

2.Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества: Кн. для учителя. М.:, 1993 г.

3.Венгер Л.А., Венгер А.Л. Готов ли ваш ребенок к школе? – М.:, 1994г.

4.Венгер Л.А. Воспитание и обучение.- М.:, 1969 г.

5.Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии – Санкт-Петербург : Союз, 2004 г.

6.Гуткина Н. Н. «Диагностическая программа по определению психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению» - М.: -1997 г.

7.Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. - М.: НПО «Образование», 1996 г.

8.Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.Л.Венгера, В.В.Холмовской. М., 1978 г.

9.Дубровина И. В. «Руководство практического психолога».3-еизд., стереотип- М.: Издательский центр - 1999 г.

10.Запорожец А. В. «Подготовка детей к школе. Основы дошкольной педагогики». / Под редакцией А.В. Запорожца, Г. А. Марковой. - М.:, 1980г.

11. Истомина З. М. К вопросу о развитии произвольной памяти у детей дошкольного возраста // Психология дошкольника: Хрестоматия: Для студ. сред.пед. учеб. заведений; Сост. Г. А. Урунтаева. — М.: Издательский центр «Академия», 2000 г.