Файл: Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Невербальные проявления эмоциональных оценок).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вывод к главе 2

Эмоции можно изучать, непосредственно наблюдая за ними, фиксируя, оценивая и описывая их в том виде, в каком они представлены в ощущениях человека. Интроспекция с давних пор применяется в психологии. Однако этот метод не вполне надежен, так как с его помощью невозможно получать в должной степени достоверную, объективную информацию о психических явлениях. О психических явлениях, в принципе, можно судить по тому, что сам человек говорит о них. Такой метод изучения психических явлений называется самоотчетом или опросом. Для того чтобы делать правильные выводы о законах, которым подчиняются психические явления, можно создать условия, при которых эти явления будут целенаправленно изменяться, и далее внимательно следить за их изменениями. Этот метод исследования психических явлений получил название эксперимента. При изучении психических явлений можно использовать тесты, однако они должны быть искусно составлены.

Заключение

Мы практически не задумываемся об истинных причинах наших реакций, поступков, действий, эмоций о том, как влияет на них окружающий нас материальный мир. Почему мы воспринимаем мир именно таким? Наш мир в каком-то смысле создается нашими эмоциями, приобретающими некоторую материальную силу. Замечено, что первая реакция на что-либо, происходящее с нами, носит эмоциональный характер. Именно благодаря эмоциям мы получаем первое представление о вещах и событиях нашего материального мира. На их основе мы определяем свое отношение к вещам и действиям окружающих. Характерна еще и такая особенность нашего восприятия, есть вещи, события, которые для нас, в каком-то смысле не существуют, так как не вызывают никаких эмоций. Благодаря эмоциям мы получаем непосредственное ощущение жизни, они также позволяют нам принять игру актера или представить действие книжного героя как реальность. Автор книги вовлекает нас своими вымыслами в поток переживаний, событий и эмоций, на основе которых мы испытываем реальные симпатии и антипатии. Такие наши эмоциональные оценки формируют представления о мире, о людях, исходя из них, и мы строим наши реакции и поступки. Таким образом, эмоции становятся «проводником» сознания, «раскрашивая» и преобразуя реальность подобно кривому зеркалу, в зависимости от наших предпочтений, заблуждений, привычек и настроений. В реальной жизни это служит причиной некоторых ошибок и разочарований. Причиной тому наше стремление не отделять вещи и события от их эмоциональных отражений. Когда мы судим и анализируем свои личные впечатления, то считаем, будто анализируем объективную реальность. Опыт показывает, что способность отделять собственные эмоции от реальности это вопрос внутренней зрелости самосознания человека, объема его жизненного опыта, его развития.


Список использованной литературы

1. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты - М., 1984.

2. Бэн А. Психология. – М., 1996. - Т.2, кн.3-4.

3. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений - М., 1984.

4. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб., 1999.

5. Выготский Л.С. Учение об эмоциях // Собр.соч.: В 6-ти т. Т.6.

6. Гельгорн Э. Эмоции и эмоциональные расстройства. М., 1966.

7. Додонов Б.И. В мире эмоций. - Киев, 1987.

8. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. - М., 1978.

9. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология. 2-е изд., М., 2003.

10. Изард К.Е. Эмоции человека. - М., 1980.

11. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. - СПб., 2001.

12. К работе Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных». М., 1977.

13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

14. Ладанов И.Д. Управление стрессом. М., 1989.

15. Лазарус Г. Теория стресса и психофизиологические исследования // Эмоциональный стресс, 1970.

16. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М., 1964.

17.Немов Г.С. Психология. Уч-к. В 3-х кн. // Кн.1. Общие основы психологии. – М., 1999.

18. Никифоров А.В. Эмоции в нашей жизни. М., 1974.

19. Мироненко В.В. Хрестоматия по психологии - М., 1977.

20. Молчанова А.С. На вкус, на цвет… М., 1966.

21. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2003.

22. Рогов Е.И. Эмоции и воля // Особенности чувственной сферы. М., 2001.

23.Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. - М., 1986.

24. Симонов П.В. Теория отражения и психофизиология эмоций. – М., 1970.

25. Селье Г. Стресс без дистресса.- М., 1982.

26. Хомская Е.Д., Батова Н.Я. Мозг и эмоции. - М., 1998.

27. Шингаров Г.Х. Эмоции и чувства как форма отражения действительности - М., 1971.

28.Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов (Текст) / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. - М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

29.Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации (Текст) / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.

30.Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. (Текст) / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1995. - 160 с.

31.Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. (Текст) / В.А. Лабунская// - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999.

32.Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). (Текст) / В.А. Лабунская// - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.


33.Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций (Текст) / В.А.Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).

34.Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. (Текст) / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с.

35.Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности (Текст) / Е.А. Петрова, А.А. Родина// Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.- М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. - 176 с. (Труды ИП РАН) - с. 81 - 84.

36.Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). (Текст) / А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. - 107 с.

37.Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений (Текст) / К.Н. Поливанова// - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184с.

38.Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах : учеб. пособие. (Текст) / О.П. Солодилова// М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 288 с.

39.Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов (Текст) / Г.М. Андреева// /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. -М: Аспект Пресс, 2003.- 475 с.

40.Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации (Текст) / И.Н. Горелов// - М.: Наука, 1980.

42.Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). [Текст] / В.А. Лабунская// - Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 1986.

43.Лабунская В.А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» и ее модификаций (Текст) / В.А. Лабунская// Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. - 350 с. - (Интеграция академической и университетской психологии).

44.Лабунская В.А. Психология экспрессивного поведения. (Текст) / В.А. Лабунская// - М.: Знание, 1989.- 64 с.

45.Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам). (Текст)/ А. Пиз// Изд-во «Эксмо», 2007 г. - 107 с.

46.Социальная психология: учебное пособие (Текст) / Отв. ред. А.Л. Журавлев// - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).

47.Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования (Текст) / Д.В. Ушаков// / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.- М.: Изд-во «ИП РАН», 2004. - 176 с. (Труды ИП РАН) - с. 141-161.


48.Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение. (Текст) / Р. Хорст// - М.: АО «Интерэксперт», 1996. с. 417.

 49.Грошев И.В. Полоролевые стереотипы и гендерная невербальная коммуникация в зеркале рекламы// Вестник ТГТУ. -  №4, 1998.- С.4-50

 50.Дарвин Ч. Сочинения. Т.5. Происхождение человека и половой отбор. Выражение эмоций у человека и животных. - М., 1953. -1040 с.

 51. Добрунова О.В. Влияние эмоций на синтаксический строй разговорной речи. Дис. … канд. филол. наук. - М. 1990. -189 с.

52. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.: Политиздат, 1978. - 272 с.

53. Долгов И.А. Образование суффиксальных эмоционально-оценочных наименований. -М., 1984.

Приложение

Средства невербальной коммуникации

К средствам невербальной коммуникации относятся:

а)кинесика (жесты, мимика, телодвижения), элементы фонации, которые могут дополнять, усиливать, а иногда и заменять слова;

б)невербальные средства общения непроизвольны, неподдельны и социально обусловлены;

в)язык жестов, мимики, телодвижений, как и любой другой язык, состоит из слов, предложений и знаков пунктуации, которые можно сравнить со словесными предложениями говорящего.

Таблица 1. Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний (В.А. Лабунская, 2009).

Части и элементы лица

Мимические признаки эмоциональных состояний

Экспрессивное Я личности

Гнев

Презрение

Страдание

Страх

Удивление

Радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или припущены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное