Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. Законодательство о несостоятельности (банкротстве), являясь важнейшим элементом стратегии регулирования рыночной экономики, выполняет функцию в одних случаях санации, а в других - предоставления возможностей для нового старта тем хозяйствующим субъектам, у которых не исчерпаны ресурсы развития.

Очевидна важность правового регулирования экономического оборота, в том числе защищающего от последствий недобросовестной деятельности его участников, выражающихся в неисполнении или ненадлежащем исполнении принятых на себя обязательств, а также в неэффективном расходовании бюджетных средств. Полагаем, на первое место при решении данных проблем выходит институт несостоятельности (банкротства). Должное правовое регулирование института несостоятельности (банкротства) имеет, несомненно, большое значение для развития экономики государства в целом, а не только отдельных субъектов бизнеса.

Цель работы – исследовать процедуры банкротства; выявить проблемы их правового регулирования и применения; определить пути решения.

В соответствии с поставленными целями для их решения выдвигаются следующие задачи:

1. исследовать эволюцию современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве);

2. дать характеристику процедурам банкротства;

3. выявить проблемы правового регулирования и применения процедур банкротства и определить пути решения этих проблем.

Объектом исследования является институт банкротства.

Предметом исследования является правовое регулирование процедур банкротства.

Научно-методическая основа работы. Для написания работы были изучены нормативные источники, учебно-практические пособия, публикации в периодических изданиях, интернет-источники (СПС Консультант плюс).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Правовое регулирование процедур банкротства


1.1. Эволюция современного российского законодательства

о несостоятельности (банкротстве)

В истории развития современного российского законодательства о несостоятельности (банкротстве) специалисты выделяют три этапа, соответствующих законам о банкротстве, которые действовали в Российской Федерации в разные периоды времени.

Первый этап развития законодательства о банкротстве был предопределен принятием Закона РФ от 19 ноября 1992 г. № 3929-1 «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»[1].

Второй этап связан с принятием 8 января 1998 г. нового Закона о банкротстве, в котором была сделана попытка синтеза зарубежного опыта правового регулирования института банкротства и специфики российских реалий. Вместе с тем, данный Закон не смог в полной мере обеспечить эффективную правовую защиту интересов субъектов гражданского оборота в области несостоятельности и стать средством восстановления платежеспособности должников и оздоровления экономики в целом, так как являлся по преимуществу прокредиторским. Это привело в итоге к дисбалансу интересов должника и кредиторов, в связи с чем в некоторых источниках Закон о банкротстве 1998 г. называют инструментом рейдерских захватов, так как содержащиеся в нем правовые нормы создавали условия для банкротства потенциально платежеспособных предприятий, захвата их имущества.

В целях исправления сложившейся в сфере банкротства ситуации в 2002 г. был принят Федеральный закон № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»[2], обозначивший третий этап развития российского законодательства о банкротстве.

В настоящее время в периодизации российского законодательства о банкротстве следует выделить современный, четвертый этап, обусловленный реформированием гражданского законодательства, объективными экономическими обстоятельствами, в частности, финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг. Начало данного этапа следует датировать 30 декабря 2008 г., когда был принят Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. № 296-ФЗ[3], предусмотревший существенные изменения первоначальной редакции Федерального закона № 127-ФЗ и предопределивший важнейшие тенденции развития института банкротства в современный период. Среди данных тенденций следует назвать совершенствование норм, регулирующих правовое положение арбитражного управляющего, а также саморегулируемых организаций; сокращение сроков процедуры конкурсного производства, совершенствование норм о санации, уточнение правового положения залоговых кредиторов, а также кредиторов по текущим обязательствам и очередности удовлетворения их требований.


Впоследствии в сфере развития института банкротства актуализировалась тенденция к формированию в Законе о банкротстве общей и особенной частей. Так, появилась глава «Оспаривание сделок должника»; вместе с тем, был расширен перечень субъектов, в отношении которых предусмотрены специальные правила о несостоятельности (банкротстве), уточнен перечень финансовых организаций, появились нормы о банкротстве застройщиков.

Первоначальная редакция Закона о банкротстве 2002 г. регулировала признание сделок должника недействительными преимущественно нормами, закрепленными в ст. 103 Закона о банкротстве. Данная статья входила в гл. VI «Внешнее управление». 28 апреля 2009 г. Федеральным законом № 73-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Закон о банкротстве, которые значительно изменили подход законодателя к регулированию вопроса, касающегося признания сделок несостоятельного должника недействительными, в главе III.1, которая называется «Оспаривание сделок должника». Включение норм, регулирующих оспаривание сделок должника, в отдельную самостоятельную главу следует признать правильным. Подобный законодательный прием «в большей степени соответствует универсальному характеру данного конкурсно-правового института, который призван обеспечивать как восстановление платежеспособности должника при реабилитационных процедурах, так и увеличение конкурсной массы при ликвидационных процедурах. Такая законодательная техника свидетельствует о становлении общей части Закона о банкротстве и обеспечивает устранение необоснованного повторения правовых норм, регулирующих однородные вопросы в рамках отдельных процедур. Подобная тенденция имеет положительное значение для дальнейшего развития законодательства о несостоятельности»[4].

Декабрь 2014 г. ознаменовался внесением важнейших изменений, касающихся регулирования банкротства кредитных организаций, признаков банкротства юридических лиц. Так, Федеральный закон от 29.12.2014 № 482-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) и Кодекс об административных правонарушениях»[5] внес изменения в количественные признаки банкротства юридических лиц. Если раньше арбитражный суд мог возбудить производство по делу о банкротстве в том случае, если требования к юридическому лицу-должнику составляли не менее ста тысяч рублей, то в настоящее время эта сумма увеличена до трехсот тысяч рублей.


Важнейшей новеллой современного этапа развития законодательства о банкротстве является возможность признания банкротом гражданина, не являющегося индивидуальным предпринимателем[6]. С 1 июля 2015 г. начали действовать положения, в соответствии с которыми заявление о признании гражданина банкротом принимается судом при условии, что требования к гражданину составляют не менее 500 тыс. руб. и указанные требования не исполнены им в течение 3 месяцев с даты, когда они должны быть исполнены.

Нормами обновленного законодательства о банкротстве предусмотрена особая система процедур, которые применяются по отношению к гражданам-должникам: реструктуризация долгов, реализация имущества гражданина, мировое соглашение.

Формирование особенной части Закона о банкротстве было продолжено Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. № 432-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов Российской Федерации)»[7], который дополнил Федеральный закон о банкротстве параграфом 4.1 «Банкротство кредитных организаций»; следовательно, Федеральный закон от 25.02.1999 г. № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»[8] утратил силу. Таким образом, было обеспечено унифицированное правовое регулирование банкротства финансовых организаций.

Перспективными направлениями развития законодательства о банкротстве должны стать решение концептуального вопроса о продолжниковой или прокредиторской направленности законодательства о банкротстве, месте и роли процедуры наблюдения, повышение эффективности восстановительных процедур, роли суда в делах о банкротстве.

В настоящее время продолжают разворачиваться бурные дискуссии относительно ряда положений законодательства о банкротстве, касающихся оптимальной системы процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Подход российского законодателя к правовому регулированию процедуры наблюдения, ее использованию в процессе несостоятельности многими специалистами подвергается критике. Нередко выносятся предложения по отказу от применения процедуры наблюдения как лишней, нецелесообразной, способствующей затягиванию процесса несостоятельности[9]. Проблемы в применении данной процедуры предопределяются непредсказуемостью процесса несостоятельности, в связи с чем в рамках процедуры наблюдения принять оптимальное решение о применении к должнику восстановительных или ликвидационных мер становится невозможным. В качестве альтернативы предлагается использование в российском законодательстве системы, которая основывается на входе в процедуры несостоятельности конкурсным производством с возможностью последующего выхода к восстановительным процедурам.


Относительно восстановительных процедур, применяемых в деле о банкротстве, специалисты делают вывод, что действующее правовое регулирование не создает оптимального баланса интересов участвующих в деле о банкротстве лиц, который позволял бы сохранять действующие предприятия, побуждая к принятию решений о введении в отношении должника внешнего управления. Как указывает С. В. Сарбаш, изменения в Законе о банкротстве не создают необходимых стимулов к оздоровлению предприятий и не устраняют тех причин, которые отвращают заинтересованных лиц от введения процедуры внешнего управления. «Коренной перелом в соотношении ликвидационных и реабилитационных процедур в пользу последних может основываться на адаптации законодательством принципа, согласно которому реабилитационная процедура может вводиться вопреки воле кредиторов, при наличии доказательств, объективно свидетельствующих о том, что по окончании такой процедуры кредиторы получат удовлетворение их требований в размере не меньшем, чем при ликвидации. Однако введение внешнего управления требует установления объективных критериев для оценки реальности плана восстановления платежеспособности, что достаточно затруднительно с практической точки зрения»[10].

Важнейшими тенденциями развития законодательства о банкротстве в ближайшее время станут дальнейшее развитие дифференцированного подхода к особенностям несостоятельности (банкротства) отдельных видов субъектов гражданского права, совершенствование системы процедур, применяемых в деле о несостоятельности (банкротстве), в том числе восстановительных, с одновременным развитием мер защиты интересов кредиторов в деле о банкротстве, в целях повышения эффективности законодательства в данной сфере.

1.2. Характеристика процедур банкротства

Существует пять процедур банкротства (рис. 1).

1. Наблюдение.

На данной стадии арбитражным судом назначается временный управляющий. Он обязан направить для опубликования сообщение о том, что в отношении должника введена процедура наблюдения. Данные сведения включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве и публикуются в газете «Коммерсант» и в Интернете[11]. Для участия в первом собрании кредиторов кредиторы вправе предъявить свои требования к должнику в течении 30 календарных дней с даты опубликования такого сообщения.