Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 3
свидетельствует Приложение 1
Опрос – главы анкета учителя
1.За папа годы работы в Исследователь школе часто групповую возникали конфликты с ребенок учениками?
а) да
б) поведения нет
2.У Вас поставлены часто возникают антипатий конфликты между основу детьми?
а) да
б) первого нет
3.При конфликте предположения Вы помните о конфликтные психолого-возрастных особенностях неуспевающего ученика?
а) да
б) связанное нет
5)Часто ли Всем ученики сами реализации приходят к компромиссу?
а) начала да
б) нет
в) никогда
6)Конфликты лучше решать между конфликтующими сторонами отдельно, или задействовать весь класс?
а) только между конфликтующими сторонами
б) задействовать весь класс
в) в зависимости от ситуации
7)Я люблю разрешать конфликтные ситуации
а) да
б) нет
8.При конфликте я прибегаю к помощи психолога
а) да
б) нет
9. В моем классе очень часто возникают конфликтные ситуации (открытый вопрос).
10.Часто конфликтуют между собой
а) девочки
б) мальчики
в) девочки с мальчиками (или наоборот).
Приложение 2
Тест К. Томаса
Инструкция к тесту:
В каждой паре выберите то суждение, которое наиболее точно описывает Ваше типичное поведение в конфликтной ситуации.
Тестовый материал:
Ответ "А" |
Ответ "Б" |
1. Я не люблю брать на себя ответственность. |
Я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны. |
2. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
Я пытаюсь найти такое решение, чтобы не было драки. |
3. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения. |
4. Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
Иногда я жертвую своими интересами ради интересов другого человека. |
5. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого. |
Я стараюсь сделать все, чтобы не было драки. |
6. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя. |
Я стараюсь добиться своего. |
7. Я откладываю дела «на потом». |
Я обычно уступаю. |
8. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Я стараюсь разобраться в каждом вопросе. |
9. Не всегда нужно волноваться из-за ссоры. |
Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. |
10. Я твердо стремлюсь достичь своего. |
Я стараюсь, чтобы было согласие во всем. |
11. Я стараюсь разобраться в каждом вопросе. |
Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями. |
12. Я не люблю спорить. |
Я обычно быстро мирюсь с человеком. |
13. Я предлагаю среднюю позицию. |
Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему. |
14. Я не люблю спорить. |
Я хочу быть во всем прав. |
15. Я стараюсь успокоить другого, чтобы остаться с ним друзьями. |
Я не люблю ссориться. |
16. Я не обижать никого. |
Я хочу быть во всем прав. |
17. Я хочу быть во всем прав. |
Я не люблю спорить. |
18. Я всегда прощаю друзей. |
Я никого не хочу обижать. |
19. В ссоре нужно сначала разобраться с ее причиной. |
Я откладываю все «на потом». |
20. Я пытаюсь сразу помириться. |
Я предлагаю среднюю позицию. |
21. Я всегда внимателен к друзьям |
Я всегда ищу причину ссоры. |
22. Я пытаюсь среднюю позицию. |
Я отстаиваю свои желания. |
23. Я не люблю ссориться. |
Я не люблю брать на себя ответственность. |
24. Я всегда иду навстречу желаниям товарищей. |
Я стараюсь убедить другого прийти к одному мнению. |
25. Я всегда прав. |
Я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. |
26. Я предлагаю среднюю позицию. |
Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас. |
27. Я избегаю позиции, которая может вызвать споры. |
Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. |
28. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего. |
Улаживая ситуацию, я стараюсь найти поддержку у другого. |
29. Я предлагаю среднюю позицию. |
Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий |
30. Я стараюсь не задеть чувств другого. |
Я всегда поддерживаю друзей. |
Ключ к тесту:
№ |
Соперн. |
Сотрудн. |
Компр. |
Избег. |
Приспособ. |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
А |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Обработка и интерпретация результатов теста:
За каждый ответ, совпадающий с ключом, соответствующему типу поведения в конфликтной ситуации начисляется один балл. Доминирующим считается тип (типы) набравшие максимальное количество баллов.
Приложение 3
Материал к методике Рене Жиля (выборочный)
- Размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения — папа, мама, брат, сестра или друг, товарищ, одноклассник.
- Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
- Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
- На этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
- Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
- Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
- Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
- Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
- Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? Пожалуешься учителю? Ударишь его? Сделаешь ему замечание? Не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
- Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
- Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.
- Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь? Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из ответов.
- Товарищ взял твою ручку без разрешения? Что сделаешь? Будешь плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
- Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать? Плакать? Продолжать играть? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
- Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
- Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
Приложение 4
Описание игры «Поздоровайся локтями».
Цель игры: формирование установления контакта между учениками, направленный на сплоченность класса.
Задание: участники здороваются, соприкоснувшись локтями (10 минут).
Подготовка: отставить в сторону стулья и столы, чтобы участники могли свободно ходить по помещению.
Участники встают в круг.
Всем рассчитываются на один–четыре и сделают следующее: каждый «номер первый» складывает руки за головой, так чтобы локти были направлены в разные стороны; каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также были направлены вправо и влево; каждый «номер третий» кладет левую руку на левое бедро, правую руку – на правое колено, при этом руки согнуты, локти отведены в стороны; каждый «номер четвертый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны).
На выполнение задания дается только пять минут. За это время дети должны познакомиться с как можно большим числом членов группы, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями.
Через пять минут участники собираются в четыре подгруппы так, чтобы вместе оказались соответственно все первые, вторые, третьи и четвертые номера. Пусть участники поприветствуют друг друга внутри своей подгруппы.
Приложение 5
Описание игры «Гусеница»
Цель игры: формирование сплоченности класса.
Задачи: показать, что класс есть единое целое.
Участники становится друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.
Приложение 6
Описание игры «Я бываю разный».
Материалы: бумага, наборы цветных карандашей (6 цветов).
Учитель предлагает детям вспомнить, какими они бывают в разных ситуациях в зависимости от обстоятельств (порой настолько непохожими на себя самих, будто это разные люди), как они, случается, ведут внутренний диалог с собой, и попытаться нарисовать разные части своего «Я».
После выполнения задания все участники и учитель по очереди показывают свои рисунки группе, рассказывают, что на них изображено. Дети обмениваются впечатлениями: трудно ли было выполнить задание, трудно ли объяснить, что изобразили, есть ли похожие рисунки. При согласии каждого из участников учитель собирает рисунки (желающие могут их оставить себе).
Приложение 7
Игра «Мы — одна команда»
Цель: как можно раньше приучить детей к коллективу, совместному обсуждению проблем, свободному общению друг с другом.
Задачи: создание единого сплоченного коллектива.
Приложение 8
Упражнение «Мы похожи»
Цель: знакомство участников друг с другом, повышение доверия друг к другу.
Ход игры: Вначале участники беспорядочно ходят по комнате и говорят каждому встречающемуся по 2 фразы, начинающиеся со слов:
Ты похож на меня тем, что...
Я отличаюсь от тебя тем, что...
Другой вариант: в парах 4 минуты вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 4 минуты - на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими.
Приложение 9
Методика оценки психологической атмосферы в коллективе
(по А.Ф.Фидлеру)
Инструкция к тесту:
В предложенной таблице приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак *, тем более выражен этот признак в вашем коллективе.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
||
Дружелюбие |
Враждебность |
||||||||
Согласие |
Несогласие |
||||||||
Удовлетворенность |
Неудовлетворенность |
||||||||
Продуктивность |
Непродуктивность |
||||||||
Теплота |
Холодность |
||||||||
Сотрудничество |
Несогласованность |
||||||||
Взаимная поддержка |
Недоброжелательность |
||||||||
Увлеченность |
Равнодушие |
||||||||
Занимательность |
Скука |
||||||||
Успешность |
Безуспешность |