Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Значительную долю в налоговых доходах государства составляют поступления от коммерческих банков.

2.2. Пути совершенствования расчётов по налогам и сборам в банках

Банковская система на сегодняшний день является одной из самых важных и значимых составляющих современной экономики, неотъемлемой структурой рыночной экономики. Становление банковской системы, развитие банков и хозяйствующих субъектов всегда были тесно взаимосвязаны. Банки выступали в роли посредников в распределении капиталов, тем самым стимулируя экономический рост.

Кредитные организации являются особым элементов в финансовом посредничестве. Банки привлекают денежные средства населения и предприятий, которые высвобождаются в процессе хозяйственной деятельности и предоставляют их во временное пользование иным субъектам рынка. В процессе данных операций банки выполняют самостоятельные хозяйственные операции, результатом которых становится банковская прибыль [3, с. 26]. Из этого следует, что банк сам является хозяйствующим субъектом экономики, занимающейся коммерческой деятельностью с целью получения прибыли. Соответственно, банк становится плательщиком налогов и выплачивает их в бюджет. Отметим, что банки в настоящий момент занимают важную позицию по налоговым поступлениям, являясь крупными налогоплательщиками, они оказывают большое значение для экономики, её динамичного развития. В связи с этим изучение вопросов, связанных с налогообложением субъектов банковского сектора экономики, является крайне актуальным и значимым в современных условиях развития.

ПАО АККСБ «КС Банк» является ведущим региональным банком Республики Мордовия и активным участником экономического и социального развития Республики Мордовия [2]. В течение 2016 года Банк продолжает уверенно доказывать, что является универсальной финансовой организацией, способной удовлетворить запросы клиентов любого уровня. Высокий уровень надежности в деятельности Банка достигается благодаря принятой за основу взвешенной консервативной политике, стратегическому планированию, адекватной оценке существующих рисков.

В соответствии с налоговым законодательством, «КС Банк» является налогоплательщиком следующих налогов:


  • налога на прибыль банков - «КС Банк» так же, как и иные организации, используют единые принципы признания доходов и расходов, хотя только в отношении специфичности банковской деятельности (по банковским операциям и сделкам). Главой 25 НК РФ ст.290 ст. 291 установлены специфики формирования доходов и расходов, учитываемых при формировании налогооблагаемой базы [1];
  • налога на добавленную стоимость (НДС) - более важным фактором при определении налогооблагаемой базы по этому налогу для банка является то, что обложению налогом не подлежат банковские операции (кроме инкассации), на проведение которых потребуется банковская лицензия;
  • налога на имущество банка - специфичность обложения налогом на имущество банков и прочих финансово-кредитных учреждений содержится, прежде всего, в том, что его источником считаются не финансовые итоги, как у прочих плательщиков, а операционные и другие расходы;
  • транспортного налога, т.к. на балансе «КС Банк» находятся транспортные средства, облагаемые налогом;
  • остальные налоги и сборы (государственная пошлина; налог на землю и др.);

В таблице 1 приведены налоги, уплачиваемые ПАО АККСБ «КС Банк» за 2014-2016 гг.

Таблица 1

Анализ динамики налогов, исчисленных банком за 2014-2016гг.

Показатели, руб.

2014

2015

2016

Темп прироста, %

Налог на прибыль

2155716,53

2858262

3074479

42,62

Страховые взносы в социальные фонды

4589036,32

5533303

8034396

75,08

Налог на имущество

3167520,51

3240468

3536268

11,64

Земельный налог

24464

76367,5

76351

212,10

Налог на добавленную стоимость

25440,789

20707,64

38707,23

52,15

Транспортный

налог

26715,7

26753,1

31561,2

18,14

Другие налоги

12378,3

16233,8

18585,16

50,14

Итого налогов

10001272

11772095

14810348

48,08


Рисунок 1 - Структура уплачиваемых налогов ПАО АККСБ «КС Банком» в 2016 г.

Проанализировав данные таблицы можно сформулировать следующие выводы:

С 2014 по 2016 гг. на 48,08% увеличилась сумма уплачиваемых налогов отделением сбербанка России. Сумма уплаченного налога на прибыль увеличилась на 42,62%, НДС - на 52,15%. Наиболее возросла сумма местных налогов, а так же начисления на заработную плату, что свидетельствует о разветвлении филиальной сети Банка.

Наиболее наглядно структура налоговых платежей ПАО АККСБ «КС Банка» за 2016 г. представлена на рисунке 1.

Таким образом, отметим, что основными налогами, уплачиваемыми ПАО АККСБ «КС Банком» являются страховые взносы в социальные фонды - 54,25%, налог на имущество - 23,88%. налог на прибыль - 20,76% и прочие налоги. Отечественные авторы в своих статьях и монографиях большое внимание уделяют налогу на прибыль, так как именно они обеспечивают крупные поступлениям в бюджет. Он имеют несколько иной порядок исчисления и уплаты, детально описанный в НК РФ, где четко прописано, что является доходами и расходами банков и что признается объектом налогообложения.

Рост уплачиваемых налогов коммерческого банка увеличивает налоговую нагрузку, что отрицательно сказывается на финансовых результатах кредитной организации, поэтому целесообразно рассмотреть перспективы модификации налогообложения банков в части налога на прибыль [4, с. 6].

В данном аспекте вполне разумно отказавшись от идеи специального налога для кредитных учреждений как в некоторых западных странах, ввести дифференцированную ставку налога на прибыль для банков, которая будет зависеть от направления инвестиций, осуществляемых банком [5, с. 4]. При этом налоговая нагрузка не должна сильно увеличиться и привести к снижению рентабельности банковской деятельности.

Учитывая текущую неблагоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру и необходимость диверсификации экономики, представляется целесообразным сформировать, такую систему налогообложения банков, которая реально решала бы вопросы эффективного импортозамещения, стимулировала бы их деятельность в направлении увеличения вложений средств в реальный сектор экономики, а также развитие инноваций и нанотехнологий.

Таким образом, дифференцируя ставку, можно решать задачи развития приоритетных отраслей экономики. Однако при этом не стоит забывать и о потребностях государства, а также самого финансового сектора экономики. Т.е. новые налоговые ставки должны учитывать, как фискальные интересы государства, так и интересы бизнеса.


Для решения указанной задачи, необходимо дифференцировать получаемую банками прибыль на несколько составляющих и применять различные ставки к совокупности каждого вида (таблица 2).

Таблица 2

Ставки налога на прибыль банков, в зависимости от видов прибыли

Вид прибыли, получаемой коммерческим банком

Ставка налога, %

Кредитование инновационной деятельности и наукоёмких отраслей экономики

13

Кредитование реального сектора экономики

15

Спекулятивные операции

30

Прочие виды прибыли

20

В данной градации на нижнем уровне выделены приоритетные отрасли экономики - инновации, наукоемкие отрасли и реальный сектор экономики. Прибыль, полученная от кредитования инновационной деятельности и наукоёмких отраслей экономики, предлагается облагать по одной из самых минимальных налоговой ставке, существующей в нашей стране - 13%. Инновации являются сейчас приоритетным направлением экономики и компании, занятые этим направлением получают от государства ряд льгот, однако без доступных кредитов данная отрасль быстро развиваться не будет, поэтому необходимо активно вовлекать в данный процесс и кредитные организации.

Реальный сектор экономики, в первую очередь, призван решать проблемы импортозамещения в нашей стране, поэтому тоже должен иметь некоторые преимущества при получении кредитов на развитие.

От спекулятивных операций банки само собой не откажутся, т.к. они зачастую являются самыми простыми и прибыльными, соответственно повышенная налоговая ставка не приведет к негативным последствиям, а наоборот может высвободить часть ресурсов банка для кредитования для «более нужных» направлений.

Банки - это весьма специфичный институт финансового рынка, поэтому применение общей ставки в 20%, как для любого юридического лица представляется нецелесообразным, особенно сейчас в кризисные времена.

Одним из свойств успешной и устойчивой экономики является ее способность быстро и адекватно реагировать на меняющиеся условия. Учитывая непростые задачи, которые стоят перед нашей экономикой, предложенная реформа в области налогообложения банковской прибыли могла бы существенно облегчить достижение целей, поставленных руководством страны.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив налоги, уплачиваемые кредитными организациями в бюджет и рассмотрев на примере Сбербанка особенности начисления и уплаты налогов можно сказать, что проблемы, возникшие с введением закона, потихоньку решаются: с введением более точных трактовок статей или с нарастанием опыта служащих банка, которые непосредственно исчисляют налоги. Но все-таки необходимо решать такие вопросы на государственном уровне как можно скорее. При этом, необходимо руководствоваться не только своим личным мнением, а так же учитывать мнение кредитных организаций, так как все бремя ложится именно на них.

В налоговой системе произошли значительные положительные сдвиги, которые позволили кредитным организациям существенно уменьшить налоговое бремя, что хорошо скажется на их финансовом состоянии.

Большое внимание следует уделить мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленных, с одной стороны, на пресечение имеющейся практики уклонения от налогообложения путем использования имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и, с другой стороны, на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков, повышение их защищенности от неправомерных требований налоговых органов, а также создание для налогоплательщиков максимально комфортных условий для уплаты налогов и сборов.

В конечном итоге система налогообложения должна способствовать кроме пополнения доходной части бюджета - подъему экономики, т.е. быть тем экономическим рычагом, при помощи которого производителю выгодно увеличивать мощности, наращивать объемы реализации продукции (работ, услуг)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белецкий М.В. Новое в налогообложении коммерческих банков // Финансы. – 2014. – № 2.
  2. Лермонтов Ю.М Доходы в целях исчисления налога на прибыль: арбитражная практика. // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / Ю.М. Лермонтов. – 2013. – №11. – С. 16–19.
  3. Лермонтов Ю.М. Выработка банком эффективной налоговой политики / Ю.М. Лермонтов // Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке / . – 2014. - №12. – С. 33-37.
  4. Муравлева Т.В. Налогообложение организаций финансового сектора экономики / Т.В. Муравьева. - Саратов: Саратовский социальноэкономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», 2015. - 69 с.
  5. Мусаева Х.М. Формирование налоговой политики коммерческих банков и пути ее совершенствования / Х.М. Мусаева, Х.Б. Алиев, Л.Г. Джапарова // Фундаментальные исследования, 2016. - № 8-2.- С. 361-365
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (действующая редакция 2016 г.) / Справочно-правовая система Консультант Плюс [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/
  7. Налогообложение коммерческих банков в Российской Федерации / под ред. Дадашев А.З. / – М.: Книжный мир, 2012. – 88с.
  8. Официальный сайт ПАО АККСБ «КС БАНК» [Электронный ресурс] - режим доступа: http://www.ks-bank.ru
  9. Фаизова А.М. Налогообложение банков в Российской Федерации и направления его совершенствования с учетом зарубежного опыта / А.М. Фаизова, М.К. Рысаев // Экономика и социум. - 2016. - №2. - С. 1-6.