Файл: Опрос граждан и наведение справок как оперативно-розыскное мероприятие..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 91

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

История борьбы с преступностью показывает, что для своевременного обнаружения, предупреждения, пресечения и раскрытия тяжких преступлений, розыска скрывшихся преступников одних только гласных уголовно-процессуальных и иных средств явно не достаточно, нужны и иные средства борьбы с преступностью. Важнейшей задачей для правоохранительных органов является не только расследование уже совершенных преступлений, но и контроль за развитием криминальных явлений и процессов. Лучше, если этот контроль будет негласным, то есть не известным самим объектам контроля.

Для этих целей во всех цивилизованных странах, в том числе и в России, существует особый государственно-правовой механизм борьбы с криминальными явлениями, позволяющий негласно обнаружить, взять под контроль преступные приготовления и действия в целях последующего их пресечения или своевременного раскрытия и расследования, который именуется оперативно-розыскной деятельностью. Розыскная, сыскная деятельность сопутствует правосудию на всем протяжении его истории. Именно в ее функции входило раскрытие преступлений, установление и розыск виновных, подлежащих затем передаче в органы судебной власти. Оперативно-розыскная деятельность является частью уголовно-правовой политики государства.

В теории оперативно-розыскной деятельности существует общепризнанная точка зрения о том, что современная преступная среда, выступая в качестве противоборствующей стороны по отношению к действиям оперативных работников, является неотъемлемой частью оперативно-розыскной тактики. Современную оперативно – розыскную тактику невозможно изучать вне ее взаимосвязи с преступной деятельностью, и в первую очередь — с ее организованными формами, поскольку последние напрямую влияют на появление новых или возрождение забытых оперативно-розыскных мероприятий.

Оперативно-розыскные мероприятия - это составной структурный элемент оперативно-розыскной деятельности, состоящий из системы взаимосвязанных действий, направленных на решение конкретных тактических задач. По своей сути ОРМ направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер и осуществляются как гласно, так и негласно, а также могут носить смешанный, гласно-негласный характер.


Остановимся подробнее на опросе граждан и наведении справок, которые в комплексе с другими ОРМ обеспечивают выявление оперативно-розыскной информации о подготавливаемых, совершаемых и совершенных преступлениях.

В данной работе дается подробная характеристика опроса граждан и наведения справок как оперативно-розыскных мероприятий, рассматривается структура данного вида ОРМ, а также раскрывается и анализируется значение оперативно-розыскных мероприятий для выполнения задач оперативно-розыскной деятельности.

1 Опрос граждан

Правоохранительная практика свидетельствует о том, что опрос граждан является одним из самых распространенных и эффективных средств получения первичной информации, имеющей значение для решения задач ОРД. Как отмечалось в одной из предыдущих статей, возможность производства опроса граждан сотрудниками оперативно-розыскных органов, регламентирована ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».

Многочисленные примеры из практики свидетельствуют, что оперативные работники прибегают к нему очень часто, в различных оперативно-розыскных ситуациях. В сочетании с другими оперативно-розыскными мероприятиями он дает ощутимые результаты в борьбе с преступностью. Умелый опрос различной категории лиц, осведомленных о фактах преступлений или преступной деятельности, является одним из важных первоисточников оперативно значимой информации и других сведений, представляющих интерес для органов внутренних дел.

Опрос – это оперативно-розыскное мероприятие, представляющее собой вербальный контакт сотрудника оперативного подразделения с гражданами, которые располагают или могут располагать информацией, представляющей определенный интерес для оперативно-розыскных органов.

Основанием для опроса могут быть любые основания, предусмотренные Законом об ОРД для проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Опрос проводится по инициативе оперативного сотрудника. Никаких разрешений от вышестоящих руководителей или суда, в отличие от некоторых других оперативно-розыскных мероприятий, для производства опроса граждан не требуется.

Главная цель опроса - получить необходимые фактические данные (не имеющие доказательного значения) и оценить их, чтобы на этой основе принять решение о возбуждении уголовного дела, либо о проведении того или иного следственного действия и определить направление расследования, либо тактику соответствующего следственного действия. Результаты опроса могут быть использованы для проведения других предусмотренных Законом об ОРД оперативно-розыскных мероприятий.


Субъекты разведывательного опроса. В проведении оперативно-розыскных мероприятий участвуют различные сотрудники ОВД. При этом, одни из них, в силу своих функциональных обязанностей систематически осуществляют оперативно-розыскную деятельность по борьбе с преступностью, другие же лица эпизодически привлекаются к проведению отдельных оперативно-розыскных мероприятий.

В ОРД ОВД проведение опросов осуществляются сотрудниками следующих оперативных подразделений:

  • подразделения уголовного розыска;
  • подразделения, ведущие борьбу с преступлениями в сфере экономики;
  • служба обеспечения собственной безопасности;
  • оперативные подразделения по борьбе с преступными посягательствами на грузы (ОБППГ);
  • оперативное подразделение Национального Центрального бюро Интерпола и др.

В осуществлении отдельных оперативно-розыскных мероприятий, в том числе и опроса, принимают участие и другие сотрудники ОВД: участковые инспектора; работники ГИБДД и др.

Объекты опроса. Объектами опроса являются лица, которые могут быть осведомлены о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Эти источники информации можно подразделить на две группы:

1.К первой относятся лица, связанные с криминогенной средой, а именно:

  • лица, склонные к совершению преступлений;
  • лица, имеющие отношение к конкретному преступлению (потерпевшие, свидетели, очевидцы, подозреваемые);
  • лица тесно связанные с преступной средой. Эти лица должны находиться под постоянным оперативным наблюдением ОВД. Систематические опросы данного контингента позволяют своевременно выявлять преступные замыслы и намерения, предупреждать подготавливаемые и раскрывать совершенные преступления. Такие лица выявляются из числа задержанных, арестованных, обвиняемых, подозреваемых, свидетелей, потерпевших, осужденных, в том числе условно осужденных и лиц, в отношении которых отсрочено исполнение приговора к лишению свободы, условно-досрочно освобожденных, ранее судимых и лиц, не имеющих определенного места жительства и занятий.

2.Вторая группа— это лица, не связанные с преступной средой, но в силу сложившейся ситуации могут обладать информацией. К ним относятся соседи, родственники, знакомые, коллеги по работе и др. Они образуют наиболее многочисленную группу опрашиваемых. Сотрудники ОВД должны опираться в своей деятельности на законопослушных граждан, которые часто оказывают им помощь в борьбе с преступностью.


Отличие опроса от допроса. Необходимо отличать опрос от допроса. Между ними имеется принципиальное различие. Оно заключается, прежде всего, в правовой природе. Опрос относится к оперативно-розыскным мероприятиям, а допрос к следственным действиям. Допрашиваемое лицо предупреждается об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний, а также за дачу заведомо ложных показаний. При проведении опроса это не допускается, Допрос производится только по возбужденному уголовному делу. Опрос может применяться независимо от наличия в производстве уголовного дела, нередко до его возбуждения (ст. 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»), а также после окончания уголовного расследования и рассмотрения дела в суде. В ходе допроса выясняются и устанавливаются сведения, имеющие доказательственное значение, результаты опроса ими становятся только после соблюдения определенной процедуры (процессуального закрепления).

Результатом проведения допроса является процессуальный документ — протокол допроса, а итогом различного вида опросов являются объяснения, справки рапорта и др.

Таким образом, опрос, имея ряд тактических приемов, общих с иными специальными методами получения информации, является вместе с тем самостоятельным оперативно-розыскным мероприятием в ОРД и занимает важное место в реализации ее целей. Умело проведенный опрос не дублирует следственные действия, а дополняет и способствует их эффективному осуществлению.

В зависимости от целей и тактики проведения опрос классифицируется по двум критериям:

  • по степени гласности от окружающих;
  • по зашифровке его целей от окружающих.

Подготовительная работа по проведению опроса включает в себя:

1. формулировку конкретных задач, которые предлагается решить с помощью опроса;

2. определение тех сведений, которые необходимо выяснить для решения поставленных задач;

3. определение круга опрашиваемых, их проверка и изучение;

4. выбора места, времени, обстановки опроса;

5. разработку тактических приемов и перечня основных вопросов;

6. подбор субъекта осуществления мероприятия и его подготовка к проведению опроса

Практические работники оперативных аппаратов ОВД, не всегда могут осуществить все из перечисленных мероприятий. Во многих случаях они не имеют необходимого времени на тщательную подготовительную работу. По этой причине следует выделять две группы подготовительных мероприятий:


1.обязательные (формулировку конкретных задач, которые предлагается решить с помощью опроса, определение тех сведений, которые необходимо выяснить для решения поставленных задач, определение круга опрашиваемых, разработку тактических приемов и перечня основных вопросов;

2.дополнительные (проверка и изучение опрашиваемых лиц, разработка тактических приемов и перечня основных вопросов, подбор субъекта осуществления мероприятия и его подготовка к проведению опроса.

Подготовительные действия указанные первыми являются обязательными для любого опроса, даже когда он проводится в неотложном порядке. Например, перед выездом на место происшествия, оперативный работник у дежурного по Горрайоргану внутренних дел выясняет обстоятельства происшедшего, от кого, когда и откуда поступил сигнал о случившемся. Определяет задачи, намечает содержание опроса, лиц с которыми необходимо в первую очередь поговорить. По прибытии на место происшествия с учетом конкретной ситуации следует уточнить предмет опроса, круг опрашиваемых, определить время, место и обстановку опроса.

Предварительная проработка тактических приемов общения и примерного перечня вопросов, относящихся к дополнительным подготовительным действиям. Такие мероприятия целесообразны при проведении опроса, осуществляемого не в экстренном порядке.

При подготовке опроса, прежде всего, необходимо четко определить для решения каких задач он проводится. В тех случаях, когда подготовка не ведется, опрос оказывается проведенным стихийно, информация собирается неполная, эффективность его значительно снижается.

Важный этап подготовки - определение предмета опроса, то есть круга тех сведений, которые необходимо выяснить для решения поставленных задач. (Например: выявление не установленных лиц, проживающих на обслуживаемой территории; установление потребителей и сбытчиков наркотиков, лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, ранее судимых, граждан, высказывающих намерение совершить преступление и др.).

В свою очередь задачи и предмет опроса позволяют определить круг лиц, подлежащих опросу, которые могут быть осведомлены о лицах и фактах, представляющих оперативный интерес. Оперуполномоченный может и должен опросить граждан, в отношении которых у него есть уверенность в том, что они располагают нужными сведениями. Это не означает, что опрашивать следует всех подряд. В каждом случае возможные источники информации определяются исходя из поставленных задач и характера информации, которую необходимо получить.