Файл: Органы нотариального сообщества: федеральная нотариальная палата, нотариальная палата субъекта РФ (Правовые аспекты взаимодействия нотариальных палат различных уровней).pdf
Добавлен: 19.06.2023
Просмотров: 78
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Органы нотариального сообщества: понятие, значение, виды
1.1. Федеральная нотариальная палата и нотариальные палаты субъектов РФ
1.2. Правовые аспекты взаимодействия нотариальных палат различных уровней
Глава 2. актуальные проблемы функционирования нотариальных палат на современном этапе
2.1. Совершенствование правового регулирования деятельности нотариальных палат
Следует отметить, что нельзя безоговорочно утверждать об отсутствии коллизионной нормы в отношении права, подлежащего применению при наследовании имущественных прав. Ст. 1224 ГК устанавливает общее коллизионное правило, в соответствии с которым отношения по наследованию определяются по праву страны, где наследодатель имел последнее место; жительства (ч 2 п.1). [27.C.26]
Исключение из этого правила касается лишь недвижимого имущества (ч.2 п.1), к которому, как уже отмечалось, имущественные права не относятся. Таким образом; формально норма для коллизионногорегулирования отношений по наследованию имущественных прав есть: это ч.1 п.1 ст. 1224 ГК. Другое дело, что подчинение наследования недвижимого имущества и наследования прав на это имущество различным правопорядкам, действительно, нецелесообразно. В этой ситуации очевидна необходимость законодательной корректировки ст. 1224 ГК, приравнивания режима имущественных прав к режиму недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации. В связи с этим предлагается внести дополнение к абз.2 п.1 ст. 1224 ГК, изложив его в следующей редакции: «наследование недвижимого имущества и прав на него определяется по праву страны, где находится это имущество, а наследование недвижимого имущества, которое внесено в государственный реестр в Российской Федерации, и прав на него — по российскому праву». [25.C.28]
Пока же ст. 1115 ГК хотя бы устраняет проблему определения компетентного органа в отношении наследования имущественных прав на недвижимость, находящуюся на территории Российской Федерации. Им является российский нотариус по месту нахождения данного имущества.
В настоящий момент распределение ведения наследственных дел между нотариусами в различных населенных пунктах производится в соответствии с приказом органа юстиции по согласованию с нотариальными палатами и производится в соответствии с одним из двух принципов: территориальному — в зависимости от улицы, района, квартала и т.п. проживания наследодателей, или алфавитному — в зависимости от начальных букв фамилий наследодателей. Возможно также сочетание этих двух принципов. Как дополнительный может также использоваться критерий даты открытия наследства. [23.C.87]
В некоторых субъектах РФ, где действует система централизованного учета наследственных дел, вести наследственное дело может любой нотариус. Так, с внедрением с 1 августа 2005 г. централизованной системы регистрации наследственных дел в Москве у граждан появилась возможность открыть наследственное дело в отношении имущества умершего после этой даты у любого нотариуса г. Москвы, работающего с программой "Наследство без границ".[37.C.29]
Обычно нотариусы для выяснения вопроса, относится ли конкретное наследственное дело к его юрисдикции, требуют от лица, обратившегося к нему, документального подтверждения места открытия наследства.
Между тем, в литературе отмечается, что прием нотариусом заявления наследника о принятии наследства или заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство не может быть поставлен в зависимость от представления каких-либо доказательств. Как отмечает Т.Д. Чепига [21.C.33], подача указанных заявлений вызывает правовые последствия правопреемства в совокупности с другими юридическими фактами, на которых основано право на наследство.
На распространенность случаев отказа нотариусами в принятии указанных заявлений на основании отсутствия ряда документов, необходимых для выдачи свидетельства о праве на, наследство, которые зачастую; влекут пропуск наследниками срока принятия- наследства, неоднократно указывалось в литературе. В связи с этим, в доктрине высказано предложение включить в ст. 62 Основ законодательства РФ о нотариате норму, обязывающую нотариуса принимать заявления о принятии- наследства или отказе от него от любых обратившихся к нему граждан . Пока же данное правило закреплено в подп. 2 п. 13 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав 2007 г: для, оказания содействия лицам в осуществлении их прав и защите законных интересов с целью способствования принятию» наследства в- установленные законом сроки, нотариус обязан принять данное заявление без документального подтверждения, каких бы то ни было фактов; разъяснив при этом; какие документы заявитель, обязан представить впоследствии- для получения- свидетельства о праве на наследство. [37.C.39]
После получения сообщения об открытии наследства и заведения наследственного дела нотариус становится обязательным участником наследственных организационных отношений. Степень его участия зависит от каждого конкретного наследственного дела и обусловлена такими факторами, как ценность наследственного имущества, наличие или отсутствие завещания, а также исполнителя завещания, инициатива- наследников, и других субъектов наследственных процедур по привлечению нотариуса к их осуществлению.
Однако некоторые действия нотариус обязан осуществить при каждом случае получения сообщения об открытии наследства. Такими действиями являются установление круга наследников и выявление состава и местонахождения наследственного имущества. [21.C.20]
Для установления круга наследников, прежде всего, необходимо знать, оставил ли наследодатель завещание, или же наследование будет осуществляться по закону. Учитывая, что наследодатель имеет право удостоверить завещание в любой точке нашей страны, а также за ее пределами, абсолютно точно, ответить на этот вопрос практически невозможно:
Кроме, того, остается нерегламентированным вопрос о месте хранения завещаний, приравниваемых к нотариально удостоверенным (ст.1127 ГК),, в случае, если место жительства завещателя неизвестно, а также завещаний, совершенных на территории РФ гражданами, проживающими в иностранных , государствах, с которыми Россия не заключила международных договоров о правовой помощи по гражданским делам. Следует согласиться с высказанным Н.В. Сучковой [29.C.112] предложением о направлении их в Министерство юстиции РФ.
Если завещание наследодателя обнаружено, следующими действиями нотариуса являются определение соответствия завещания закону, установление его содержания, извещение наследников об открывшемся наследстве (ст. 61 Основ законодательства о нотариате) [6] и разъяснение содержания завещания наследникам. ГК РФ [2] не устанавливает общую процедуру оглашения завещания после смерти наследодателя, подробно описывая только порядок установления и оглашения воли завещателя, закрепленной в закрытом завещании.
Представляется, что в процедуре оглашения закрытого завещания можно выделить следующие этапы:
Фиксация момента поступления сообщения о смерти завещателя, необходимая для исчисления сроков, отведенных законом для оглашения текста закрытого завещания. В литературе отмечается, что для этого от лица, представившего нотариусу свидетельство о смерти, необходимо принять письменное заявление о факте открытия наследства (в соответствии с п. 63 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний — это заявление о представлении указанного свидетельства, которое регистрируется нотариусом в день поступления в книге регистрации входящей корреспонденции); [29.C.34]
Назначение даты и времени оглашения закрытого завещания и принятие мер к уведомлению наследников по закону. Если лицо, представившее нотариусу свидетельство о смерти завещателя, является наследником по закону завещателя, нотариус сообщает ему дату и время вскрытия конверта с закрытым завещанием (п.66 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний). В данном случае также возможно уведомление наследников по закону через средства массовой информации (ст. 61 Основ законодательства о нотариате). Невозможность или нежелание наследников присутствовать при вскрытии конверта и оглашении закрытого завещания либо отсутствие у нотариуса сведений о наследниках или их месте нахождения не являются основанием для продления (приостановления) пятнадцатидневного срока, установленного для вскрытия конверта с закрытым завещанием (п. 68 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний). [29.C.36]
Привлечение свидетелей, установление личности, свидетелей и пожелавших присутствовать заинтересованных лиц из числа наследников по закону, проверка родственных, брачных или иждивенческих отношений наследников с наследодателем. Хотя Федеральная нотариальная палата и некоторые авторы утверждают, что на свидетелей, в присутствии которых вскрывается конверт с завещанием, распространяются ограничения, предусмотренные в п.2 ст. 1124 ГК РФ [2], в самом п.2 ст. 1124 ГКРФ не установлено, что закрепленные в нем требования к свидетелям применяются при оглашении закрытого завещания.
Представляется, что такая формулировка вызвана невозможностью предугадать при выборе свидетелей для вскрытия закрытого завещания, являются ли они лицами, в пользу которых составлено завещание или сделан завещательный отказ, супругами таких лиц, их детьми или родителями. В случае если после оглашения окажется, что один или несколько свидетелей являются наследниками по завещанию или иными, указанными в абз. 3 п. 2 ст. 1124 ГК РФ лицами, этот факт не может опорочить процедуру оглашения завещания, так как требования п. 2 ст. 1124 ГКРФ на нее не распространяются. Тем не менее, полный отказ от регулирования этого вопроса также нельзя признать удачным. Представляется, что свидетелями» не могут быть граждане, названные в абзацах 2, 4-7 п.2 ст. 1147 ГКРФ .[29.C.31]
Извлечение конверта с закрытым завещанием из конверта хранения в присутствии всех заинтересованных лиц и свидетелей, вскрытие конверта с завещанием и оглашение вслух текста обнаруженного документа в присутствии не менее чем двух свидетелей и пожелавших присутствовать при этом заинтересованных лиц из числа наследников по закону (п.4 ст. 1126 ГК). [35.C.29]
Составление протокола вскрытия и оглашения закрытого завещания. Отсутствие в конверте какого бы то ни было документа, а равно обнаружение документа, не имеющего юридического значения, не может препятствовать составлению протокола. После того, как свидетели ознакомятся с текстом протокола, протокол подписывается нотариусом и свидетелями.
Н.В. Сучкова, обращая внимание на требование п.4 ст. 1126 ГК о занесении в протокол полного текста завещания, отмечает, что предписанная, законодателем процедура оглашения закрытого завещания может превратиться, в весьма протяженное по времени мероприятие и тем самым осложнить работу нотариуса, поскольку закрытое завещание кроме распоряжения о судьбе имущества может содержать мемуары, размышления о жизни и т.д., переписывание которых в протокол является нецелесообразным. [29.C.19]
Следует согласиться с мнением данного автора о необходимости корректировки в этой части ст. 1126 ГКРФ. Устранение требования о внесении полного текста завещания в протокол может быть компенсировано положением о выдаче наследникам нотариально удостоверенной копии завещания.[37.C.30]
Еще одну проблему может представлять случай обнаружения в конверте документа, изложенного на языке, не известном нотариусу. Требование закона о немедленном оглашении текста завещания носит императивный характер. Таким образом, нотариус, формально выполнив всю предварительную процедуру вскрытия закрытого завещания, лишен возможности завершить нотариальное действие - огласить завещание, без предварительного и надлежащим образом оформленного перевода текста. Методические рекомендации по удостоверению завещаний предусматривают единственно возможный выход из этой, ситуации: при обнаружении в конверте с закрытым завещанием документа, изложенного не на государственном языке, нотариус без оглашения этого документа составляет Протокол вскрытия закрытого завещания по аналогии с формой №69 Форм реестров, свидетельств и удостоверительных надписей, со ссылкой в нем на невозможность оглашения обнаруженного в конверте документа из-за изложения его не на государственном языке. В силу пункта 4 статьи 1126 ГКРФ в Протоколе вскрытия закрытого завещания нотариусом полностью воспроизводится текст документа (в том числе, с применением технических средств) (п. 78).[37.C.61]
В литературе справедливо отмечается, что при этом возникает масса иных вопросов (ненахождение необходимого переводчика, нарушение срока оглашения закрытого завещания), и предлагается разрешить данную ситуацию законодательным требованием изложения закрытого завещания на языке, имеющем статус государственного. Однако представляется, что такое решение может повлечь нарушение закрепленного ч. 2 ст. 19 Конституции РФ [1] принципа равенства прав и свобод человека и гражданина и предусмотренного ч. 2 ст. 26 Конституции РФ [1] права на пользование родным языком. Из анализа установленных в ст. 3 Федеральным законом от 1 июня 2005 г. N 53-Ф3 "О государственном языке Российской Федерации"- сфер обязательного использования государственного языка РФ, можно сделать вывод, что обязанность использовать государственный язык характерна для субъектов публичных отношений либо для субъектов такой деятельности, которая направлена на неопределенный круг лиц в рамках всей страны. Завещание же является частным актом гражданина, и может быть составлено им на любом, выбранном им языке.Выдача наследникам нотариально удостоверенной копии протокола. Подлинник завещания хранится у нотариуса. [37.C.100]