Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Потенциал предприятия — это совокупность ресурсов, которые находятся в распоряжении предприятия, и имеют наиважнейшее значение для возможностей и границ функционирования предприятия в различных условиях.

Стратегические ресурсы – это те ресурсы,oбъёмы и структура которых можно изменить только приняв соответствующие решения. Когда имеют место условия кризиса платежей, то стратегическими ресурсами становятся финансовые и ликвидные активы, кредитные линии.

Если мы возьмём за пример нормальные условия, то важным элементом потенциала будут рассматриваться ресурсы, способные обеспечить достижение конкурентных преимуществ, таких как технологии, патенты, интеллектуальные ресурсы и оборудование.

Понятие «пoтенциaл» означает возможность предприятия достичь определённых целей с помощью секретной технологии или достаточного количества сресдтв.

Потенциал коммерческого предприятия — это спoсoбнoсть производить и поставлять на рынок продукцию, которая является объектом спроса и обеспечивает получение прибыли при наиболее эффективном использовании всех необходимых ресурсов .

Структура располагаемых предприятием ресурсов, необходимых для производства новой продукции (производственного оборудования, площадей, технологических процессов, кадрового, информационного и финансового обеспечения, материальных и иных ресурсов) должна точно соответствовать реализуемой программе выпуска данной продукции. Выходит, извлечение достаточной нормы прибыли в условиях жёсткой конкуренции возможно только при использовании современных технологий, эффективного производственного оборудования и высокопрофессионального менеджмента.

Термин «потенциал» имеет место в отличающихся друг от друга секторах управления национальной экономики: потенциал страны, региона, отрасли, предприятия, производственного подразделения и отдельно взятого работника. Из всего этого становится ясно, что структура и параметры ресурсов на разных уровнях управления остаются одинаковыми. В отношении коммерческого предприятия термин «потенциал» можно употребить в сочетании с разными экономическими категориями. Особенно, когда речь идёт о различных видах потенциалов: потенциал менеджмента, роста стоимости предприятия, поставщика, покупателя, жизненного цикла предприятия и продукции, конкурентной безопасности, потенциал сбытовой, маркетинговый и ресурсный. Интеграция перечисленных потенциалов позволит получить числовую оценку производственного конкурентоспособного потенциала предприятия.


Виды потенциала предприятия

Все имеющиеся различия потенциалов, которые есть на предприятии можно собрать в одно, общее для всех понятие – производственный или конкурентный потенциал. Частные виды потенциалов: менеджмента, ресурсный, маркетинга, сбытовой, поставщика, инвестиционно-инновационный, финансовый, жизненного цикла предприятия, технической подготовки производства (конструкторской и технологической), производственный, логистический, роста стоимости бизнеса (предприятия).

Конкурентный потенциал предприятия

Нередко предприятиям требуются дополнительные виды частного конкурентного потенциала, сюда относятся: потенциал покупателя, потенциал экономической безопасности, предпринимательский (коммерческий) потенциал, креативный потенциал.

Потенциал покупателя — способность покупателя приобретать товар по цене и качеству, удовлетворяющие его полностью. Цена продукции ограничивается платежеспособным спросом, а его качество — возможностью отвечать в наиболее полной мере необходимым потребительским свойствам.

Потенциал экономической безопасности — интегрированная числовая оценка, которая характеризует степень финансовой устойчивости и надежности существования предприятия на рынке.

Предпринимательский (коммерческий) потенциал — различные способности субъекта по занятию предпринимательской (коммерческой) деятельностью на определённом целевом рынке.

Креативность (от англ. creativity) — уровень творческой одарённости, способности к творчеству, потенциал (внутренний ресурс) человека, способность находить необычные способы решения проблем, нестандартное мышление, поиск решения там, где его никто не ищет.

По ходу работы на предприятии формируется список наиболее важных частных видов конкурентных потенциалов, которые предназначены для определения уровня конкурентоспособности предприятия, однако, имеющие и собственные задачи и систему показателей, используемых при оценке конечных результатов практического потенциала. При условии, что числовые оценки конечных показателей будут выше или ниже, чем у конкурентов стратегической группы, то в данном случае есть возможность выяснить сильные и слабые стороны в предпринимательстве.


Важным элементом в построении системы управления потенциалом является научно обоснованная концепция, которая учитывает и особенности организации, функционирования деятельности предприятия, и так же состояние внешней среды и его в ней положение.

Возможность оперативно реагировать на растущие угрозы, заниматься разработкой мероприятий для предотвращения этих угроз, а так же извлечение уроков и возможной выгоды для укрепления собственных позиций целиком зависит от трезвой оценки внешней среды.

Самое важное в предпринимательской деятельности – это управление его конкурентоспособным потенциалом.

Конкурентный потенциал предприятия — системное образование ресурсов, характеризующееся соответствующими количественными и качественными показателями (параметрами) и отражающее возможности активного, динамического саморазвития в процессе целенаправленной деятельности в условиях быстро изменяющейся внешней среды.

Общий конкурентный потенциал предприятия как субъекта рынка – это его интегральный конкурентный потенциал. Назовём различные виды частного конкурентного потенциала и приведем основные показатели оценки, которые позволят определить конечный результат от его практического использования.

Внешняя среда оказывает имеет большое значение, если говорить о её влиянии на уровень конкурентоспособности предприятия как на федеральном, так и на региональном уровнях. Принятые на этих уровнях законодательные или иные решения могут препятствовать успешной деятельности предпринимательских структур или, наоборот, создавать для них благоприятные условия. Эти условия называются предпринимательским климатом, обеспечивающим получение предприятиями некоторых преимуществ в достижении желаемого уровня конкурентоспособности.

Потенциал менеджмента предприятия

Менеджмент (в предпринимательстве) — это система управления производством, предназначенная для реализации стратегических целей и сформулированная в миссии предприятия.

Показатели оценки конечных результатов использования потенциала менеджмента на предприятии:

  • эффективность использования привлекаемых инвестиций (заемного капитала);
  • эффективность использования собственного основного и оборотного капитала;
  • коэффициенты использования производственных площадей, а также складских помещений;
  • коэффициенты использования испытательных стендов (в том случае, когда речь идет о машиностроительной промышленности);
  • коэффициенты, которые отражают полноту использования рабочего времени основными и вспомогательными работниками.

Инновационный потенциал предприятия

Инновационный потенциал - способность предприятия осуществлять впервые или воспроизводить какую-либо инновацию; совокупность кадровых, материально-технических и информационных ресурсов (накопленные знания), предназначающиеся для решения стоящих перед хозяйствующей организацией проблем научно-технического развития, в том числе и непрерывное использование этих ресурсов, что способствует осуществлению научно-технической и организационной деятельности по решению задач развития продукции и производственной системы.

Показатели оценки эффективности реализации инновационного потенциала:

  • количество внедренных инновационных проектов в течение определенного периода (например, года);
  • объем инвестиций, затраченных на реализацию инновационных проектов;
  • суммарный экономический эффект и эффективность от реализации внедренных в течение определенного периода инновационных проектов.

Производственный потенциал предприятия

Производственный потенциал - потенциальный объем производства продукции; потенциальные возможности основных фондов и оборотных средств; потенциальные возможности использования сырья и материалов; потенциальные возможности профессиональных кадров; финансовый потенциал.

Критерии, оценки, конечные результаты использования производственного потенциала:

  • уровень использования производственной мощности;
  • объем реализуемой продукции за определенный период;
  • удельный вес в производственной программе продукции высшей категории качества;
  • наличие достаточно полного сформированного портфеля заказов (заявок на поставку продукции):
  • уровень обеспеченности оборотным капиталом;
  • рыночная стоимость предприятия (капитализация);
  • производительность труда (выработка);
  • материалоемкость.

Логистический потенциал предприятия

Логистический потенциал - отражает способность предприятия реализовывать логистические функции и операции при достижении максимально возможных конечных результатов и минимально необходимых затрат.

Общий стратегический конкурентный потенциал предприятия можно выразить в виде следующей функции:

  • П — произведение частных р-х потенциалов предприятия;
  • Пр — числовая оценка частного конкурентного потенциала предприятия р-го вида;
  • р — разновидность частного потенциала предприятия.

Потенциал предприятия не является постоянной величиной, подвержен изменениям, в нормальных условиях (в сравнении с другими характеристиками предприятия) имеет более высокую степень устойчивости. проявляет замедленную и ослабленную реакцию на положительные воздействия. Разрушительные воздействия могут иметь достаточно быстрый эффект, например, если на металлургическом предприятии остановить доменную печь, то его потенциал может упасть едва ли не до нуля

Ресурсный потенциал предприятия

Ресурсный потенциал — интегральная числовая оценка эффективности использования в процессе предпринимательской (коммерческой) деятельности различных видов ресурсов, необходимых для производства и сбыта готовой продукции.

Ресурсный потенциал делится на две группы: технико- технологический и кадровый.

В составе технико-технологического потенциала можно выделить такие ключевые показатели оценки конечных результатов его использования:

  • стоимость основных производственных фондов (ОПФ);
  • износ основных производственных фондов (в %);
  • коэффициенты обновления и выбытия ОПФ;
  • удельный вес применяемых современных технологий (в%);
  • фондоотдача (руб./руб.);
  • рентабельность использования ОПФ (руб./руб.).

Критериями оценки конечных результатов использования кадрового потенциала являются:

  • степень обеспеченности предприятия квалифицированными
  • кадрами;
  • коэффициент использования трудовых ресурсов (главным образом лимитирующих);
  • коэффициенты оборота по приему-выбытию персонала;
  • коэффициент текучести кадров;
  • совокупная стоимость кадров предприятия.

Ресурсы — это вид потенциальных ценностей, которые необходимы для осуществления какого-либо вида экономической деятельности (например, коммерческой, предпринимательской, инвестиционной ); определенный набор необходимых факторов производства, предназначенный для достижения стратегических целей или решения стратегических и иных задач.

«Ресурсы» и «затраты» не являются синонимичными. Их может отделять друг от друга фактор времени или какие-либо действия над ними.

Затраты — это расход материальных, трудовых, финансовых, информационных и других видов ресурсов в стоимостном выражении для обеспечения процесса расширенного воспроизводства. Затраты — выраженный в денежной форме произведенный расход производственных ресурсов (живого труда, производственных фондов, материальных, финансовых), требующихся для изготовления продукции, товара, реализации предпринимательского проекта и т.п.