Файл: Потенциал предприятия и оценка его использования..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 137

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Производственные затраты — это истраченные в процессе изготовлений готовой продукции разного рода ресурсы.

ПОТЕНЦИАЛ МАРКЕТИНГА ПРЕДПРИЯТИЯ

В целом можно обозначить маркетинг как (Marketing) — науку управления и овладения рынком, главной целью которой является наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей и получение на этой основе приемлемой нормы и массы прибыли. Потенциал маркетинга представляет собой неотъемлемую часть конкурентного потенциала предприятия. Это совокупность возможностей предприятия для осуществления эффективного маркетинга. В целом, потенциал маркетинга – это сумма методических, материальных и информационных ресурсов, обеспечивающих маркетинговую деятельность.

Потенциал маркетинга — это числовая оценка, которая отражает наличие у предприятия реальной возможности своевременно отслеживать и быстро реагировать на в любые изменения в макро- и микрорыночной среде.

В случае положительного итога деятельности будет выполнение тех плановых конечных результатов деятельности предприятия, на которые способна повлиять система маркетинга. Критерии оценки конечного результата использования маркетингового потенциала:

Расходы на рекламу и стимулирование сбыта, продвижение товаров (бесплатное предоставление образцов, участие в выставках и др.).

Численность сформированной постоянной клиентской базы.

Уровни цен по главным товарным позициям, использование скидок.

Потенциальный объем товарооборота (на основе данных о спросе).

Уровень конкуренции на целевом рынке.

Развитость системы коммуникации.

Доля завоеванного рынка.

Расходы на поддержание имиджа предприятия.

Коэффициент стабилизации состава покупателей, относимых к категории постоянных.

Темпы привлечения новых покупателей.

Затраты (бюджет) денежных средств, расходуемых на рекламу.

Темпы роста бюджета, выделяемого на проведение рекламных кампаний.

Эффективность проведения рекламных кампаний.

Расходы на маркетинговые исследования рынка.

Коэффициент эффективности затрат, расходуемых на маркетинг.

Числовая интегрированная оценка эффективности использования маркетингового потенциала может быть определена по формуле:

  • Пм — интегрированная оценка, характеризующая эффективность использования маркетингового потенциала коммерческого предприятия;
  • Пi — фактическая величина i-го показателя, полученная в результате реализации маркетингового потенциала (i = 1,..., n);
  • βi — весовой коэффициент i-го показателя оценки маркетингового потенциала (определяется обычно экспертным путем).

СБЫТОВОЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Сбытовой потенциал — это наличие реальной возможности у предприятия производить и продавать продукцию как в oбъёме завoёваннoй им дoли целевого рынка, так и в превосходящем его (при наличии благоприятной рыночной конъюнктуры).

Это относится к компетенции системы маркетинга.

Целевые установки и основные долгосрочные решения в предпринимательской деятельности предприятия разрабатываются обычно исходя из приоритета рыночной информации о сбыте над сферой производства продукции. Это значит, что стратегические решения принимаются на основе учета показателей (критериев), предназначенных для оценки сбытового конкурентного потенциала.

Критерии оценки использования сбытового конкурентного потенциала:

  1. Объем продаж товара (выполненных работ, предоставленных услуг) в течение определенного периода (например, года), руб.
  2. Наличие развитой дилерской сети (охват дистрибьюторской сети).
  3. Эффективность дистрибьюторской сети.
  4. Затраты на стимулирование продаж продукции (оказания услуг).
  5. Объем пред- и послепродажного сервисного обслуживания.
  6. Количество каналов сбыта (точек сбыта).
  7. Количество посредников, принимающих участие в сбыте товара.
  8. Расходы денежных средств, направляемых на мотивацию посредников.
  9. Расходы средств, связанных с компенсациями по рекламациям.
  10. Объем оборотного капитала, связанного в запасах готовой продукции на складе.

ПОТЕНЦИАЛ ПОСТАВЩИКА

Потенциал поставщика — возможности и реальные способности поставщика диктовать покупателям наиболее выгодные для себя экономические условия продажи материально-технических ресурсов в отношении цены (например, путем искусственного завышения) и качества (например, посредством его понижения).

Оценки результатов использования конкурентного потенциала поставщика:

  1. Цена за единицу поставляемого товара, руб.

2) Расстояние до поставщика, км.

3) Финансовое состояние поставщика.

4) Удельный вес продукции высшего качества (качество продукции).

5) Удельный вес поставок товара, который может быть поставлен точно в срок, в %.

6) Величина процентных скидок за оптовые партии повышенного размера, в %.

7) Длительность непрерывного сотрудничества в годах.


8) Максимальная продолжительность отсрочки платежа за товар (товарный кредит), предоставляемая фирмой-поставщиком покупателю в днях.

9) Период, в течение которого предоставляется скидка по оплате приобретенных материальных ресурсов, в днях.

10) Процент скидки за поставляемый товар в течение периода действия скидки.

11) Наличие равноценных промежуточных складов у поставщика, шт.

12) Возможность внеплановых поставок.

13) Расход средств, связанных с обеспечением функционирования системы сбыта в целом.

ФИНАНСОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ПРЕДПРИЯТИЯ

Критерии оценки результатов использования финансового потенциала предприятия:

* объем получаемой чистой прибыли;

* коэффициент абсолютной ликвидности (нормативное значение 0.2);

* коэффициент текущей ликвидности (нормативное значение менее 2.0);

* коэффициент обеспеченности собственными средствами (нормативное значение не менее 0,1);

* коэффициент финансовой независимости;

* коэффициент финансового левериджа.

Коэффициент финансового левериджа (плечо финансового рычага) определяется как отношение заемного капитала к собственному капиталу. Он прямо пропорционален финансовому риску предприятия, отражает надежность, рейтинг и доверие к нему.

Для получения достоверной оценки коэффициента финансового ливериджа его следует рассчитывать не поданным бухгалтерской отчетности, а по рыночной оценке стоимости активов. По успешно функционирующим на рынке предприятиям достаточно часто их рыночная стоимость превышает балансовую стоимость, следствием чего являются получение меньшего значения коэффициента финансового левериджа и снижение уровня финансового риска.

Эффект финансового рычага (ЭФР) показывает, на сколько процентов увеличивается рентабельность собственного капитала за счет привлечения заемных средств. Эффект возникает за счет разницы между рентабельностью использования активов предприятия (собственных средств) и стоимостью заемных средств. Положительная разница может иметь место только в том случае, если экономическая рентабельность активов фирмы больше ставки процента по кредиту. Рекомендуемое значение ЭФР — 0,33-0,5. Эффект финансового рычага рассчитывается по формуле:

* Кн — коэффициент налогообложения, в виде десятичной дроби;

* Рс — рентабельность совокупного капитала до уплаты налогов. %;


* Цз.к — средневзвешенная цена заемного капитала, %;

* 3.К — среднегодовая сумма заемного капитана;

* С.К — среднегодовая сумма собственного капитана

Методы комплексной оценки финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности это элемент управления предприятием, она выступает одним из этапов управленческой деятельности и является важным источником информации для принятия и обоснования эффективных управленческих решений.

Главной целью комплексного анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является оценка эффективности деятельности коммерческой организации и выявление резервов ее повышения.

По сегодняшний день на практике не выработано какой то единой, общепризнанной методики проведения комплексной оценки, широко используются разнообразные методические рекомендации, разные группы показателей, коэффициентов и критериев. Но объединяющим признаком всего набора инструментов финансового анализа является то что, они основаны на соотношении результатов и затрат ресурсов, осуществленных для достижения этих результатов. Можно выделить две основные группы методов комплексной оценки, рассмотрим их подробнее.

Методы не использующие единый интегральный показатель

1. Метод расчета и сравнения показателей на основе применения горизонтального (а также динамического и структурного) анализа. Анализируются такие показатели, как объем продаж, размер капитала, величина чистых активов, среднегодовая величина основных средств, величина прибыли, величина собственных оборотных средств и др. Их можно представить в табличной форме в сравнении с прошлогодними, плановыми данными. В этом случае целесообразно проводить анализ отклонений (для примера см. Анализ структуры баланса).

Оценка осуществляется в основном по принципу: «лучше или хуже» сработало предприятие по сравнению с предыдущим годом. Важную информацию содержат также данные о темпах роста и приросте показателей. Темпы роста изучаемых показателей должны быть такими, чтобы выполнялись общие правила, отражающие объективные экономические закономерности:


Прибыль > Продажи > Оборотные средства > Активы;

Фонд оплаты труда < Объем производства продукции;

Валовая прибыль < Прибыль от продаж < Чистая прибыль.

Невыполнение приведенных соотношений может свидетельствовать о снижении эффективности деятельности вследствие возникновения определенных причин и неблагоприятных условий в ходе хозяйственной деятельности. Анализ способствует выявлению указанных причин и обстоятельств и разработке мер для их устранения.

2. Метод анализа экономических и финансовых коэффициентов. Анализ включает расчет соотношений отдельныхпоказателей, сопоставление позиций финансового отчета с позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей. Различные показатели, характеризующие финансовое состояние или финансовые результаты деятельности, могут быть объединены в несколько групп, представленных ниже.

  • Коэффициенты имущественного положения: годность; обновление; износ основных средств; выбытие основных средств; доля внеоборотных активов в составе активов; доля запасов в составе оборотных активов.
  • Коэффициенты, характеризующие количественное использование ресурсов: фондоемкость; материалоемкость; зарплатоемкость; амортизациоемкость.
  • Коэффициенты, характеризующие качественное использование ресурсов: материалоотдача; фондоотдача; зарплатоотдача.
  • Коэффициенты ликвидности: текущая; быстрая; абсолютная ликвидность.
  • Соотношения активов и источников их формирования: индекс постоянного (внеоборотного) актива; обеспеченность оборотных активов собственными оборотными средствами; обеспеченность запасов собственными оборотными средствами; маневренность собственного капитала; маневренность оборотных активов.
  • Коэффициенты платежеспособности: общая платежеспособность; платежеспособность за период; платежеспособность по текущим обязательствам; долгосрочная платежеспособность.
  • Коэффициент финансовой устойчивости: автономия (финансовая независимость, концентрация собственного капитала); финансовая устойчивость; финансовая зависимость; финансовый леверидж.
  • Коэффициенты рентабельности: экономическая (рентабельность активов); коммерческая (рентабельность продаж); финансовая (рентабельность собственного капитала).
  • Коэффициенты деловой активности (оборачиваемости): оборачиваемость активов (число оборотов); длительность оборота активов.
  • Коэффициенты рыночной активности: балансовая стоимость акции; доходность акции дивидендная (текущая, рыночная); доходность акции номинальная; курс акции; дивидендный выход; цена-прибыль.