Файл: Понятие предпринимательских договоров.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Пределы свободы заключения гражданско-правовых договоров можно разделить на нормативные и ненормативные. Первые можно рассматривать как пределы, связанные с обязательным заключением договора с заранее определенным контрагентом; с обязательным заключением договора на заранее определенных условиях; с запретом на включение сторонами в договор определенных условий; с ограничением сторон в выборе договорной структуры и вида договора. Ненормативные пределы – пределы, установленные усмотрением сторон, которые могут быть связаны: с изменением воли и волеизъявления стороны в процессе формирования содержания предстоящего договора; с усмотрением сторон на предоставленную возможность нормами права действовать в пределах, установленных законом или договариваться по-иному; с влиянием обычаев и обыкновений делового оборота.

Современная российская судебная практика в отношении условий договора придерживается п. 4 ст. 421 ГК и при рассмотрении спорного обязательства исследует те условия, по которым достигли стороны соглашения, даже тогда, если они являются дополнительными или случайными. ГК устанавливает, что при толковании договора арбитражным или третейским судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем выражений. При неясности буквального смысла условия договора он устанавливается сопоставлением его с другими условиями и смыслом договора. При невозможности определения содержания договора выясняется общая воля сторон с учетом его цели.

Что касается свободы выбора партнера, то в предпринимательской деятельности она играет большое значение, особенно в процессе приватизации.

Гражданское законодательство содержит нормы, прямо предписывающие субъекту права обязательный порядок заключения договора с определенным контрагентом; выбор контрагента может осуществляться на конкурсах и аукционах, выигрыш которых влечет за собой обязанность лица, осуществляющего выбор, заключить договор с победителем; свобода выбора партнера предполагает право выбирающего на компетентный отказ от заключения договора с отдельными претендентами при наличии у них равных возможностей исполнения будущих обязательств; свобода выбора всегда содержит в себе риск совершения ошибочного выбора партнера, который может привести к неисполнению или ненадлежащему исполнению договора.

Особенностью предпринимательских договоров является то, что споры, связанные с их заключением, изменением, расторжением и исполнением рассматриваются в специальном порядке (арбитражными, третейскими судами). Стороны предпринимательских договоров, одна из которых является иностранным субъектом предпринимательства или предприятием с иностранными инвестициями, вправе предусмотреть в договоре условие о рассмотрении их споров в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палате РФ.


2. Классификация договоров предпринимательских договоров.

Предприниматель в своей хозяйственной практике встречается с необходимостью заключения различных типов договоров и вынужден в соответствии с этим нести различные договорные обязательства, что привело к образованию специальной отрасли права — обязательственного права. Содержание прав и обязанностей сторон зависит в основном от предмета договора, а предметом может быть купля-продажа, кооперация, аренда, посредничество и т. д. На практике предприниматель обычно старается определить для себя типовые формы договоров, которые он мог бы использовать в качестве основы для заключения сделки. В большинстве случаев предприниматели выделяют следующие типы договоров:

• учредительный договор;

• договор купли-продажи;

• договор имущественного найма;

• договор аренды;

• договор лизинга;

• договор подряда;

• договор о кооперации;

• договор о создании консорциума;

• договор поручения;

• договор комиссии;

• агентский договор;

• договор об исключительной продаже товаров;

• договор о франчайзинге;

• договор о факторинге;

• договор хранения;

• договор о создании совместного (смешанного) предприятия;

• договор проектного финансирования.

3. Условия договора (поставки).

Предмет договора

Формулирование этого условия зависит от вида сделки. Формулировка должна отличаться (как и любое условие договора) ясностью, четкостью и невозможностью неоднозначной трактовки.

При осуществлении сделки купли-продажи данное условие может именоваться как "предмет договора" или как "количество товара". Содержание этого пункта сводится к обязанности продавца поставить определенное количество данного товара на условиях, содержащихся в тексте договора, а покупатель обязуется принять и оплатить в точности то количество товара, которое указано в данном пункте договора, и на тех условиях, которые содержатся в тексте договора.

Качество товара

При формулировании этого условия необходимо исходить из результатов сравнительного анализа качественных характеристик своего товара и товара, поставляемого на рынок конкурентами, или доминирующего на рынке товара с усредненными качественными характеристиками. При этом для обеих сторон важно избрать метод закрепления качественных характеристик товара в договоре. Стороны заинтересованы в выборе такого метода, который бы не позволил трактовать по-разному это вписываемое в договор условие. Выбор метода зависит не только от настроя или желания сторон, но и от типа самого товара, поскольку каждый товар имеет свои качественные характеристики, которые и придают товару ценность. Так, применительно к марганцевой руде стороны будут говорить о процентном содержании в руде марганца это и будет основной качественной характеристикой данного товара. При рассмотрении же бумаги в качестве предмета договора стороны будут обговаривать ее тип, плотность и вес, что также характеризует качество этого товара.


Возможна такая формулировка: качество поставляемых по договору товаров должно соответствовать техническим условиям, которые должны быть согласованы сторонами до определенного срока.

Договаривающиеся стороны обычно вносят в текст договора условие о соответствии качества фактически поставляемого товара тем качественным характеристикам, которые закреплены в договоре, а также указывают наименование документа, подтверждающего качество фактически поставляемого товара и наименование организации, имеющей право на выдачу такого документа. Таким документом обычно является сертификат качества или гарантийное обязательство.

Вторым документом, свидетельствующим о качестве фактически поставляемого по договору товара, почти всегда является санитарно-ветеринарное свидетельство или сертификат, назначение которых сводится к констатации соответствия качества товара санитарным и ветеринарным требованиям, изложенным в договоре.

Цена товара

Цена — существенная составная часть договора. Ее следует либо четко оговорить, либо однозначно вывести из условий договора. Цена должна быть зафиксирована в договоре цифрами (в виде количества соответствующих денежных единиц). При сделках, выходящих за пределы одной страны, оговаривается вид валюты, причем риск, связанный с изменением валютного курса, обычно несет одна из договаривающихся сторон.

Форма платежа

Формулирование этого условия договора имеет для предпринимателя весьма важное значение, независимо от того, в какой роли он выступает — продавца или покупателя. Предприниматель-продавец заинтересован в своевременном получении от покупателя платежей, а предприниматель-покупатель заинтересован в своевременном получении от продавца товара. Поскольку платеж соединяет эти две противоположные цели двух различных субъектов отношений, то при осмыслении формы платежа, включаемой в договорные условия, необходимо найти компромиссный вариант решения, чтобы каждая из сторон получила достаточные гарантии достижения своих целей.

Если продавец не уверен в платежеспособности покупателя, то он будет стремиться включить в договор условие о полной (или хотя бы частичной) предоплате, т. е. товар будет поставлен в срок, если он будет предварительно оплачен. Если покупатель не уверен в способности продавца поставить товар (или поставить товар в оговоренный срок), то он будет стремиться включить в договор условие о платежах по факту, т. е. оплачиваться будет поставка только такого количества товара, которое фактически поставлено (получено покупателем).


Различают следующие формы платежа:

• кредитная, когда стороны договариваются о поставке товара в определенный срок и об оплате поставленного то-вара по истечении какого-то времени (например, 3 месяцев) после поставки товара. В этом случае предусматри-вается, что цена товара по данной сделке будет включать рыночную цену плюс процент за пользование кредитом;

• наличная, когда стороны договариваются, что платеж должен предшествовать поставке или следовать сразу за поставкой товара.

Наличные платежи осуществляются различными способами расчетов. Широко используются чековые расчеты, когда по-купатель выписывает на имя продавца чек, т.е. денежный документ установленной формы, содержащий безусловный приказ чекодателя кредитному учреждению (банку) о выплате держателю чека указанной в нем суммы. Применяется как во внутреннем обороте, так и в международных расчетах.

Срок поставки

При формулировании этого условия договора предприниматель исходит из целевой установки: для какой цели ему необходим товар, представляющий собой предмет сделки. Одно дело, когда производственный процесс на его предприятии находится под угрозой остановки из-за нехватки, скажем, сырья. Тогда поставка должна быть произведена как можно раньше. Другое дело, когда товар — предмет сделки — необходим предпринимателю в качестве запаса для нормального хода производственного процесса. При этом предприниматель, естественно, должен (если он выступает в качестве покупателя) исходить из возможностей продавца или изготовителя.

Важной является проблема перехода прав собственности. Право собственности на проданную движимую вещь, как правило, одновременно с передачей вещи переходит на покупателя, если нет особой оговорки об условиях перехода прав собственности на товар.

Оговорка об условиях перехода прав собственности на товар является специальным договорным соглашением, по которому продавец товара является его владельцем до тех пор, пока полностью не внесена покупная цена.

Оговорка об условиях перехода прав собственности на товар может быть согласована при заключении договора. Когда собственность при договорах купли-продажи переходит от продавца к покупателю, то переход риска, т. е. несение риска случайной гибели или порчи товара, может быть отделен от этого процесса. В торговых операциях, в которых заключение договора и отгрузка товара совершаются в разных местах, переход риска имеет место при передаче товара продавцом экспедитору или владельцу транспортного предприятия.


Упаковка и маркировка

Упаковка

Упаковка чаще всего носит роль вспомогательного товара (хотя иногда упаковка может выполнять роль "скрытого экспорта", когда покупателя больше интересует не то, что упаковано, а из чего состоит упаковка, но такие цели покупателя весьма редки на практике). Цель упаковки сводится к рекламе, защите (предохранению) товара и удобству транспортировки, а так-же погрузочно-разгрузочных работ. Упаковка чаще всего пред-полагает использование контейнеров, поддонов (палетов), ящиков, бочек.

При формулировании этого условия предприниматель должен обратить внимание на некоторые весьма важные обстоятельства общего характера, которые можно было бы свести к следующим положениям:

• товар должен упаковываться с учетом габаритов транспортного средства, которое будет осуществлять перевозку товара (в данном случае речь идет прежде всего о допустимых размерах каждого упаковочного места: одно дело, когда товар перевозится по железной дороге, другое — автомобилем);

• упаковка должна предохранять товар от всякого рода по-вреждений и коррозии;

• упаковка должна быть приспособлена к перегрузке кранами и (или) погрузчиками;

• перед упаковкой (если это требуется) товар должен пройти консервацию, обеспечивающую ему защиту от порчи в период транспортировки и хранения;

• продавец несет ответственность перед покупателем за всякого рода порчу оборудования вследствие некачественной или ненадлежащей упаковки и (или) консервации.

Маркировка

Маркировка наносится на упаковку и включает в себя согласованные сторонами сведения. Обычно к таким сведениям относятся:

• наименование производителя;

• наименование покупателя;

• номер заказа (или договора);

• номер упаковочной единицы (в виде дроби, где в знаменателе указывается общее число товарных мест в партии, а в числителе — порядковый номер упаковочного места; например, 3/10 означает, что это третье место в партии, состоящей из 10 мест);

• место назначения;

• точные габариты;

• условные обозначения правил обращения с данным товарным местом ("не кантовать", "верх", "осторожно — стекло" и т. д.); во внутренних перевозках часто используются словарные надписи вместо знаков;

• если товар следует в другие страны, то указывается (на русском и английском языках) страна происхождения товара (например: "сделано в России").

В некоторых случаях партнеры договариваются о внесении в текст контракта сведений о фирмах, которые будут осуществлять упаковку и транспортировку товаров.