Файл: Законодательные органы государственной власти (Совет Федерации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Поправки к принятому в первом чтении законопроекту вносятся в соответствующий комитет в виде текста изменений или дополнений конкретных статей либо предложений об исключении тех или иных положений. Такие поправки могут вносить любые субъекты права законодательной инициативы. Правило о том, что поправки подлежат внесению в письменном виде в комитет, занимающийся разработкой законопроекта, имеет большое значение, ибо помогает преодолеть традиции бытовавшей в свое время на Съезде народных депутатов и в Верховном Совете практики внесения поправок с голоса.

На второе чтение законопроект выносится с таблицами поправок, рекомендуемых комитетом соответственно к отклонению и к принятию. По поручению комитета правовое управление аппарата Думы вносит уточнения в перечень актов федерального законодательства, затрагиваемых в случае принятия законопроекта. Законопроект с таблицами поправок и уточненный перечень направляются инициатору, как правило, не позднее чем за 30 дней до рассмотрения Думой. Они направляются также Президенту и Правительству, если те не являются инициаторами.

Совет Думы включает законопроект в календарь рассмотрения вопросов во втором чтении, не позднее чем за 15 дней до рассмотрения направляет необходимые материалы депутатам и определяет докладчика - представителя ответственного комитета.

На заседании Думы после докладчика выступают полномочный представитель Президента, представители инициатора, Правительства. Фракции и депутатские группы, если имеют возражения, заявляют их в течение трех минут, и после ответа докладчика поправка голосуется. При рассмотрении возражений палата решает вопрос о принятии проекта за основу. При положительном решении на голосование ставится вопрос об утверждении рекомендации комитета по отклонению поправок; в случае утверждения данной рекомендации законопроект голосуется во втором чтении. А при отрицательном решении ставится вопрос о продолжении обсуждения или отклонении законопроекта. Если решено продолжить обсуждение, голосуются поправки, отклоненные ответственным комитетом. Затем происходит голосование законопроекта во втором чтении.

Ответственный комитет редактирует с участием правового управления аппарата Думы принятый во втором чтении законопроект, стремясь устранить возможные внутренние противоречия, установить правильные взаимосвязи статей и внести необходимую редакционную правку, после чего в течение семи дней представляет законопроект в совет Думы.


Третье чтение назначается советом на специально отведенный день недели. Оно заключается только в голосовании законопроекта для принятия в качестве федерального закона. Поправки и обсуждение его содержания более не допускаются. Лишь по требованию депутатских объединений, представляющих большинство депутатов, председательствующий обязан проголосовать вопрос о возвращении ко второму чтению.

Глава 3. Законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации

Законодательные органы государственной власти субъектов РФ рассмотрим на примере Московской области на основе Устава Московской области от 11 декабря 1996 года N 55/96-ОЗ.

Устав Московской области имеет прямое действие и применяется на всей территории Московской области.

Московская область является равноправным субъектом РФ.

Статус Московской области определяется Конституцией РФ и Уставом Московской области, принимаемым Московской областной Думой.

Московская областная Дума является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области.

Московская областная Дума:

принимает Устав Московской области и изменения (поправки) к нему;

осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Московской области и предметам совместного ведения РФ и Московской области в пределах полномочий Московской области;

наделяет гражданина РФ по представлению Президента РФ полномочиями Губернатора Московской области;

заслушивает ежегодные отчеты Губернатора Московской области о результатах деятельности Правительства Московской области, в том числе по вопросам, поставленным Московской областной Думой;

осуществляет иные полномочия, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Московской области.

Московская областная Дума является однопалатной и состоит из 50 депутатов (далее - установленное число депутатов), избираемых по смешанной системе: 25 депутатов - по единому избирательному округу и 25 депутатов - по одномандатным избирательным округам.

В структуру Московской областной Думы входят:

а) Председатель Московской областной Думы;


б) первый заместитель Председателя Московской областной Думы;

в) заместитель Председателя Московской областной Думы;

г) секретарь Московской областной Думы;

д) депутаты Московской областной Думы;

е) постоянные комитеты Московской областной Думы;

ж) постоянные комиссии Московской областной Думы;

з) фракции в Московской областной Думе;

и) аппарат Московской областной Думы.

Постоянные комитеты Московской областной Думы и постоянные комиссии Московской областной Думы образуются на срок полномочий Московской областной Думы для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к ведению Московской областной Думы.

Порядок образования, полномочия и организация деятельности постоянных комитетов Московской областной Думы и постоянных комиссий Московской областной Думы, а также временных органов Московской областной Думы определяются законами Московской области, Регламентом Московской областной Думы и иными нормативными правовыми актами Московской областной Думы.

Депутаты Московской областной Думы, избранные в составе списков кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Московской областной Думе, входят в депутатские объединения (во фракции) (далее - фракции), за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" (далее - Федеральный закон). Фракция включает в себя всех депутатов (депутата), избранных (избранного) в составе соответствующего списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов. Во фракции могут входить также депутаты, избранные в составе списков кандидатов политических партий. Порядок деятельности фракции устанавливается Регламентом Московской областной Думы.

В случаях, установленных законодательством, депутаты Московской областной Думы вправе образовывать депутатские объединения, не являющиеся фракциями. Порядок формирования и деятельности депутатских объединений, не являющихся фракциями, устанавливается Регламентом Московской областной Думы.

Депутаты Московской областной Думы избираются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на срок 5 лет.

Срок, на который избирается депутат Московской областной Думы, начинается со дня избрания его депутатом Московской областной Думы. День окончания срока, на который избирается депутат Московской областной Думы, определяется в соответствии со статьей 8 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ".


Депутат может осуществлять депутатскую деятельность в Московской областной Думе на профессиональной постоянной основе, или на профессиональной основе в определенный период, или без отрыва от основной деятельности. Основанием для перехода депутата на профессиональную постоянную основу является его личное заявление.

Число депутатов, работающих на профессиональной постоянной основе, устанавливается законом Московской области.

Вновь избранные депутаты Московской областной Думы собираются на первое заседание первой сессии председателем Избирательной комиссии Московской области не позднее, чем через три недели со дня проведения выборов депутатов Московской областной Думы, если в состав Московской областной Думы избрано не менее двух третей от установленного числа депутатов.

На этом заседании депутаты Московской областной Думы приносят присягу следующего содержания: "Торжественно обещаю при осуществлении переданных мне избирателями полномочий соблюдать Конституцию РФ и Устав Московской области, добросовестно выполнять обязанности депутата и действовать на благо России и Московской области".

На первом заседании первой сессии Московской областной Думы депутаты тайным голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов выбирают последовательно из своего состава Председателя Московской областной Думы, первого заместителя Председателя Московской областной Думы, заместителя Председателя Московской областной Думы. Секретарь Московской областной Думы избирается на этом же заседании открытым голосованием большинством голосов от числа избранных депутатов Московской областной Думы.

Председатель Московской областной Думы организует работу Московской областной Думы.

Порядок избрания, освобождения от должности и полномочия Председателя Московской областной Думы, первого заместителя Председателя Московской областной Думы, заместителя Председателя Московской областной Думы, секретаря Московской областной Думы определяются настоящим Уставом, законами Московской области и Регламентом Московской областной Думы.

Полномочия депутата Московской областной Думы регулируются федеральным законодательством, настоящим Уставом, законами Московской области, Регламентом Московской областной Думы, иными нормативными правовыми актами Московской области. Срок полномочий депутатов Московской областной Думы одного созыва составляет 5 лет.

Полномочия депутата Московской областной Думы прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом, другими федеральными законами и Законом Московской области "О статусе депутата Московской областной Думы".


В случае досрочного прекращения депутатских полномочий замещение образовавшегося вакантного депутатского мандата осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" и законом Московской области.

Депутатом Московской областной Думы может быть избран гражданин РФ, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достигший ко дню выборов 21 года и обладающий в соответствии с федеральным законом избирательным правом.

В течение срока своих полномочий депутат Московской областной Думы не может быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ, судьей, замещать иные государственные должности РФ, иные государственные должности Московской области, должности федеральной государственной службы, должности государственной гражданской службы Московской области, а также муниципальные должности и должности муниципальной службы, если иное не предусмотрено Федеральным законом.

Депутат Московской областной Думы, осуществляющий свою деятельность на профессиональной постоянной основе, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных организаций, иностранных государств, международных и иностранных граждан и лиц без гражданства.

В случае, если деятельность депутата Московской областной Думы осуществляется на профессиональной постоянной основе, указанный депутат не может участвовать в качестве защитника или представителя (кроме случаев законного представительства) по гражданскому или уголовному делу либо делу об административном правонарушении.

Депутат Московской областной Думы не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории РФ их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором РФ или законодательством РФ.

Депутат Московской областной Думы не вправе использовать свой статус для деятельности, не связанной с осуществлением депутатских полномочий.